Цыгане ходят победителями, а Чемодановка «закипает» в ожидании новой войны
Село Чемодановка в Пензенской области известно сегодня не своей многовековой историей, а восстанием русской части населения против цыган. Люди жили рядом с табором без конфликтов. Ровно до того момента, пока девочки и женщины из русских семей не пострадали от домогательств со стороны цыганских подростков.
В июне короткие стычки переросли в массовую драку с погибшим и пострадавшими. Сегодня приговора суда дожидаются 28 фигурантов уголовного дела, а коренные жители села настаивают: «Цыгане притихли и ходят победителями, вот увидите, через год здесь будет настоящая война». Царьград побывал в Чемодановке, поговорил со всеми сторонами конфликта и пришёл к выводу, что спор не стихает, а люди до сих пор напуганы. Добиться мира не помогают ни уголовное расследование в отношении цыган, ни вмешательство властей. По словам наших собеседников, проблема в том, что голос коренных жителей региональные чиновники не слышат…
«Это просто полнейшее неуважение к национальному большинству — к русским, да и к мордве. Наверное, мы здесь уже никому не нужны. Сёла и целые города вымирают, а на наши места приходят мигранты, — горько говорит один из коренных жителей, большинство наших собеседников просили скрыть их лица и не называть имён. — Те же Лопатки давно перестали быть русским селом, это табор. Да вы и сами прекрасно видели, две трети населения цыгане. Остальные ушли, потому что только им приходилось платить за воду, газ и свет. В отличие от цыган, живущих бесплатно, а иногда и за счёт государства».
«Просто поведение уже такое у них, что короли по жизни, никто им не закон...»
Старший брат нашего собеседника, один из пострадавших в июньской массовой драке:
«Он домой зайти не успел, его забили до смерти почти… Потом уголовное дело открыли, расследование. Но увидите, что тут будет через год. Они (цыгане — ред.) опять начнут свои провокации и опять будет война — 100 процентов будет. Как решить конфликт? Выселять — как ещё! Я другого ничего не могу сказать, потому что это всё повторится. Потому что за цыган встали власти, и мы оказались виноваты».
«Они люди своеобразные, — аккуратно отмечает директор сельской школы Елена Пугачева. – Могли тротуары не учитывать – идут по дороге, и всё. Делаешь замечание, в ответ — ругань. Но сейчас, мне кажется, потише стали. Я сама сколько раз и в банк приходила, и в поликлинику, они, как ни странно, сидят в очереди. Не возмущаются».
Цыгане не скрывают своих лиц, не чувствуют страха. А Николай Иванов отдельно даёт понять, что в своё время не согласился говорить с BBC. Потому что разобраться нужно без третьих лиц… Правда, другой барон с западным телеканалом всё же поговорил.
Спрашиваем: а раньше что, совсем не сидели в очереди? После некоторой паузы Елена признаётся: да, частенько. Пожалуй, директор — единственная наша собеседница, кто верит — по крайней мере на словах, что в Чемодановке после разбора полётов стало тише. С другой стороны, цыганский барон Николай Ивановпридерживается иной позиции. Говорит, и раньше всё было просто прекрасно. А с чего вдруг русские пришли драться… так это настроение у них такое, видимо, было.
«Они пришли к нашим домам и нецензурными словами ругались. Потом брюки снимали, стояли в ряд. Били ребятишек и женщин, всех били. Там и старуха была, мать этого пацана, — рассказывает барон. — Если было нападение, как они говорят, — мол, из цыганских рук женщину вытащили, якобы беременную… Зачем они Бога не боятся — врут?»
На момент нашей беседы с бароном расследование уголовного дела в отношении 28 цыганских фигурантов было завершено. Но ни одного заявления от самих цыган не поступило. Барон говорит, ещё заявят — «вот сейчас будем писать». А председатель Федеральной национально-культурной автономии российских цыган Надежда Деметер добавляет:
«Мне даже стыдно говорить, что они делали! Справляли в присутствии женщин и детей нужду. Запугивали, говорили, что выселят всех цыган. Испортят имущество. Но самое главное, чтобы подтвердить реальность своих угроз, они просто стреляли из оружия огнестрельного в воздух».
Домогательств не было, настаивают цыгане. Просто «детская ссора»
Стреляли или не стреляли — вопрос следствия. Только смертельный удар получил русский житель Чемодановки, который, как говорят, и в драке-то не участвовал — вышел посмотреть, что происходит. Однако это убийство цыгане отрицают: «У русских лопата была, они и ударили нечаянно, может, хотели цыгана убить, а убили своего».
Подводя черту под всем сказанным, барон Иванов отметает обвинения: «Всё враньё!»
«Наутро к нам цыгане прибежали и говорят: две тысячи человек собрались, на всех цыган. Угрожают самоуправством. Приехал ОМОН часа через три-четыре. Были губернатор, несколько чиновников. А мы бежали, боялись, что нас и накажут. Мы бежали спасать себя и своих детей. Нас поймали на трассе и до сих пор детей держат. Доказательств их вины нет вообще».
Цыгане покинули Чемодановку примерно на месяц. Когда стали возвращаться, в отдельных разговорах с жителями шептали: «Ещё пожалеете». Вслух на камеру ничего подобного услышать, конечно, нельзя. Сегодня цыгане держат оборону и настаивают: массовая драка началась из-за «детской ссоры на пруду», и никаких домогательств не было.
«Многие называли произошедшее межнациональным конфликтом. На самом деле всё носило абсолютно бытовой характер. Выражен был спор в низкой социализации слоя общества — лиц цыганской национальности. На общем фоне он оказался достаточно контрастным», — отмечает Агапов.
А местный житель намного более конкретен:
«Они без этого начали наглеть. На машинах подрезают, в больницах лезут без очереди. Ну, людям как-то надоедать начало. Их больше и больше становится, они наглее и наглее. Вот всё и накопилось», — говорит мужчина.
Что стало причиной? Цыгане вели себя чуть-чуть распущенно — формулировки глава сельсовета использует крайне аккуратные. Но, в целом, первопричина понятна
Сегодня цыганских детей стараются социализировать, продолжил Агапов. Работает и общество, и власти, «все разработанные планы максимально реализуются, под патронажем правительства». Правда, добиться конкретного перечисления планов не получилось. Потому что «мероприятия, скажем так, проходят неформально».
«Как в школе, так и в стенах Дома культуры активно ведётся работа в этом направлении. В кружковой деятельности заняты больше 60 детей — лиц цыганской национальности, так их мы назовем. Хотя я, допустим, всегда пытаюсь избегать таких формулировок», — пояснил советник.
Адвокат, сотрудник правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) Дмитрий Пикунов, который также побывал в Чемодановке и поговорил со всеми сторонами конфликта, сдержанного оптимизма советника не разделяет. Говорит, местные власти делают недостаточно для разрешения ситуации.
«Напротив, они всяческим образом пытаются скрыть конфликт. Думаю, и цыгане, и русское население Чемодановки недовольны тем, как всё закончилось. В связи с этой неразрешённостью и попытками местных властей скрыть реальную картину мы ожидаем нового витка напряжения. И наша задача сделать так, чтобы этого витка не было. Скажем так, люди должны чувствовать, что власть заботится о своём народе. А пока, если исходить из поведения представителей диаспоры и русских жителей, очевидным становится отсутствие страха у цыган и боязнь русских сказать хоть что-то. Несмотря на то, что в материалах уголовного дела именно они — пострадавшие. Поэтому я делаю вывод: работа местных властей ведётся среди цыган, чтобы удовлетворить их потребности. А русское население где-то даже запугивают. Неоднократно я слышал об угрозах увольнений или неправомерного привлечения за якобы разжигание национальной розни. Поэтому, я думаю, русские в Чемодановке находятся в худшем положении, нежели цыгане».
Так выглядит сельский храм в Чемодановке. Святыня в крайнем запустении. Чего нельзя сказать о памятнике Ленину или домах цыганской части населения
Со своей стороны правозащитный центр оказывает и правовую помощь и поддержку людям в Чемодановке. Однако из опасений новых угроз жителям имена обратившихся за такой помощью Дмитрий Пикунов раскрывать не стал.
А что полиция? Один из собеседников из числа русского населения только рукой махнул и сказал:
«Кормятся от них. Каким образом? Вся Россия знает, а вы не знаете. Да ничего не будет этого по телевизору, я смело говорю, что их сторону они занимают — не нашу. А цыгане ходят победителями. Нет, пока не наглеют, но ведут себя смело…»
В июне короткие стычки переросли в массовую драку с погибшим и пострадавшими. Сегодня приговора суда дожидаются 28 фигурантов уголовного дела, а коренные жители села настаивают: «Цыгане притихли и ходят победителями, вот увидите, через год здесь будет настоящая война». Царьград побывал в Чемодановке, поговорил со всеми сторонами конфликта и пришёл к выводу, что спор не стихает, а люди до сих пор напуганы. Добиться мира не помогают ни уголовное расследование в отношении цыган, ни вмешательство властей. По словам наших собеседников, проблема в том, что голос коренных жителей региональные чиновники не слышат…
«Это просто полнейшее неуважение к национальному большинству — к русским, да и к мордве. Наверное, мы здесь уже никому не нужны. Сёла и целые города вымирают, а на наши места приходят мигранты, — горько говорит один из коренных жителей, большинство наших собеседников просили скрыть их лица и не называть имён. — Те же Лопатки давно перестали быть русским селом, это табор. Да вы и сами прекрасно видели, две трети населения цыгане. Остальные ушли, потому что только им приходилось платить за воду, газ и свет. В отличие от цыган, живущих бесплатно, а иногда и за счёт государства».
«Просто поведение уже такое у них, что короли по жизни, никто им не закон...»
Старший брат нашего собеседника, один из пострадавших в июньской массовой драке:
«Он домой зайти не успел, его забили до смерти почти… Потом уголовное дело открыли, расследование. Но увидите, что тут будет через год. Они (цыгане — ред.) опять начнут свои провокации и опять будет война — 100 процентов будет. Как решить конфликт? Выселять — как ещё! Я другого ничего не могу сказать, потому что это всё повторится. Потому что за цыган встали власти, и мы оказались виноваты».
«Это всё враньё». Цыганская версия событий против русской
Последней каплей стали попытки цыганских подростков снять белье с купавшихся девочек на местном пруду — «они что хотят, то и скажут — и угрожать могли, и секса требовать». Беременная женщина сделала подросткам замечание, те огрызнулись и… началось. Впрочем, из разговора с жителями мы поняли, что противостояние нарастало как снежный ком из-за ежедневных противоречий. Вот у кабинета врача в поликлинике цыганская мать зычно кричит — «я многодетная!» и проходит без очереди. Тут в магазине толкотня: «почему я стоять должна, меня дети дома ждут». Таких неприятных бытовых моментов в общении коренных жителей и табора множество.«Они люди своеобразные, — аккуратно отмечает директор сельской школы Елена Пугачева. – Могли тротуары не учитывать – идут по дороге, и всё. Делаешь замечание, в ответ — ругань. Но сейчас, мне кажется, потише стали. Я сама сколько раз и в банк приходила, и в поликлинику, они, как ни странно, сидят в очереди. Не возмущаются».
Цыгане не скрывают своих лиц, не чувствуют страха. А Николай Иванов отдельно даёт понять, что в своё время не согласился говорить с BBC. Потому что разобраться нужно без третьих лиц… Правда, другой барон с западным телеканалом всё же поговорил.
Спрашиваем: а раньше что, совсем не сидели в очереди? После некоторой паузы Елена признаётся: да, частенько. Пожалуй, директор — единственная наша собеседница, кто верит — по крайней мере на словах, что в Чемодановке после разбора полётов стало тише. С другой стороны, цыганский барон Николай Ивановпридерживается иной позиции. Говорит, и раньше всё было просто прекрасно. А с чего вдруг русские пришли драться… так это настроение у них такое, видимо, было.
«Они пришли к нашим домам и нецензурными словами ругались. Потом брюки снимали, стояли в ряд. Били ребятишек и женщин, всех били. Там и старуха была, мать этого пацана, — рассказывает барон. — Если было нападение, как они говорят, — мол, из цыганских рук женщину вытащили, якобы беременную… Зачем они Бога не боятся — врут?»
На момент нашей беседы с бароном расследование уголовного дела в отношении 28 цыганских фигурантов было завершено. Но ни одного заявления от самих цыган не поступило. Барон говорит, ещё заявят — «вот сейчас будем писать». А председатель Федеральной национально-культурной автономии российских цыган Надежда Деметер добавляет:
«Мне даже стыдно говорить, что они делали! Справляли в присутствии женщин и детей нужду. Запугивали, говорили, что выселят всех цыган. Испортят имущество. Но самое главное, чтобы подтвердить реальность своих угроз, они просто стреляли из оружия огнестрельного в воздух».
Домогательств не было, настаивают цыгане. Просто «детская ссора»
Стреляли или не стреляли — вопрос следствия. Только смертельный удар получил русский житель Чемодановки, который, как говорят, и в драке-то не участвовал — вышел посмотреть, что происходит. Однако это убийство цыгане отрицают: «У русских лопата была, они и ударили нечаянно, может, хотели цыгана убить, а убили своего».
Подводя черту под всем сказанным, барон Иванов отметает обвинения: «Всё враньё!»
«Наутро к нам цыгане прибежали и говорят: две тысячи человек собрались, на всех цыган. Угрожают самоуправством. Приехал ОМОН часа через три-четыре. Были губернатор, несколько чиновников. А мы бежали, боялись, что нас и накажут. Мы бежали спасать себя и своих детей. Нас поймали на трассе и до сих пор детей держат. Доказательств их вины нет вообще».
Цыгане покинули Чемодановку примерно на месяц. Когда стали возвращаться, в отдельных разговорах с жителями шептали: «Ещё пожалеете». Вслух на камеру ничего подобного услышать, конечно, нельзя. Сегодня цыгане держат оборону и настаивают: массовая драка началась из-за «детской ссоры на пруду», и никаких домогательств не было.
Русские в Чемодановке находятся в худшем положении, нежели цыгане
Очень показательно кипение в Чемодановке объясняет советник губернатора Пензенской области на общественных началах Юрий Агапов. Он не видит признаков межнациональной розни, но признаёт плохое поведение части табора.«Многие называли произошедшее межнациональным конфликтом. На самом деле всё носило абсолютно бытовой характер. Выражен был спор в низкой социализации слоя общества — лиц цыганской национальности. На общем фоне он оказался достаточно контрастным», — отмечает Агапов.
А местный житель намного более конкретен:
«Они без этого начали наглеть. На машинах подрезают, в больницах лезут без очереди. Ну, людям как-то надоедать начало. Их больше и больше становится, они наглее и наглее. Вот всё и накопилось», — говорит мужчина.
Что стало причиной? Цыгане вели себя чуть-чуть распущенно — формулировки глава сельсовета использует крайне аккуратные. Но, в целом, первопричина понятна
Сегодня цыганских детей стараются социализировать, продолжил Агапов. Работает и общество, и власти, «все разработанные планы максимально реализуются, под патронажем правительства». Правда, добиться конкретного перечисления планов не получилось. Потому что «мероприятия, скажем так, проходят неформально».
«Как в школе, так и в стенах Дома культуры активно ведётся работа в этом направлении. В кружковой деятельности заняты больше 60 детей — лиц цыганской национальности, так их мы назовем. Хотя я, допустим, всегда пытаюсь избегать таких формулировок», — пояснил советник.
Адвокат, сотрудник правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) Дмитрий Пикунов, который также побывал в Чемодановке и поговорил со всеми сторонами конфликта, сдержанного оптимизма советника не разделяет. Говорит, местные власти делают недостаточно для разрешения ситуации.
«Напротив, они всяческим образом пытаются скрыть конфликт. Думаю, и цыгане, и русское население Чемодановки недовольны тем, как всё закончилось. В связи с этой неразрешённостью и попытками местных властей скрыть реальную картину мы ожидаем нового витка напряжения. И наша задача сделать так, чтобы этого витка не было. Скажем так, люди должны чувствовать, что власть заботится о своём народе. А пока, если исходить из поведения представителей диаспоры и русских жителей, очевидным становится отсутствие страха у цыган и боязнь русских сказать хоть что-то. Несмотря на то, что в материалах уголовного дела именно они — пострадавшие. Поэтому я делаю вывод: работа местных властей ведётся среди цыган, чтобы удовлетворить их потребности. А русское население где-то даже запугивают. Неоднократно я слышал об угрозах увольнений или неправомерного привлечения за якобы разжигание национальной розни. Поэтому, я думаю, русские в Чемодановке находятся в худшем положении, нежели цыгане».
Так выглядит сельский храм в Чемодановке. Святыня в крайнем запустении. Чего нельзя сказать о памятнике Ленину или домах цыганской части населения
Со своей стороны правозащитный центр оказывает и правовую помощь и поддержку людям в Чемодановке. Однако из опасений новых угроз жителям имена обратившихся за такой помощью Дмитрий Пикунов раскрывать не стал.
А что полиция? Один из собеседников из числа русского населения только рукой махнул и сказал:
«Кормятся от них. Каким образом? Вся Россия знает, а вы не знаете. Да ничего не будет этого по телевизору, я смело говорю, что их сторону они занимают — не нашу. А цыгане ходят победителями. Нет, пока не наглеют, но ведут себя смело…»
+1
276
- Комментарии
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы добавлять комментарии