При обсуждении принципов комплектования российской армии сегодня, как правило, предлагается 2 крайние альтернативы – служба по призыву для каждого или полный перевод войск на контрактную основу. Немногие помнят, что и в царской России, и в СССР в кадровый состав армии записывали далеко не всех призывников, а только тех, кому выпал соответствующий жребий.
Призывная жеребьёвка в царской России
Институт жеребьёвки в армии возник по той причине, что количество желающих солдат было больше, чем требовалось. Подобное наблюдалось в XVIII веке, когда срок военной службы в разные годы составлял от 10 до 25 лет. В 1732 председатель Военной коллегии при императрице Анне Иоанновне, Христофор Миних, впервые утвердил набор рекрутов по жребию.
В различных формах армейская жеребьёвка просуществовала до революции 1917 года. Окончательный вид данная процедура приобрела в ходе военной реформы Милютина, который в 1874 году ввёл всеобщую воинскую повинность. Призывник мог быть зачислен на действительную военную службу сроком на 6 лет или освобожден от неё. Впрочем, не поступивших в армию всё же учили держать оружие в руках – с этой целью их записывали в народное ополчение.
Жребий красноармейца
18 сентября 1925 года был принят закон «Об обязательной военной службе», в котором говорилось о «почётной обязанности» для трудящихся – «оборонять Союз ССР с оружием в руках». Форма прохождения службы определялась жребием.
В большинстве округов жеребьёвка проводилась заочно, но были и территории, где процедура осуществлялась в военкоматах. Судя по снимкам, опубликованным в СМИ того времени, в Москве жеребьёвку проводили непосредственно перед прохождением медицинской комиссии. На фотографиях 21-летние обнаженные юноши тянут номера из прозрачного лототрона. Выстраиваться для этого они должны были исключительно в том порядке, в котором фигурировали в призывных списках.
Ни один вытянутый номер не освобождал от службы, однако было три варианта её прохождения. Часть призывников зачислялась в кадровый состав частей Красной Армии. Другие пополняли переменный состав территориально-милиционных дивизий. Эти формирования, созданные на основе идей Фридриха Энгельса о «вооружённом народе», представляли собой нечто среднее между армией и ополчением, в них проводились регулярные военные сборы раз в 8-12 месяцев. Наконец, третий вариант предполагал зачисление на вневойсковое обучение с периодическими сборами.
Стоит отметить, что в жеребьёвке не участвовали выпускники вузов и ряда других учебных заведений – они должны были поступать только в кадровый состав частей РККА на строевые должности. Однако процент образованных призывников был весьма небольшим по сравнению с основной массой, состоявшей из крестьянских парней.
Отмена жеребьёвки
Уже в 1927 году один из авторов журнала «Война и революция» назвал вопрос об армейской жеребьёвке «злободневным».
«Главнейшим отрицательным моментом жеребьёвки остается несовместимость ее с существующими требованиями отбора призываемых, так как призывные комиссии связаны номерами жребия», — отмечалось в публикации.
В качестве альтернативы предлагалось сначала проводить медосвидетельствование, а уже затем распределять призывников по родам войск в зависимости от уровня физической подготовки и других данных. Чтобы собрать информацию, следовало ставить на учёт допризывников и заниматься допризывной подготовкой. Подобным образом, очевидно, рассуждали и в наркомате обороны. Жеребьёвка была отменена в 1930 году. А с 1935 года, когда начался перевод территориальных дивизий «на кадр», она окончательно утратила первоначальный смысл.
В настоящее время возврат жеребьёвке в России не обсуждается, хотя подобная практика всё ещё существует в некоторых странах мира. Например, в Таиланде призывник имеет право выбора – или он добровольно служит 1 год или тянет жребий. В зависимости от результата жеребьёвки молодой таиландец либо вовсе освобождается от воинской службы, либо должен провести в армии 2 года. Эксперименты с призывом по жребию проводятся и на постсоветском пространстве, например, в Таджикистане.