Почему избежал расплаты пулеметчик «Чудовище Омахи» — немец, убивший 2000 американцев
Высадку союзников в Нормандии в начале лета 1944 года можно назвать самой трагической страницей в истории американской армии. Несмотря на то, что немецкая линия обороны «Атлантический вал» так и не была закончена, десант на побережье сопровождался колоссальными потерями живой силы и военной техники. Немецкий пулеметчик по прозвищу «Чудовище Омахи» стал одной из жутких легенд этого эпизода Второй мировой войны.
Из-за нехватки времени и ресурсов, которые немцами с каждым месяцев войны ощущались все сильнее, строительство сплошной линии укреплений «Атлантический вал» превратилось в возведение отдельных бетонных фортов. Немцы называли их Widerstandsnester («Гнезда сопротивления») и каждому присваивали название из двух букв WN и порядкового номера.
Остатки укреплений «Атлантического вала»
В секторе вторжения, имевшем условное название «Омаха-Бич», находились опорные пункты от WN-60 до WN-74 и именно здесь разворачивались самые трагические события на побережье. Здесь с самого начала все пошло не так, как нужно. Корабельная артиллерия должна была подавить огневые точки врага, но отработала по целям крайне неудачно, нанеся минимальный ущерб.
После этого подвели английские и американские бомбардировщики, из-за тумана сбросившие свой смертоносный груз мимо немецких укреплений. Но страшнее всего было не это, а отвратительная подготовка самого десантирования. Из 32 плавающих танков «Шерман» 27 сразу же пошли ко дну и были безвозвратно утеряны.
Затем настал черед солдат — их начали высаживать на глубине более 2 метров, поэтому первые жертвы в секторе «Омаха-Бич» появились еще до того, как нацисты открыли огонь. Несущие на себе оружие и ящики с боеприпасами бойцы просто тонули в море возле самого берега.
Именно в этот трагичный момент и заработали немецкие пулеметы, без промаха разившие бредущих по грудь в воде американцев. Капитан Ричард Меррил из 2-го батальона рейнджеров позднее вспоминал этот момент так:
Солдаты 5-го корпуса 1-й американской армии, которым посчастливилось добраться живыми до пляжа, попадали под огонь укрепления WN-62, в котором служил пулеметчиком молодой ефрейтор Генрих Северло. На войне он был второй год, но в серьезных схватках не участвовал до этого ни разу. В 1942 году, когда парню не было еще и 20, его призвали на службу в 19-м легкий артиллерийский резервный дивизион в Ганновер-Ботфельде.
Генрих Северло
После этого Генрих служил во Франции, выполняя несложные обязанности мотокурьера в одной из пехотных дивизий вермахта. В 1943 году Северло был отправлен на принудительные работы за свой длинный язык — рассуждения молодого курьера кому-то из начальства показались политически незрелыми и опасными.
Но Генрих не был создан для рытья окопов и сооружения дотов — вскоре он тяжело заболел и был направлен в госпиталь. Оттуда молодой солдат вернулся не в обильно политые кровью окопы Восточного фронта, а на побережье Нормандии, где было спокойно, а служба больше напоминала курортный отдых. Но так было недолго — операция союзников «Оверлорд» превратила бесконечные пустынные пляжи в настоящий ад на земле.
На момент начала высадки в распоряжении Генриха был пулемет MG 42, прозванный «Косторезом» и «Пилой Гитлера», а также два карабина Kar 98K. 6 июня 1944 года Северло с ужасом увидел из бойницы своей огневой точки, как прямо напротив его WN-62 начинается массовая высадка войск неприятеля.
Современный вид на сектор «Омаха-Бич» с того места, где находился пулемет Северло
Так Северло вспоминал на встречах с журналистами этот момент десятилетия спустя. Когда расстояние до десантных барж американцев сократилось до пары сотен метров, а створки рамп начали открываться и выпускать первых бойцов, оберлейтенант Бернхард Фреркинг, возглавлявший подразделение Генриха, дал команду открыть огонь.
Это отрывок из мемуаров Северло, в котором он описал начало этого продолжительного боя. Сначала счет убитых шел на десятки, потом на сотни, а затем пулеметчик начал терять чувство времени и реальности. Его пальцы сводила судорога, лицо горело от жара, исходящего от ствола его адской машины, а плечо распухло как подушка.
За несколько часов боя Ганс Северло израсходовал все имевшиеся в наличии 12 тысяч патронов для пулемета и 400 патронов для карабина. Пляж перед его дотом был покрыт почти сплошным слоем убитых и раненных, а тела первых его жертв волны уже унесли в открытое море.
Но этот бой, как и любой другой, закончился. Северло повезло — он оказался среди немногих выживших в своем укреплении и отступил к деревне Колльвилль-сюр-Мер, где располагалось соседнее укрепление WN-63. Здесь его, с несколькими другими солдатами и офицерами, взяли в плен американцы.
Во время допроса Генрих назвал свое имя, но предусмотрительно промолчал о своей результативной работе на «Омаха-Бич». Поэтому пулеметчика, вместе с другими солдатами, отправили в США, где он работал на уборке хлопка и картофеля в штате Миссисипи.
В 1947 году Генриха отправили в Англию, а оттуда он был отпущен домой, в родной город Метцинген. О своей роли в боях за побережье Нормандии бывший солдат вермахта молчал до 1960 года, пока судьба не свела его с писателем Паулем Карелем, бывшим оберштурмбаннфюрером СС Паулем Шмидтом.
С бывшим соратником Северло разоткровенничался и его рассказ вошел в книгу Кареля о боях за Нормандию. Но этот опус бывшего нациста как-то прошел мимо общественного внимания и про Северло никто не вспоминал. Так Генрих жил степенной жизнью рядового провинциального бюргера до 1984 года, пока не решил дать интервью американским журналистам, готовившим передачу к 40-летию высадки союзников.
Генрих Северло встречается с американскими ветеранами на пляже в секторе «Омаха-Бич»
Беседа с представителями прессы длилась почти четыре часа и в ходе нее Генрих Северло не только описал все детали того кровавого побоища, но и назвал количество жертв — около 2000. Вскоре интервью вышло в передаче на канале ABC и бывший ефрейтор вермахта сразу же стал знаменитостью.
Его приглашали на шоу и встречи, у него брали интервью, его ненавидели и им восхищались. Все было именно так, как бывает в обществе, когда находят очередного кровавого маньяка. Рассказывая о своем единственном бое, Северло всегда просил прощения у тех, кому он принес горе и изображал искреннее сожаление. При этом было видно, что немцу льстит такое внимание и кличка «Чудовище Омахи», которую ему дали падкие до громких фраз репортеры.
Памятный обелиск на укреплении WN-62
В 2000 году Генрих Северло выпустил книгу мемуаров. Его популярность несколько угасла, но он все равно был обязательным участником встреч английских и американских ветеранов Нормандского десанта. Умер пулеметчик, убивший 2000 американцев в 2006 году в возрасте 82 года в одном из домов престарелых города Лахендорф.
В завершение нашего рассказа нужно сказать, что многие историки и военные эксперты ставят под большое сомнение рассказ Северло о 2000 убитых десантниках. По мнению знающих людей, это невозможно, даже учитывая великолепные технические характеристики пулемета MG 42. Следует помнить, что Генрих не был профессионалом пулеметного дела и впервые столкнулся с этим оружием незадолго до своего первого и последнего боя.
- Комментарии