Как справедливо заметил известный военный историк Андрей Сухомлинов, Лев Влодзимирский до сих пор остается одной из самых неисследованных личностей среди высокопоставленных советских чиновников сталинской поры. Однако именно Влодзимирский принимал самое непосредственное участие в репрессиях, а также в расследовании дела «Четвертого рейха» и даже в аресте Василия Сталина.
Карьерный рост
Лев Емельянович Влодзимирский родился в 1905 году в Барнауле. Если верить Елене Прудниковой, автору книги «Берия. Преступления, которых не было», отец Влодзимирского работал контролером пассажирских поездов. Именно поэтому семья не раз меняла место жительства. Три класса коммерческого училища Лев окончил уже далеко от родного Барнаула — Москве. Кроме этого, в копилке Влодзимирского имелись курсы при политуправлении Черноморского флота и вечерняя совпартшкола второй ступени. Получив образование, Лев ушел на фронт, а после поступил на службу в ОГПУ.
Несмотря на то, что свою карьеру в политуправлении Влодзимирский начал строить довольно поздно, он быстро поднимался по служебной лестнице. Уже через год Лев Емельянович занял должность руководителя следственной группы в уголовном розыске. К 1941 году, когда Лаврентий Берия появился в столице, Влодзимирский уже был начальником следственной части НКГБ СССР. С этого момента он оказался в числе самых верных соратников Берии.
«Четвертый рейх» и арест сына Сталина
Возможно, именно благодаря «дружбе» с Берией Льву Влодзимирскому поручали самые ответственные и громкие дела тех лет. К примеру, если верить мемуарам Василия Сталина «От отца не отрекаюсь!», именно Влодзимирский занимался группой «Четвертый рейх», которую организовали дети высокопоставленных чиновников. Владимир Шахурин, сын наркома авиационной промышленности, вместе со своими товарищами «готовились» стать во главе государства, а друг друга называли не иначе как группенфюрерами и рейхсфюрерами. Впрочем, для всех членов «Четвертого рейха», кроме погибших Шахурина и его подруги, эта история закончилась благополучно: их просто выслали подальше от Москвы.
Непосредственное участие Лев Влодзимирский принимал и в судьбе упомянутого Василия Сталина. Как пишет Леонид Млечин в своей книге «Кремль-1953. Борьба за власть со смертельным исходом», постановление об аресте сына Сталина в 1953 году подписал именно начальник следственной части по особо важным делам МВД СССР генерал-лейтенант Лев Влодзимирский. Однако к тому моменту дни самого Влодзимирского уже были сочтены.
Казнь и частичный отказ в реабилитации
После того, как летом того же 1953 года Лаврентий Берия был взят под стражу, Льва Влодзимирского с высокого поста попросили, а после и арестовали. В связи с тем, что Берию объявили шпионом, его окружение тоже попало под удар. Спустя несколько месяцев Влодзимирский, как и остальные члены «банды» Берии, среди которых числились Богдан Кобулов, Всеволод Меркулов, Серго Гоглидзе, Владимир Деканозов и Павел Мешик, был приговорен к смертной казни. Приговор привели в исполнение в конце декабря.
Как пишет Николай Зенькович в своем «Энциклопедическом словаре российской жизни и истории», в конце 1990-х годов родственники расстрелянных обратились к властям с просьбой об их реабилитации. В 1999 году Военная прокуратура ответила, что не нашла оснований для данной процедуры. Впрочем, через несколько месяцев Верховный суд все же снял с Льва Влодзимирского обвинения в измене родине, терроризме и контрреволюционной деятельности. Что касается злоупотребления властью, то эту статью суд оставил без изменений.