6 способов убить в ребенке творческую личность
Трудно представить себе родителей, которые бы ответили на этот вопрос отрицательно. Однако далеко не у каждого взрослого получается создать для своего малыша среду для творческого развития.
Вместе с педагогами Детского клуба творчества Лала Лэнд попробуем разобраться, что может пойти не так.
«Не хочу в музей», — «капризничает» кроха. «А что ты хочешь?» — детские психологи советуют: почаще задавайте ребенку такой вопрос!
Прогулки в парке в выходные, занятия спортом или посещение выставок и театров — в большинстве случаев это выбор родителей. Воплощение идей, озвученных самим ребенком, — большая редкость. Конечно, откуда малышу знать о том, что открылась какая-то выставка, вышел спектакль, ему дай волю, он весь день просидит в iPad — родителям всегда виднее.
Такая модель «полезного времяпровождения» вредна только одним —ребенок вырастет в системе координат, когда любые решения принимают за него.Речь не идет о том, чтобы идти у малыша на поводу,— просто надо всегда взвешивать долю своих инициатив и предложений ребенка, чаще советоваться, увлекать, а не настаивать на своем.
«Творческое развитие», если его слишком много, может спровоцировать серьезный стресс.Ребенок в конце концов чувствует только протест, внутреннее отторжение, он скован и напряжен. Творчеством вообще противопоказано заниматься, если кроха расстроен, напуган, устал или обижен — сначала нужно снять напряжение, разобраться в причинах. Только физическая и духовная раскованность, внутренняя свобода — соавторы творческой энергии и драйва.
Ребенка нельзя заставлять и упрашивать. А если занятия уже оплачены? Иногда выгоднее пропустить. А если сопротивление начинает приобретать затяжной характер — пересмотреть расписание. Скорее всего, оно перегружено и директивно.
У малыша, чуть только он вырос до первых фантазий, дотянулся до первых идей, нет ни малейшего шанса придумать свое пространство, хотя бы частично сочинить свою историю. Он лишен той творческой лаборатории, укромного уголка, где можно остаться наедине со своими идеями, не боясь, что иллюзорный мир первого творческого опыта может в любую минуту оказаться разрушенным.
«Зачем ты притащила сюда этот ужас, разве ему место в покоях принцессы?»Детская комната — лишь частный случай. Просто родители всегда знают, как надо. «Что это? — мама строго взирает на детский рисунок, — синяя кошка? Так не бывает, дай я нарисую тебе кошку» — это был выстрел в голову креативному восприятию мира. Через какое-то время потребность (а это была именно она!) выразить, запечатлеть удивительный, неповторимый мир в соответствии со своими представлениями о нем отпадает сама собой за ненадобностью.
Из мировосприятия ребенка уходит понятие «понарошку», ему просто негде и не за чем больше его применить.
Индустрия детских игрушек и развлечений, облегчает родителям жизнь (и они активно в нее вовлекаются) и лишает ребенка бесконечно важного — потребности сочинять мир.
И речь идет не о настольных развивающих играх по установленным правилам и инструкциям (которые тоже нужны, но это другая история), а именно о тех сюжетно-ролевых играх, в которых малыш сам и автор сценария, и герой. Нет такого вида творчества, который нельзя было бы не задействовать в игре.
Хочется чему-то научить ребенка, от чего-то предостеречь, познакомиться с его внутренним миром — добро пожаловать в ролевую игру! В игре ребенок может максимально раскрыться — он увлечен, полностью погружен в придуманный мир и чувствует себя в абсолютной творческой безопасности.
«Посмотри, как хорошо получилось у Миши, тебе нужно больше стараться», «Давай, хорошо рисуй, а то опять ничего не получится» — такие фразы могут нанести детской психике непоправимый ущерб.
Творчество — оно для того и творчество, чтобы сделать по-своему.Это единственная возможность выразить то, что хранится у тебя внутри. Поставить ребенка в одну линейку с кем-то еще, дать сравнительную оценку его работе — это огромная опасность перекрыть у него уникальную способность чувствовать, воспринимать не так, как другие.
Критика убивает в ребенке уверенность в своих силах. Не получив одобрения от взрослого человека своему усердию, ребенок очень быстро теряет инициативу, приобретает неуверенность в своих силах, страх не справиться с поставленной задачей. В следующий раз ему будет легче (и безопаснее!) сделать так, как сказали, а не найти решение самому. Во взрослой жизни это, возможно, и старательный, но безынициативный исполнитель с ограниченным потолком профессионального развития.
Родительское участие, совместное сотрудничество, взаимное доверие — мощнейшие стимулы для маленького творца двигаться дальше. Это счастливая возможность не разучиться мечтать.
С опытом он научится делать и лучше, и качественнее, наверстает недостающие технику и навыки.Какими бы ни были выбранные родителями способы развития способностей ребенка, самое главное на этом пути — чтобы он чувствовал поддержку и одобрение взрослых, испытывал удовольствие от процесса, восторг от того, что у него получается, и научился мыслить свободно и смело.
Вместе с педагогами Детского клуба творчества Лала Лэнд попробуем разобраться, что может пойти не так.
Я поведу тебя в музей
Игнорировать инициативу ребенка, всегда слепо следовать принятым решениям и программе — ошибка номер один.«Не хочу в музей», — «капризничает» кроха. «А что ты хочешь?» — детские психологи советуют: почаще задавайте ребенку такой вопрос!
Прогулки в парке в выходные, занятия спортом или посещение выставок и театров — в большинстве случаев это выбор родителей. Воплощение идей, озвученных самим ребенком, — большая редкость. Конечно, откуда малышу знать о том, что открылась какая-то выставка, вышел спектакль, ему дай волю, он весь день просидит в iPad — родителям всегда виднее.
Такая модель «полезного времяпровождения» вредна только одним —ребенок вырастет в системе координат, когда любые решения принимают за него.Речь не идет о том, чтобы идти у малыша на поводу,— просто надо всегда взвешивать долю своих инициатив и предложений ребенка, чаще советоваться, увлекать, а не настаивать на своем.
Творчество из-под палки
Кружок, секция, студия, снова кружок, ноты, краски, бальные туфли и шахматные фигурки — ежедневное расписание малыша трещит по швам от полезных и развивающих занятий.«Творческое развитие», если его слишком много, может спровоцировать серьезный стресс.Ребенок в конце концов чувствует только протест, внутреннее отторжение, он скован и напряжен. Творчеством вообще противопоказано заниматься, если кроха расстроен, напуган, устал или обижен — сначала нужно снять напряжение, разобраться в причинах. Только физическая и духовная раскованность, внутренняя свобода — соавторы творческой энергии и драйва.
Ребенка нельзя заставлять и упрашивать. А если занятия уже оплачены? Иногда выгоднее пропустить. А если сопротивление начинает приобретать затяжной характер — пересмотреть расписание. Скорее всего, оно перегружено и директивно.
Я лучше знаю, как надо
Малыш еще не появился на свет, а заботливые родители уже готовят ему первую в жизни комнату. Кто будет в ней жить? Маленькая принцесса? Отважный рыцарь? Мотогонщик, знаменитая актриса?.. И детская комната — уже не комната, а замок, гримерка, гараж…У малыша, чуть только он вырос до первых фантазий, дотянулся до первых идей, нет ни малейшего шанса придумать свое пространство, хотя бы частично сочинить свою историю. Он лишен той творческой лаборатории, укромного уголка, где можно остаться наедине со своими идеями, не боясь, что иллюзорный мир первого творческого опыта может в любую минуту оказаться разрушенным.
«Зачем ты притащила сюда этот ужас, разве ему место в покоях принцессы?»Детская комната — лишь частный случай. Просто родители всегда знают, как надо. «Что это? — мама строго взирает на детский рисунок, — синяя кошка? Так не бывает, дай я нарисую тебе кошку» — это был выстрел в голову креативному восприятию мира. Через какое-то время потребность (а это была именно она!) выразить, запечатлеть удивительный, неповторимый мир в соответствии со своими представлениями о нем отпадает сама собой за ненадобностью.
Игрушечные миры, которые лишают фантазии
Производители детских игрушек в пылу конкурентных баталий выпустили со своих станков и ЗD-принтеров укомплектованную вселенную, в которой у современного ребенка есть абсолютно все (по крайней мере, потенциально) и не над чем потрудиться, нечего придумать, не к чему приложить свое воображение. В его мире чужих готовых решений коробка — это только упаковка и никак не секретный бункер или сверхскоростной шаттл.Из мировосприятия ребенка уходит понятие «понарошку», ему просто негде и не за чем больше его применить.
Индустрия детских игрушек и развлечений, облегчает родителям жизнь (и они активно в нее вовлекаются) и лишает ребенка бесконечно важного — потребности сочинять мир.
Пойди поиграй сам
Отказывать ребенку в просьбе поиграть с ним — ошибка. Игра — необходимый этап детского развития, но нужна она не только самому малышу. Играя вместе с ребенком, родитель получает уникальную возможность попасть в его творческое закулисье, заглянуть в кладовую талантов. Стать соавтором детских фантазий и идей. «Подсмотреть» изнутри, что малышу интересно, что его увлекает, что получается лучше, что хуже.И речь идет не о настольных развивающих играх по установленным правилам и инструкциям (которые тоже нужны, но это другая история), а именно о тех сюжетно-ролевых играх, в которых малыш сам и автор сценария, и герой. Нет такого вида творчества, который нельзя было бы не задействовать в игре.
Хочется чему-то научить ребенка, от чего-то предостеречь, познакомиться с его внутренним миром — добро пожаловать в ролевую игру! В игре ребенок может максимально раскрыться — он увлечен, полностью погружен в придуманный мир и чувствует себя в абсолютной творческой безопасности.
Сын маминой подруги
Родитель — почти всегда первый критик творческих начинаний ребенка. К сожалению, взрослые часто понимают это слишком буквально.«Посмотри, как хорошо получилось у Миши, тебе нужно больше стараться», «Давай, хорошо рисуй, а то опять ничего не получится» — такие фразы могут нанести детской психике непоправимый ущерб.
Творчество — оно для того и творчество, чтобы сделать по-своему.Это единственная возможность выразить то, что хранится у тебя внутри. Поставить ребенка в одну линейку с кем-то еще, дать сравнительную оценку его работе — это огромная опасность перекрыть у него уникальную способность чувствовать, воспринимать не так, как другие.
Критика убивает в ребенке уверенность в своих силах. Не получив одобрения от взрослого человека своему усердию, ребенок очень быстро теряет инициативу, приобретает неуверенность в своих силах, страх не справиться с поставленной задачей. В следующий раз ему будет легче (и безопаснее!) сделать так, как сказали, а не найти решение самому. Во взрослой жизни это, возможно, и старательный, но безынициативный исполнитель с ограниченным потолком профессионального развития.
Родительское участие, совместное сотрудничество, взаимное доверие — мощнейшие стимулы для маленького творца двигаться дальше. Это счастливая возможность не разучиться мечтать.
С опытом он научится делать и лучше, и качественнее, наверстает недостающие технику и навыки.Какими бы ни были выбранные родителями способы развития способностей ребенка, самое главное на этом пути — чтобы он чувствовал поддержку и одобрение взрослых, испытывал удовольствие от процесса, восторг от того, что у него получается, и научился мыслить свободно и смело.
+1
283
- Комментарии
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы добавлять комментарии