kalaputski.ru kalaputski.ru

Храм варшавского забытья и конъюнктуры. Владимир Скачко

Храм варшавского забытья и конъюнктуры. Владимир Скачко

Сегодня, 17 января 2020 года, в Москве будет произведен первый в этом году артиллерийский салют – в честь 75-летия освобождения Красной армией столицы Польши Варшавы в 1945-м. Так фактически началась задуманная тремя днями ранее Варшавско-Познанская наступательная операция – пролог Висло-Одерской, которая и подвела Красную Армию к взятию Берлина.
Нынешняя Варшава официально не будет праздновать эту дату. Несмотря даже на то, что в ее стольный город вошли и польские войска, тогда союзники Красной армии. Потому что ранее польский Сейм принял постановление, которым возложил одинаковую ответственность за развязывание Второй Мировой войны на Германию Адольфа Гитлера и СССР Иосифа Сталина. Польша, охваченная сегодня оголтелой русофобией ее правящего класса, так начала гадить и 75-летию Великой Победы, которое собирается с размахом отметить сегодняшняя Россия, правопреемник тех великих и славных дел, спасших человечество от «коричневой чумы». Забыли в Польше про «чуму», унесшую 6 миллионов ее жителей, забыли. Политическая конъюнктура застит глаза и совесть, и поляков теперь учат любить нового «хозяина» — США, надеясь, что именно они окончательно освободят страну от «советов».
Но ничего удивительного в таком развитии событий нет. Поляки всегда демонстрировали не только свой знаменитый гонор и могли от безысходности и отчаянной смелости пойти с шашками наголо в атаку на немецкие танки, как это было в 1939 году. Правящий польский класс – это удивительные в своей безнравственности и беспринципности приспособленцы и конъюнктурщики, с радостью готовые прильнуть к сапогу более сильного победителя. Чтобы служить и гадить ему одновременно. И обязательно всадить нож в спину в случае его ослабления, чтобы потом полностью отказаться от былой дружбы и объявить ее «тактической уловкой в стратегии приближения польской победы».
Именно в эти же дни 126 лет назад, 13 января 1894 года российским императором Александром III был утвержден проект архитектора Леонтия Бенуа по строительству в Варшаве Александро-Невского православного собора (по-польски — собора Александра Невского). Стараниями тогдашнего генерал-губернатора Польши Иосифа Гурко летом того же года храм был заложен и построен к 1912 году, став самым высоким на то время зданием польской столицы. Чтобы, значит, символизировать, кто в Польше подлинный хозяин и созидатель.
Поляки изначально так все и восприняли и не смогли смириться. Именно поэтому Александро-Невский собор стал символом не только польского духовно-бульдозерного сопротивления, но и их архитектурно-политического безумия и приспособленчества. Храм простоял чуть более 10 лет и был намеренно уничтожен — взорван в 1924-1926 годах, когда в 1918 году Польша обрела независимость от развалившейся Российской империи и смогла отстоять ее в сражении в Красной армией России советской.
Храм варшавского забытья и конъюнктуры. Владимир Скачко

Храм был невероятно красив. Пятикупольный, вмещающий 2,5 тысячи молящихся, расписанный фресками Виктора Васнецова внутри, с отдельно стоящей 70-метровой колокольней он был средоточием Саксонской площади, главной парадной площади Варшавы – тоже, увы, своеобразного символа польской политической вертлявости. Изначально площадь была названа в честь саксонских королей Польши. Русские название это не тронули, а переиначили сами поляки – в площадь Юзефа Пилсудского, в честь основателя новой Речи Посполитой ХХ века. После 1939 года и по 1945-й, до освобождения Варшавы «советами», площадь носила имя Адольфа Гитлера. Потом, до «нового освобождения» уже от советского присутствия, была площадью Победы и принимала как военные парады, так и мессу Папы Римского Павла Иоанна II, ну, того, которого, как пел Владимир Высоцкий, «мы им подкинули из наших, из поляков, из славян».
Теперь это опять площадь Пилсудского. С памятником ему, но без православного храма. И даже странно, что гордые шляхтичи и потомки их холопов не переиначили ее в честь какого-нибудь Джорджа Буша, младшего или старшего, Билла Клинтона, Барака Обамы или, на худой конец, Дональда Трампа, военную базу имени которого они готовы возвести у себя за свои же деньги. Нынешнее польское руководство во главе с президентом Анджеем Дудой согласно потратить на это дело – на базу «Форт-Трамп» — 2 млрд. долл. И это понятно — лишь бы только не русские.
Александро-Невский храм же как в зеркале отразил в себе все страшные и глупые политические перипетии тех лет. Занятны два таких факта. Поляки действовали зеркально русским амбициям. Как русские строили храм в складчину, так поляки его и разрушали. Чтобы возвести такую махину стоимостью более 3 млн. рублей, решили собирать деньги всем миром: за счет даров частных лиц по всей империи и обязательных пожертвований из муниципалитетов, находившихся под управлением генерал-губернатора Гурко, и введением специального налога в Варшаве. Чтобы, значит, много людей почувствовали себя причастными к этому благородному делу – утверждению православия в Польше и обслуживания в вере тамошних православных. И возвели. Чтобы он, как было сказано, «свидетельствовал бы своим наружным видом и внутренним содержанием о величии господствующей Церкви в Русском Государстве».
И точно так же поляки разрушали храм – более двух лет глумились над ним, взрывая по частицам и на собранные с людей деньги. Чтобы и поляки почувствовали себя причастными к изгнанию «русского духа», или как тогда мотивировали, чтобы «каждый поляк мог стать причастным к этому делу», варшавский магистрат также выпустил специальный заем. На средства на снос храма. И было произведено более 15 тысяч подрывов. «Русский хвост», что называется, рубили по частям. Причем в ущерб себе, отринув предложения прагматиков, которые хотели переоборудовать православный храм под католический костел. По примеру немцев, которые во время взятия Варшавы в Первую мировую войну использовали храм как место для отправления культа своими солдатами. Или создать там какой-то музей, например, польской этнологии, или мартиролог-пантеон памяти поляков.
Единственным против сноса протестовал и русский депутат тогдашнего польского Сейма купец Николай Серебреников и православный депутат воссозданного в 1921 году польского Сената Вячеслав Богданович, утверждавший, что пока храм стоит, он «является наилучшим памятником для будущих поколений, поучающий их, как нужно уважать и беречь свою Родину; разобранный же, будет памятником — позорным памятником нетерпимости и шовинизма»! Ничего не помогло – снесли.
Второе же отличие разрушителей собора от его строителей было в том, что русские создавали свой храм на свои, а поляки поступали как типичные мародеры. Даже заем на разрушение храма был обеспечен стоимостью материала, полученного в результате сноса. То есть дал злотый на варварство – получил взамен пару кирпичей снесенного собора.
Кроме того, храм, помимо фресок Васнецова, был богато декорирован и оформлен 12 мозаичными панно блестящего художника Владимира Фролова (спецы должны это знать) по эскизам того же Васнецова и мастера исторических полотен Андрея Рябушкина, в оформлении собора были использованы драгоценные и полудрагоценные камни, а также мрамор и гранит. Алтарь украшали колонны из яшмы, подаренные лично императором Николаем II, а главный купол на звоннице был пятым по величине во всей империи.
И вот все это оказалось в распоряжении якобы «победивших» поляков. Если значительная часть фресок, слава Богу, была перевезена в Покровский собор в нынешних белорусских Барановичах, а часть убранства передана в храм Марии Магдалины на Праге (правобережной окраинной части Варшавы), то мраморные плиты из собора были использованы при оформлении различных зданий в польской столице. А колонны из яшмы пошли на декор усыпальницы Юзефа Пилсудского аж в Кракове. Того Пилсудского, который, по его словам, ехал на поезде «социализм», но вышел на станции «нация» и теперь – в виде памятника – взирает на площадь своего имени. Но, повторяю, без храма. И без памяти, что и привело к тому, что манкуртизирующихся поляков сегодня колбасит и корежит не по-детски.
Но что может утешить поляков? А то, что их пример стал заразителен для нынешних укров и древних шумеров в Украине, где тоже усиленно и варварски насаждают беспамятство. Их идеологи по примеру взрыва Александро-Невского храма предлагают отказаться даже от памяти Александра Пушкина и Юрия Гагарина, потому что они – «москали» и привезли русским мир именно на легендарной тачанке в Каховке, памятник которой тоже надо взорвать.
Но в Москве 17 января 2020 года в небо «будут выпущены фейерверочные изделия более 50 видов, среди них – «Светлана», «Слава», «Рубин», «Ассоль», «Вега» и «Фиалка». Запуск около 3 тыс. праздничных фейерверков произведут из размещенных на Поклонной горе самоходных комбинированных пусковых салютных установках калибра от 105 до 310 мм на базе автомобиля «Камаз».
Почему так подробно объяснено? Мне кажется, чтобы поляки вспомнили, что при всей нежности названий фейерверка салют будет сопровождаться еще и 24 залпами пушек ЗИС-3. Да-да, тех самых пушек времен Великой Отечественной войны, а чтобы полякам было доступнее – Второй мировой войны, которую они тоже как бы выиграли. Но благодаря этим пушкам и советским артиллеристам за ними. Мне кажется, это чудесное и разноплановое напоминание зарвавшимся «Янам, не помнящих родства». И не только им.
Храм варшавского забытья и конъюнктуры. Владимир Скачко
Подписывайтесь на наши каналы в Telegram, VK или OK. Там ещё больше интересного.
+1
352
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Наш сайт использует Cookie. Запретить обработку cookies можно в настройках Вашего браузера.