Третий серийный атомный ледокол проекта 22220 планируется заложить в апреле-июне 2020 года на Балтийском заводе (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) в Санкт-Петербурге.
«Закладка третьего [серийного] ледокола серии 22220 запланирована на второй квартал 2020 года», — сказала собеседница ТАСС.
На Балтийском заводе сейчас строятся два серийных ледокола проекта 22220 — «Сибирь» и «Урал». Успешно завершен первый этап ходовых испытаний головного атомного ледокола проекта 22220 «Арктика» (первое судно проекта), который также строился на этом предприятии. Второй ледокол проекта (первый серийный) — «Сибирь» предприятие заложило в мае 2015 года, третье судно (второе серийное) «Урал» — в июле 2016 года. Все три судна, включая ледокол «Арктика», должны быть введены в эксплуатацию до 2022 года. В августе нынешнего года «Росатом» и Балтзавод подписали контракт на строительство еще двух серийных атомных ледоколов этого проекта. Ввод в эксплуатацию четвертого ледокола серии запланирован на 2024 год, пятого — на 2027 год.
При этом для строительства четвертого и пятого универсальных атомных ледоколов (УАЛ) проекта 22220 будет впервые применена схема смешанного финансирования: около половины из необходимых средств предоставит федеральный бюджет, а вторую половину обеспечат из внебюджетных источников, в частности из средств Росатома.
«Правительство приняло решение о строительстве еще двух новых ледоколов. Впервые ледоколы строятся не только за счет бюджетных денег, половину из 100 млрд рублей госкорпорация потратит из собственных средств», — отмечается в корпоративном издании госкорпорации «Страна Росатом» со ссылкой на главу Росатома Алексея Лихачева.
В апреле прошлого года Лихачев в интервью ТАСС сообщал, что Росатом планирует направить на этот проект 54 млрд рублей, оставшиеся 46 млрд будут выделены из федерального бюджета. Также ожидается, что компании грузоотправители, к примеру «Новатэк» и «Норникель», могут взять на себя часть расходов по созданию ледокольного флота для Росатома в обмен на сниженные тарифы за навигацию по Северному морскому пути.
В конце декабря 2019 года Росатом предложил внести изменения в Кодекс торгового мореплавания (КТМ) РФ, которые позволят перейти на долгосрочные take-or-pay договоры на услуги по ледокольной проводке судов в акватории Северного морского пути вместо действующей сегодня оплаты исходя из объема фактически оказанных услуг. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, это создаст условия для заключения с операторами проектов долгосрочных договоров на оказание услуг по комплексному ледокольному обеспечению в Арктике, что позволит привлечь заемное финансирование на строительство универсальных атомных ледоколов проекта 22220.
Привлечение средств кредитных организаций, необходимых для финансирования третьего и четвертого серийных атомных ледоколов проекта 22220 возможно только при условии заключения с операторами инвестпроектов долгосрочных договоров на ледокольное сопровождение грузоперевозок по принципу «бери или плати», гарантирующему возвратность инвестиций, отмечается в материалах.