Безнаказанная трагедия рейса 655: как американский крейсер сбил иранский авиалайнер
Ошибка расчёта, погубившая украинский авиалайнер над Тегераном, напомнила многим о другой трагедии. Третьего июля 1988 года американский крейсер «Винсеннес» сбил иранский аэробус A300 над Ормузским проливом. Капитан Роджерс очень хотел побед и адмиральских погон. Он решил, что на его корабль заходит иранский F-14, и приказал открыть огонь.
В конце 80-х на Ближнем Востоке было не лучше, чем в наши дни.
С 1980 года тянулась ирано-иракская война. Попытка Саддама устроить блицкриг в нефтеносном Хузестане втянула Ирак и Иран в позиционный тупик в стиле Первой мировой. К лету 1988 года с обеих сторон погибли более полумиллиона человек.
Иранские «банзай-атаки» человеческими волнами, химическое оружие, бомбёжки городов приносили огромные жертвы — но не победу.
В попытках лишить врага нефтедолларов на войну обе страны начали нападать на танкеры в Заливе и минировать фарватеры. Особенно старался революционный Иран с его огромной береговой линией и открытой враждебностью всему «неверному» миру.
Революционные корсары и «Твёрдые намерения»
Персидский залив и Ормузский пролив стали зоной «свободной охоты» скоростных катеров КСИР. Набитые боевиками, обвешанные флагами и лозунгами «буканьеры» презирали все законы и правила.
Чаще их действия сводились к остановке и досмотру судна на предмет военных грузов для Ирака. Однако они считали нормальным подлететь к любому «подозрительному» или «непослушному» судну и обстрелять его из пулемётов, зениток или одарить залпом примитивных реактивных снарядов.
Вот обычная новость того времени с сайта «Би-Би-Си»:
«12 июня 1988 года. Иранские катера обстреляли западногерманское грузовое судно Dhaulagiri и британский танкер Esso Demetia в Персидском заливе. Один моряк погиб, двое ранены. Экипаж танкера сумел потушить пожар на борту».
К июлю 1988 года в Персидском заливе были атакованы более 500 гражданских судов, в ходе атак погибли более 300 гражданских моряков разных стран.
Нападений и жертв было бы больше, если бы вопросом не занялся американский флот. Летом 1987 года США объявили о начале Earnest Will: крупнейшей конвойной операции со времён Второй мировой. По просьбе эмира Джабера их корабли стали эскортировать кувейтские танкеры.
Нефтяной танкер в сопровождении американцев
Кувейт помогал Саддаму Хусейну — и это отдельно не понравилось Ирану. И без того открытая вражда между Тегераном и Вашингтоном переросла в необъявленную морскую войну.
На стороне США были новейшие технологии и мощь сильнейшего флота планеты. На стороне Ирана — огромная береговая линия вдоль всего пути из Кувейта к Ормузскому проливу, революционная отмороженность — и желание любой ценой додавить саддамовский Ирак, принудив агрессора к ответу.
Война, которой не было
В первый же день операции Earnest Will 24 июля 1987 года шедший под американским флагом кувейтский супертанкер подорвался на мине. Её установили иранские морские спецназовцы из КСИР. Эскорт из трёх американских кораблей и морской авиации не помог.
Тегеран признал ответственность за «непоправимый удар по американскому престижу» и пообещал продолжить. Американцы пообещали, что продолжить ему будет затруднительно, и направили в Залив дополнительные силы флота.
Месяцы прошли в непрекращающихся попытках иранцев минировать фарватеры и выходить в атаки на катерах и самолётах. За попаданием ракеты в танкер Sea Isle City на кувейтском рейде последовал удар американцев по иранским нефтяным платформам.
Четырнадцатого апреля 1988 года фрегат Samuel B. Roberts подорвался на иранской мине. В ответной операции «Богомол» американцы устроили иранским платформам и вышедшей на перехват эскадре показательный погром. В крупнейшем бою американского флота после Второй мировой на дно отправились иранский фрегат «Саханд», ракетный катер и три моторные лодки. Половина невеликого флота Исламской республики.
Горящий «Саханд» с воздуха
Тегеран не скрывал ярости и желания отомстить. Все американские силы в Заливе ждали ответного удара. Общество США к этому времени оправилось от вьетнамского шока, избирателям снова стали «продаваться» военные победы.
Всё это стало прологом к трагедии.
Ковбой на робокрейсере
В ходе ротации войск в Заливе летом 1988 года американцы остались без базовых самолётов ДРЛО. Вместо дефицитного «Авакса» на ТВД отправили «Винсеннес»: новейший крейсер класса «Тикондерога», оборудованный чудом техники — боевой информационно-управляющей системой «Иджис» и радарами AN/SPY-1. Он прикрыл эвакуацию повреждённого фрегата — и остался на некоторое время в опасных водах.
В 1988 году «Винсеннес» был самым совершенным кораблём американского флота. За степень компьютеризации и автоматизации его прозвали «робокрейсером», по аналогии с недавно вышедшим «Робокопом». Экипаж этим страшно гордился.
Кораблём командовал капитан Уильям Роджерс. Как вспоминали сослуживцы, этот сошедший с советских карикатур «ястреб» и техасский «ковбой» жаждал драки, чтобы скорее достичь желанных адмиральских погон.
На «робокрейсере» для запечатления службы и высокотехнологичных побед находилась съёмочная группа флотских военкоров. Во время боя и последовавшей трагедии они были на мостике и снимали всё происходящее — их кадры можно увидеть в документальном фильме из цикла «Расследования авиакатастроф».
Увы, в боевой рубке, где принимались решения, их не было — и не положено, и в боевом режиме там слишком темно. В свете мониторов системы «Иджис» хорошего телесюжета без специального оборудования не снять.
Коллеги-капитаны по службе в Заливе и прямое начальство ещё до инцидента считали Роджерса буйным дураком и пытались одёргивать. Сам он жаждал побед и плевал на всех. Нужно только успеть героически отразить нападение «бородатых фанатиков» за время «деплоймента». А если они не захотят нападать сами — их можно спровоцировать.
Тем временем американская разведка докладывала, что КСИР может готовить атаку смертников на самолётах или катерах против кораблей США. Считалось, что, скорее всего, она произойдёт четвёртого июля — в «подарок» на День независимости, для более громкого эффекта.
Спасти «Саргодху»
Утром третьего июля крейсер «Винсеннес» шёл через Ормузский пролив в Бахрейн на празднование Дня независимости. Старый фрегат «Элмер Монтгомери» патрулировал воды пролива. В предыдущий день ему уже пришлось отогнать предупредительными выстрелами катера КСИР, пытавшиеся атаковать танкер «Карама Мэрск». Из Аравийского моря в Бахрейн шёл ещё один фрегат «Сайдс».
«Винсеннес»
Нейтральных вод было мало: морские границы Ирана и Омана соприкасаются на выходе из Персидского залива в Аравийское море с узким коридором для международной торговли. К иранским правам американцы относились философски — как и иранцы к оманским.
Фрегат «Монтгомери» заметил семь иранских катеров, на большой скорости приближающихся к пакистанскому судну «Саргодха». Следом появились ещё шестеро. На глазах у экипажа фрегата они стали готовить к бою зенитки и ракетные установки.
КСИРовцы заметили американцев. Треть катеров сменили курс и рванули к «Монтгомери».
Фрегат запросил поддержки у крейсера. Капитан Роджерс брился у себя в каюте, когда ему набрал офицер с мостика: «У „Монтгомери“ нос в пчелином улье!».
Капитан радостно дал самый полный вперёд, и «Винсеннес» на 32 узлах помчался топить супостатов.
Однако иранские командиры решили «выдохнуть». Катера прекратили движение в сторону «Монтгомери» и «Саргодха» и принялись хаотично маневрировать в видимости фрегата. «Винсеннес» снизил ход до нормального.
Оманский «лесник»
Около 7:00 из-за горизонта донеслись звуки мощных взрывов. Что это было — загадка до сих пор. Ни одно судно не сообщило о нападении. Возможно, КСИРовцы просто тренировались. Однако американцы решили проверить, что творится.
Оперативный командующий надводными силами США в Заливе Ричард МакКенна приказал крейсеру направить палубный вертолёт к северу от фрегата, а самому кораблю подойти к «Монтгомери», оставаясь вне прямой видимости. «Робокрейсер» привёл оружейные системы в боеготовность и тридцатиузловым ходом двинулся к фрегату.
«Элмер Монтгомери»
Вертолёт обнаружил, что катера носятся вокруг злополучного западногерманского судна «Дхаулагири», уже потерявшего в результате нападения троих членов экипажа, но огня не ведут. Вертолёт завис в отдалении и стал транслировать на крейсер «картинку» с радара.
Всё это происходило в оманских территориальных водах. В 8:18 в районе появился патруль королевского флота Омана. Он вежливо попросил и иранцев, и американцев незамедлительно убраться куда-нибудь подальше.
И те и другие последовали совету. По пути крейсер прошёл мимо «Дхаулагири», там подтвердили, что всё в порядке.
Однако в результате выхода из оманских вод крейсер оказался гораздо севернее, чем ему полагалось по приказу МакКенны. Между капитаном Роджерсом и командующим произошёл разговор на повышенных тонах. В 8:46 крейсер снизил ход до 15 узлов и вернулся на предписанный курс в сторону Бахрейна.
И тут утро перестало быть хоть сколько-то мирным.
Эскалация
Вертолёт продолжал наблюдать за иранскими катерами, кружась в отдалении на высоте 360 метров. Нарушив инструкции, требовавшие не приближаться без приказа к КСИРовским кораблям ближе чем на четыре мили, вертолёт подлетел на две с небольшим.
В 9:15 в сотне метров перед ним просвистела предупредительная очередь из ЗУшки. Других способов обозначить своё неудовольствие у иранских катеров не было. Так они привычно отгоняли всех, включая жаждавших красивой картинки телевизионщиков.
Вертолёт доложил об обстреле. Капитан Роджерс пришёл в ярость. Нападение на военнослужащих США! Он приказал вертолёту возвращаться и на полном ходу двинул крейсер в сторону катеров.
Капитан Уильям Роджерс
Обстрел вертолёта, пусть и очевидно предупредительный, был сочтён наглостью и командованием в Бахрейне. Роджерсу предоставили тактический контроль над «Монтгомери». Заодно МакКенна приказал фрегату «Сайдс» на полном ходу идти к «Винсеннесу» и «Монтгомери».
Авианосец «Форрестол», патрулировавший в двухстах милях в Аравийском море, поднял в воздух дежурную группу из пары F-14, штурмовики A-6E и A-7E и палубный самолёт ДРЛО E-2C.
Однако вместо приказа «выдохнуть» ему дали карт‑бланш.
С другой стороны, катера КСИР явно намеревались атаковать гражданские суда в проливе. Их было много, и они уже продемонстрировали готовность бросить вызов фрегату.
Если бы американцы просто ушли, вполне возможно, этот день всё равно ознаменовался бы гражданскими жертвами. И виноват был бы американский флот, который не пресёк прямую и явную угрозу от действий боевиков.
«Поразить катера огнём!»
Иранские катера, увидев идущие к ним крейсер и фрегат, предпочли ретироваться. Одна группа двинулась в сторону выхода из Ормузского залива, вторая пошла к иранскому берегу. Один катер остался на месте наблюдать за американцами, его экипаж выглядел скучающим.
В 9:37 «Винсеннес» пересёк «военную линию» иранских вод, куда Тегеран запретил заходить иностранным кораблям. За последний месяц он совершал это уже десять раз. Обычное дело, равно как и для иранских катеров вломиться в оманские воды и напасть там на гражданское судно.
Катера повернули и стали хаотично двигаться. Затем два или три взяли курс на американцев и стали приближаться на скорости около 20 узлов.
В 9:39 Роджерс запросил у командования разрешения открыть огонь на поражение. В 9:41 разрешение от МакКенны и адмирала Лесса было получено.
Напомню, дело происходило в территориальных водах Ирана. Однако американцы, помня данные разведки, увидели в этом движении «атаку смертников» и месть за «Саханд» — иранский фрегат, потопленный американцами в апреле 1988 года.
По словам членов экипажа, по обшивкам крейсера и фрегата забарабанили пули. Правда, телевизионщики запечатлели моряков «Винсеннеса», увлечённо наблюдающих в бинокли за огнём пушек крейсера с открытой палубы без малейших предосторожностей.
Три пятидюймовые скорострельные пушки вели огонь. Один из катеров загорелся, но иранцы не собирались отступать.
За процессом на расстоянии 64 миль наблюдал иранский патрульный «Орион». С борта «Винсеннеса» ему посоветовали держаться подальше, иранские лётчики ответили, что просто наблюдают и приближаться не будут.
Последний взлёт
В 9:47 иранский аэробус оторвался от взлётной полосы в аэропорту Бендер-Аббаса и взял курс на Дубаи. Этот А300 под управлением опытного командира воздушного судна Мохсена Резаяна должен был взлететь ещё в 9:20, но рейс задержался.
Точно такой же аэробус, как и тот, что поднялся в небо в тот роковой день
Самый обычный регулярный рейс через Залив, занимавший около 25 минут. Воздушный междугородний автобус. Салон был забит почти полностью.
Многие в эконом-классе были «челноками» с большими сумками. Азиатская электроника и арабская «ювелирка» в воюющем Иране были дефицитом — и продавались отлично. Купить их было проще всего на оптовых базах в Дубаи.
Кто-то надеялся попасть в Мекку на хадж — хотя ещё весной Саудовская Аравия объявила, что за враждебные инциденты паломников из Ирана в 1988 году принимать не будет.
Таких было немного: катастрофа рейса 655 даже не входит в списки трагедий во время хаджа. Впрочем, иногда в прессе чуть ли не всех пассажиров записывают в паломники.
По штатной процедуре в случае боестолкновений в Заливе иранские диспетчеры получали и передавали «стоп-сигнал». Увы, в этот раз красной тревоги объявлено не было. Причины этого неизвестны до сих пор.
Диспетчерская Бендер-Аббаса дала аэробусу «добро» на взлёт и пожелала счастливого полёта. Коридор пролегал точно через то место, где вовсю шёл бой между американцами и катерами КСИР.
Почти сразу поднявшийся в воздух самолёт увидели радары крейсера.
Запросы
Офицеры заявляли, что радар «Винсеннеса» уловил как минимум один сигнал военного ответчика. После чего новая воздушная цель была помечена в системе управления огнём «предположительно враждебной».
Подтверждения этой информации нет. Электроника крейсера никаких военных сигналов от рейса не зафиксировала.
Назовём вещи своими именами. Роджерс вломился в территориальные воды Ирана и атаковал там иранские катера. С разрешения руководства. Откровенно провоцируя ответные действия Ирана и ожидая ответного удара.
В том числе поэтому он и предпочёл счесть воздушную цель атакующим F-14. Роджерс очень хотел, чтобы это был вышедший для удара иранский самолёт, на котором можно продемонстрировать всю мощь «робокрейсера» миру и начальству.
У Тегерана эти американские самолёты, поставленные в шахские времена, были только в варианте перехватчика с ракетами «воздух-воздух». Однако американская разведка сообщала, что от безысходности персы пытаются прикрутить к ним свободнопадающие бомбы и противокорабельные ракеты. И даже вроде бы небезуспешно.
На всякий случай сверились с расписанием гражданских рейсов. Никого в воздухе не ожидалось.
Задолго до этого дня американцы «довели до сведения» мирового сообщества, что следующие над Персидским заливом самолёты должны быть готовы ответить на запросы Вооружённых сил США по установленным частотам. Гражданской и военной.
Иранцы приняли это к сведению. Во избежание проблем все их гражданские борты получили инструкцию постоянно быть готовыми принять сигналы на указанной частоте.
Боевой информационный центр на «Винсеннесе»
«Винсеннес» дал несколько запросов по военной частоте 243,0 МГц. Тишина.
«Винсеннес» дал два запроса по гражданской частоте 121,5 МГц. Тишина.
«Чёрные ящики» не нашли. Судя по всему, запрос по гражданской линии экипаж принял, однако не отнёс его на свой счёт. Они были не «неопознанный самолёт», а регулярный авиалайнер. В запросе указывалась совсем другая скорость: опознанная крейсером путевая, а не видная по приборам воздушная.
В отдалении крутился всё тот же наблюдавший за боем иранский «Орион». Было логично предположить, что американцы спрашивают его.
«Предупредите и сбивайте!»
Роджерс доложил командованию, что к нему приближается именно F-14. Даже не неопознанная цель. И что он собирается открыть огонь, если тот не изменит курс до отметки 20 миль.
Часы показывали 9:50. Корабли продолжали вести бой с иранскими катерами. Крейсер маневрировал на полном ходу, чтобы держать катера в секторах обстрела и не дать им подобраться к борту. От крена с полок падали папки и книги.
Цель номер 4131 приближалась к крейсеру. Она была уже в 28 милях.
МакКенна ответил: «Сначала предупредите самолёт, а затем открывайте огонь».
Слышавшие разговор капитаны «Сайдса» и «Монтгомери» получали те же данные, что и «Винсеннес», однако они сразу сочли неопознанный самолёт более чем очевидным гражданским лайнером. Об этом говорили и высота, и скорость, и сигналы гражданского ответчика.
Капитан Карлсон на борту «Монтгомери» был шокирован.
Однако вмешиваться Карлсон не стал, решив, что суперэлектроника «робокрейсера» может показывать то, что его старенький фрегат типа «Нокс» не в силах считать. А ведь там ещё и опытная разведывательная команда.
Роджерсу должно быть виднее, что он делает.
Ещё один запрос по военной частоте, обращённый к «иранскому F-14», предсказуемо не получил ответа. Начатое с отметки 20 миль облучение РЛС наведения, на которое обычно реагируют военные самолёты благодаря датчикам, цель игнорировала.
На гражданских самолётах улавливать их попросту нечему.
Запрос по военной частоте. По гражданской. Снова по военной. Тишина.
Последние минуты
Цель 4131 шла прямо на крейсер.
Правда, шла по явно восходящей траектории, но эту подробность сочли несущественной.
Сигналов гражданского бортового ответчика не было. В условиях хорошей погоды в привычном коротком рейсе пилоты попросту не включили носовой радар.
Мало ли, как эти КСИРовцы могут хитрить. Они с захвата толпой посольства не раз доказывали, что революционно плюют на любые правила, законы и приличия. Сейчас войдёт в пикирование, скинет бомбы или пустит ракету.
Как выглядит современный корабль после попадания, все на мостике были в курсе. Ещё до начала конвойных операций, в мае 1987 года иракский «Мираж» по ошибке вогнал два «Экзосета» в американский фрегат «Старк».
Горящий после попадания «Старк»
Тридцать семь моряков погибли, 21 были ранены. Капитан Бриндел до последнего момента не решался открыть огонь по заходящему в атаку иракскому самолёту. Тем самым погубил своих людей, превратил корабль в горящие руины и попал под трибунал.
Капитан Роджерс не собирался следовать его примеру. А ещё он очень хотел привесить к седлу свежие иранские скальпы, которые сами шли в руки.
Минуты на принятие решения превращались в секунды. Цель не отвечала на запросы, прошла «красную линию» 20-мильного расстояния и продолжала приближаться.
Скоро она окажется в мёртвой зоне поражения ПВО крейсера. И спокойно всадит бомбу или ракету.
На мостике всё больше приходили к выводу, что это точно атакующий F-14. Или он — или они.
Катастрофа
До сих по неизвестно, правда это или «отмазка». Официальный отчёт Пентагона утверждает, что в 9:52 на отметке 15 миль до крейсера экипаж ошибочно стал считывать снижение цели, наращивание скорости и изменение траектории.
И даже отчёт не очень уверен, что офицеры мостика не сговорились в показаниях.
По их словам, ход событий выглядел так:
«12 миль. Цель снижается».
«11 миль. Цель снижается».
«10 миль. Цель снижается».
Однако собственно записи электроники крейсера показали, что никакого снижения и прочего не было. Лайнер продолжал набор высоты со стабильной скоростью и курсом, достигнув 12 тысяч футов.
Ещё до того как была достигнута отметка в девять миль, капитан Роджерс отдал приказ.
В 9:54 две зенитные ракеты «Стандарт» сорвались с направляющих.
Оператор дал последний запрос по военной частоте и потребовал немедленно изменить курс. В эти мгновения ещё можно было дать команду на самоуничтожение ракет.
Ответа, естественно, не было.
Спустя 21 секунду цель исчезла с радара. До неё оставалось шесть миль.
Безжалостная телекамера и записи переговоров запечатлели эти мгновения.
«Оу, он мёртв! Мы его достали!», — воскликнул оператор наведения. На мостике это известие встретили радостными возгласами.
С «Монтгомери» запросили крейсер: «У вас подтверждённое поражение той цели, сэр?». «Похоже на то. Этот парень был там, а теперь его нет. Мы исполнили его желание, он отправился повидаться с Аллахом. Парашюта не видно!».
Бой с катерами оканчивался. На воде оставались двое. Остальные или были на дне, или ретировались к берегу.
В 10:03 орудия крейсера замолчали.
Бой после «победы»
Эфир на частотах для оповещения о чрезвычайных ситуациях взорвался экстренными сообщениями.
Иранцы: «Всем подразделениям парамедиков! Прибыть на место падения авиалайнера, сбитого янки и спасти тех, кто мог выжить!».
Оманцы: «Предположительно упал иранский авиалайнер! Просим начать поиск выживших и обломков самолёта!».
На кадрах съёмочной группы видно, как бодрость и ликование команды за считанные мгновения сменялись растерянностью, а затем липким и глухим ужасом осознания произошедшего.
Документальные кадры с мостика:
В 10:19 «Винсеннес» доложил, что сбил иранский авиалайнер.
В 10:20 его РЛС засекли ещё две воздушные цели на дальности 43 мили.
Крейсер, оказавшийся не «робокопом» морей, а «терминатором» и убийцей, атаковала пара иранских «фантомов».
Вот только капитану Роджерсу уже не были нужны скальпы и победы. Операторы РЭБ крейсера всего лишь задавили системы прицеливания самолётов. После нескольких безуспешных заходов они ретировались.
Корабль набрал ход и в 10:32 вышел из иранских территориальных вод.
Море трупов
Капитан Роджерс снова связался с командованием. Он заявил: «Я и только я один несу полную ответственность за действия „Винсеннеса“».
Море вокруг наполнялось судами, разворачивалась спасательная операция. «Винсеннес» оказался одним из первых кораблей, пришедших на место падения.
Как выяснится позже, взрывы и поражающие элементы ракет изрешетили и разорвали авиалайнер на части. Убитые и ещё живые, но обречённые люди минуту падали в море с высоты 3,6 километра.
Перед экипажем предстала инфернальная картина. Вокруг плавали обломки самолёта, обрывки ткани и бумаг. И десятки тел гражданских. Часто разорванных и изломанных. Мужчин, женщин, детей.
Одна из погибших матерей держала в объятиях ребёнка. Разделить их не смогли даже патологоанатомы.
Извинений не последует: «Они сами виноваты»
Адмирал Кроу, председатель комитета начальников штабов США, выступил с официальным заявлением.
«По информации из Персидского залива, крейсер „Винсеннес“ был активно вовлечён в столкновение с угрожающими иранскими надводными силами. Защищая себя от того, что было идентифицировано как враждебный самолёт, он сбил иранский авиалайнер над Ормузским проливом. Правительство США глубоко сожалеет об этом инциденте…»
Однако серьёзных мер не последовало. Роджерс и остальной экипаж крейсера после возвращения даже были удостоены ордена «Легион почёта». Как раз за успешную службу в Заливе. Никаких взысканий и наказаний он не получил. Впрочем, как и повышения. По сей день он пытается доказать, что в той ситуации не мог поступить иначе, и даже написал про это книгу.
Уильям Роджерс
США заявили о глубоком сожалении, в том числе в официальном письме Рейгана, переправленном в Тегеран через Швейцарию. Но извинений не принесли по сей день.
Избиратель тех лет оправился от вьетнамского синдрома и был очень воинственным. Военные в глазах американского общества из «карателей и психов» снова стали героями и защитниками свободы.
Иранцев за захват посольства, терроризм и антиамериканский фанатизм явное большинство американцев страстно ненавидели. Многие открыто говорили, что ничего страшного в гибели иранцев нет: «они там все опасные фанатики, дикари и нас ненавидят».
Семьдесят один процент опрошенных газетой «Вашингтон Пост» заявили, что капитан Роджерс всё сделал правильно. Не согласились с этим 24 процента респондентов.
Семьдесят четыре процента сочли, что в трагедии виноват сам Иран — нечего нападать на мирные суда. Без действий КСИРовских пиратских катеров ничего бы не случилось. Только 14 процентов согласились с тем, что США виновны больше.
Извинения и признание вины в этих условиях стоили бы страшных репутационных потерь. И что важнее — электоральных. В том, что «они сами виноваты» и «всё правильно сделали», тогда сошлись и демократы, и республиканцы. Даже компенсации родным и близких погибших выплачивались американцами адресно — минуя официальные органы Ирана, которые продолжали считать «настоящими» виновниками.
Похороны жертв трагедии
Тегеранское руководство было в ярости. Аятолла Монтазери, считавшийся наследником Хомейни, призвал к неограниченному возмездию и крови американцев. Однако уставшее и шокированное очередной трагедией общество Ирана уже жаждало не мести, а прекращения войны почти любой ценой. Даже традиционные демонстрации негодования были малочисленными и бледными.
Когда шум улёгся, это было осознано и учтено. Атак на американские объекты не последовало. Только в марте 1989 года взрывное устройство подожгло минивен жены Роджерса. Она не пострадала. Расследование до сих пор не нашло виновных.
После тяжёлого поражения от очередного иракского наступления с середины июля Иран начал мирные переговоры.
Двадцатого августа девятилетняя война была окончена. Прекратились и нападения КСИР на гражданские суда.
Трагедии рейсов 655 и 752 сравнивают не случайно. И дело здесь не только в том, что «американцы не лучше».
Наличие гражданских самолётов в зоне боевых действий, когда у операторов ПВО «пальцы пляшут на курке», а время принятия решения исчисляется минутами и секундами — дело само по себе крайне опасное.
655-й рейс спокойно летел в небе надоевшей войны, к которой все привыкли и не ждали случайностей. 752-й — в небе, которое ещё вчера казалось глубоким тылом ближневосточных конфликтов.
Над принимавшими решение довлел страшный дефицит времени и информации в условиях прямой и явной угрозы.
Мог выйти на вломившийся в территориальные воды Ирана и обстреливающий иранские катера «Винсеннес» иранский ударный самолёт? Мог. И более того — вышли два «фантома», но сбивать их потрясённый капитан уже не стал. А цель не отвечала. Быть может, вполне сознательно прикидываясь гражданским бортом, чтобы подобраться на «кинжальное» расстояние? Ведь эти иранцы такие коварные!
Мог на военную базу под Тегераном лететь на малой высоте и по неожиданной траектории американский «Томагавк», запущенный в ответ на уже идущий ракетный обстрел объектов США в Ираке? Мог. То, что удар по американцам был символическим и ответа не последует, стало ясно лишь позже. А командование не отвечало. Быть может, оно уже мертво после внезапного высокоточного налёта? Ведь эти американцы такие коварные!
В некоторых ситуациях почти любой командир примет решение, которое обернётся трагедией. А уж если он очень хочет видеть в цели опасную и враждебную…
Вот только людей не вернуть. И что делать в реальном мире, чтобы не допустить подобные трагедии впредь — куда более сложный вопрос, чем кажется.
Простым «пусть они не летают» и «пусть они не стреляют» он не решается.
В конце 80-х на Ближнем Востоке было не лучше, чем в наши дни.
С 1980 года тянулась ирано-иракская война. Попытка Саддама устроить блицкриг в нефтеносном Хузестане втянула Ирак и Иран в позиционный тупик в стиле Первой мировой. К лету 1988 года с обеих сторон погибли более полумиллиона человек.
Иранские «банзай-атаки» человеческими волнами, химическое оружие, бомбёжки городов приносили огромные жертвы — но не победу.
В попытках лишить врага нефтедолларов на войну обе страны начали нападать на танкеры в Заливе и минировать фарватеры. Особенно старался революционный Иран с его огромной береговой линией и открытой враждебностью всему «неверному» миру.
Революционные корсары и «Твёрдые намерения»
Персидский залив и Ормузский пролив стали зоной «свободной охоты» скоростных катеров КСИР. Набитые боевиками, обвешанные флагами и лозунгами «буканьеры» презирали все законы и правила.
Чаще их действия сводились к остановке и досмотру судна на предмет военных грузов для Ирака. Однако они считали нормальным подлететь к любому «подозрительному» или «непослушному» судну и обстрелять его из пулемётов, зениток или одарить залпом примитивных реактивных снарядов.
Вот обычная новость того времени с сайта «Би-Би-Си»:
«12 июня 1988 года. Иранские катера обстреляли западногерманское грузовое судно Dhaulagiri и британский танкер Esso Demetia в Персидском заливе. Один моряк погиб, двое ранены. Экипаж танкера сумел потушить пожар на борту».
К июлю 1988 года в Персидском заливе были атакованы более 500 гражданских судов, в ходе атак погибли более 300 гражданских моряков разных стран.
Нападений и жертв было бы больше, если бы вопросом не занялся американский флот. Летом 1987 года США объявили о начале Earnest Will: крупнейшей конвойной операции со времён Второй мировой. По просьбе эмира Джабера их корабли стали эскортировать кувейтские танкеры.
Нефтяной танкер в сопровождении американцев
Кувейт помогал Саддаму Хусейну — и это отдельно не понравилось Ирану. И без того открытая вражда между Тегераном и Вашингтоном переросла в необъявленную морскую войну.
На стороне США были новейшие технологии и мощь сильнейшего флота планеты. На стороне Ирана — огромная береговая линия вдоль всего пути из Кувейта к Ормузскому проливу, революционная отмороженность — и желание любой ценой додавить саддамовский Ирак, принудив агрессора к ответу.
Война, которой не было
В первый же день операции Earnest Will 24 июля 1987 года шедший под американским флагом кувейтский супертанкер подорвался на мине. Её установили иранские морские спецназовцы из КСИР. Эскорт из трёх американских кораблей и морской авиации не помог.
Тегеран признал ответственность за «непоправимый удар по американскому престижу» и пообещал продолжить. Американцы пообещали, что продолжить ему будет затруднительно, и направили в Залив дополнительные силы флота.
Месяцы прошли в непрекращающихся попытках иранцев минировать фарватеры и выходить в атаки на катерах и самолётах. За попаданием ракеты в танкер Sea Isle City на кувейтском рейде последовал удар американцев по иранским нефтяным платформам.
Четырнадцатого апреля 1988 года фрегат Samuel B. Roberts подорвался на иранской мине. В ответной операции «Богомол» американцы устроили иранским платформам и вышедшей на перехват эскадре показательный погром. В крупнейшем бою американского флота после Второй мировой на дно отправились иранский фрегат «Саханд», ракетный катер и три моторные лодки. Половина невеликого флота Исламской республики.
Горящий «Саханд» с воздуха
Тегеран не скрывал ярости и желания отомстить. Все американские силы в Заливе ждали ответного удара. Общество США к этому времени оправилось от вьетнамского шока, избирателям снова стали «продаваться» военные победы.
Всё это стало прологом к трагедии.
Ковбой на робокрейсере
В ходе ротации войск в Заливе летом 1988 года американцы остались без базовых самолётов ДРЛО. Вместо дефицитного «Авакса» на ТВД отправили «Винсеннес»: новейший крейсер класса «Тикондерога», оборудованный чудом техники — боевой информационно-управляющей системой «Иджис» и радарами AN/SPY-1. Он прикрыл эвакуацию повреждённого фрегата — и остался на некоторое время в опасных водах.
В 1988 году «Винсеннес» был самым совершенным кораблём американского флота. За степень компьютеризации и автоматизации его прозвали «робокрейсером», по аналогии с недавно вышедшим «Робокопом». Экипаж этим страшно гордился.
Кораблём командовал капитан Уильям Роджерс. Как вспоминали сослуживцы, этот сошедший с советских карикатур «ястреб» и техасский «ковбой» жаждал драки, чтобы скорее достичь желанных адмиральских погон.
Набитый передовой электроникой и оружием «Винсеннес» должен был принести капитану и команде славу, ордена и звания.
На «робокрейсере» для запечатления службы и высокотехнологичных побед находилась съёмочная группа флотских военкоров. Во время боя и последовавшей трагедии они были на мостике и снимали всё происходящее — их кадры можно увидеть в документальном фильме из цикла «Расследования авиакатастроф».
Увы, в боевой рубке, где принимались решения, их не было — и не положено, и в боевом режиме там слишком темно. В свете мониторов системы «Иджис» хорошего телесюжета без специального оборудования не снять.
Коллеги-капитаны по службе в Заливе и прямое начальство ещё до инцидента считали Роджерса буйным дураком и пытались одёргивать. Сам он жаждал побед и плевал на всех. Нужно только успеть героически отразить нападение «бородатых фанатиков» за время «деплоймента». А если они не захотят нападать сами — их можно спровоцировать.
Тем временем американская разведка докладывала, что КСИР может готовить атаку смертников на самолётах или катерах против кораблей США. Считалось, что, скорее всего, она произойдёт четвёртого июля — в «подарок» на День независимости, для более громкого эффекта.
Спасти «Саргодху»
Утром третьего июля крейсер «Винсеннес» шёл через Ормузский пролив в Бахрейн на празднование Дня независимости. Старый фрегат «Элмер Монтгомери» патрулировал воды пролива. В предыдущий день ему уже пришлось отогнать предупредительными выстрелами катера КСИР, пытавшиеся атаковать танкер «Карама Мэрск». Из Аравийского моря в Бахрейн шёл ещё один фрегат «Сайдс».
«Винсеннес»
Нейтральных вод было мало: морские границы Ирана и Омана соприкасаются на выходе из Персидского залива в Аравийское море с узким коридором для международной торговли. К иранским правам американцы относились философски — как и иранцы к оманским.
Фрегат «Монтгомери» заметил семь иранских катеров, на большой скорости приближающихся к пакистанскому судну «Саргодха». Следом появились ещё шестеро. На глазах у экипажа фрегата они стали готовить к бою зенитки и ракетные установки.
КСИРовцы заметили американцев. Треть катеров сменили курс и рванули к «Монтгомери».
Фрегат запросил поддержки у крейсера. Капитан Роджерс брился у себя в каюте, когда ему набрал офицер с мостика: «У „Монтгомери“ нос в пчелином улье!».
Капитан радостно дал самый полный вперёд, и «Винсеннес» на 32 узлах помчался топить супостатов.
Однако иранские командиры решили «выдохнуть». Катера прекратили движение в сторону «Монтгомери» и «Саргодха» и принялись хаотично маневрировать в видимости фрегата. «Винсеннес» снизил ход до нормального.
Оманский «лесник»
Около 7:00 из-за горизонта донеслись звуки мощных взрывов. Что это было — загадка до сих пор. Ни одно судно не сообщило о нападении. Возможно, КСИРовцы просто тренировались. Однако американцы решили проверить, что творится.
Оперативный командующий надводными силами США в Заливе Ричард МакКенна приказал крейсеру направить палубный вертолёт к северу от фрегата, а самому кораблю подойти к «Монтгомери», оставаясь вне прямой видимости. «Робокрейсер» привёл оружейные системы в боеготовность и тридцатиузловым ходом двинулся к фрегату.
«Элмер Монтгомери»
Вертолёт обнаружил, что катера носятся вокруг злополучного западногерманского судна «Дхаулагири», уже потерявшего в результате нападения троих членов экипажа, но огня не ведут. Вертолёт завис в отдалении и стал транслировать на крейсер «картинку» с радара.
Всё это происходило в оманских территориальных водах. В 8:18 в районе появился патруль королевского флота Омана. Он вежливо попросил и иранцев, и американцев незамедлительно убраться куда-нибудь подальше.
И те и другие последовали совету. По пути крейсер прошёл мимо «Дхаулагири», там подтвердили, что всё в порядке.
Однако в результате выхода из оманских вод крейсер оказался гораздо севернее, чем ему полагалось по приказу МакКенны. Между капитаном Роджерсом и командующим произошёл разговор на повышенных тонах. В 8:46 крейсер снизил ход до 15 узлов и вернулся на предписанный курс в сторону Бахрейна.
И тут утро перестало быть хоть сколько-то мирным.
Эскалация
Вертолёт продолжал наблюдать за иранскими катерами, кружась в отдалении на высоте 360 метров. Нарушив инструкции, требовавшие не приближаться без приказа к КСИРовским кораблям ближе чем на четыре мили, вертолёт подлетел на две с небольшим.
В 9:15 в сотне метров перед ним просвистела предупредительная очередь из ЗУшки. Других способов обозначить своё неудовольствие у иранских катеров не было. Так они привычно отгоняли всех, включая жаждавших красивой картинки телевизионщиков.
Вертолёт доложил об обстреле. Капитан Роджерс пришёл в ярость. Нападение на военнослужащих США! Он приказал вертолёту возвращаться и на полном ходу двинул крейсер в сторону катеров.
Капитан Уильям Роджерс
Обстрел вертолёта, пусть и очевидно предупредительный, был сочтён наглостью и командованием в Бахрейне. Роджерсу предоставили тактический контроль над «Монтгомери». Заодно МакКенна приказал фрегату «Сайдс» на полном ходу идти к «Винсеннесу» и «Монтгомери».
Авианосец «Форрестол», патрулировавший в двухстах милях в Аравийском море, поднял в воздух дежурную группу из пары F-14, штурмовики A-6E и A-7E и палубный самолёт ДРЛО E-2C.
В командовании в Бахрейне знали, что Роджерс — отморозок, жаждущий драки и скальпов.
Однако вместо приказа «выдохнуть» ему дали карт‑бланш.
С другой стороны, катера КСИР явно намеревались атаковать гражданские суда в проливе. Их было много, и они уже продемонстрировали готовность бросить вызов фрегату.
Если бы американцы просто ушли, вполне возможно, этот день всё равно ознаменовался бы гражданскими жертвами. И виноват был бы американский флот, который не пресёк прямую и явную угрозу от действий боевиков.
«Поразить катера огнём!»
Иранские катера, увидев идущие к ним крейсер и фрегат, предпочли ретироваться. Одна группа двинулась в сторону выхода из Ормузского залива, вторая пошла к иранскому берегу. Один катер остался на месте наблюдать за американцами, его экипаж выглядел скучающим.
В 9:37 «Винсеннес» пересёк «военную линию» иранских вод, куда Тегеран запретил заходить иностранным кораблям. За последний месяц он совершал это уже десять раз. Обычное дело, равно как и для иранских катеров вломиться в оманские воды и напасть там на гражданское судно.
Катера повернули и стали хаотично двигаться. Затем два или три взяли курс на американцев и стали приближаться на скорости около 20 узлов.
В 9:39 Роджерс запросил у командования разрешения открыть огонь на поражение. В 9:41 разрешение от МакКенны и адмирала Лесса было получено.
«Поразить катера орудиями. Повторяю, поразить катера орудиями!».
Напомню, дело происходило в территориальных водах Ирана. Однако американцы, помня данные разведки, увидели в этом движении «атаку смертников» и месть за «Саханд» — иранский фрегат, потопленный американцами в апреле 1988 года.
По словам членов экипажа, по обшивкам крейсера и фрегата забарабанили пули. Правда, телевизионщики запечатлели моряков «Винсеннеса», увлечённо наблюдающих в бинокли за огнём пушек крейсера с открытой палубы без малейших предосторожностей.
Три пятидюймовые скорострельные пушки вели огонь. Один из катеров загорелся, но иранцы не собирались отступать.
За процессом на расстоянии 64 миль наблюдал иранский патрульный «Орион». С борта «Винсеннеса» ему посоветовали держаться подальше, иранские лётчики ответили, что просто наблюдают и приближаться не будут.
Последний взлёт
В 9:47 иранский аэробус оторвался от взлётной полосы в аэропорту Бендер-Аббаса и взял курс на Дубаи. Этот А300 под управлением опытного командира воздушного судна Мохсена Резаяна должен был взлететь ещё в 9:20, но рейс задержался.
Точно такой же аэробус, как и тот, что поднялся в небо в тот роковой день
Самый обычный регулярный рейс через Залив, занимавший около 25 минут. Воздушный междугородний автобус. Салон был забит почти полностью.
Многие в эконом-классе были «челноками» с большими сумками. Азиатская электроника и арабская «ювелирка» в воюющем Иране были дефицитом — и продавались отлично. Купить их было проще всего на оптовых базах в Дубаи.
Многие летели просто отдохнуть в мирной стране. Целыми семьями. На борту было 65 детей.
Кто-то надеялся попасть в Мекку на хадж — хотя ещё весной Саудовская Аравия объявила, что за враждебные инциденты паломников из Ирана в 1988 году принимать не будет.
Таких было немного: катастрофа рейса 655 даже не входит в списки трагедий во время хаджа. Впрочем, иногда в прессе чуть ли не всех пассажиров записывают в паломники.
По штатной процедуре в случае боестолкновений в Заливе иранские диспетчеры получали и передавали «стоп-сигнал». Увы, в этот раз красной тревоги объявлено не было. Причины этого неизвестны до сих пор.
Диспетчерская Бендер-Аббаса дала аэробусу «добро» на взлёт и пожелала счастливого полёта. Коридор пролегал точно через то место, где вовсю шёл бой между американцами и катерами КСИР.
Почти сразу поднявшийся в воздух самолёт увидели радары крейсера.
Запросы
Офицеры заявляли, что радар «Винсеннеса» уловил как минимум один сигнал военного ответчика. После чего новая воздушная цель была помечена в системе управления огнём «предположительно враждебной».
Подтверждения этой информации нет. Электроника крейсера никаких военных сигналов от рейса не зафиксировала.
Назовём вещи своими именами. Роджерс вломился в территориальные воды Ирана и атаковал там иранские катера. С разрешения руководства. Откровенно провоцируя ответные действия Ирана и ожидая ответного удара.
В том числе поэтому он и предпочёл счесть воздушную цель атакующим F-14. Роджерс очень хотел, чтобы это был вышедший для удара иранский самолёт, на котором можно продемонстрировать всю мощь «робокрейсера» миру и начальству.
У Тегерана эти американские самолёты, поставленные в шахские времена, были только в варианте перехватчика с ракетами «воздух-воздух». Однако американская разведка сообщала, что от безысходности персы пытаются прикрутить к ним свободнопадающие бомбы и противокорабельные ракеты. И даже вроде бы небезуспешно.
На всякий случай сверились с расписанием гражданских рейсов. Никого в воздухе не ожидалось.
Никто не знал, что рейс 655 задержался.
Задолго до этого дня американцы «довели до сведения» мирового сообщества, что следующие над Персидским заливом самолёты должны быть готовы ответить на запросы Вооружённых сил США по установленным частотам. Гражданской и военной.
Иранцы приняли это к сведению. Во избежание проблем все их гражданские борты получили инструкцию постоянно быть готовыми принять сигналы на указанной частоте.
Боевой информационный центр на «Винсеннесе»
«Винсеннес» дал несколько запросов по военной частоте 243,0 МГц. Тишина.
«Винсеннес» дал два запроса по гражданской частоте 121,5 МГц. Тишина.
«Чёрные ящики» не нашли. Судя по всему, запрос по гражданской линии экипаж принял, однако не отнёс его на свой счёт. Они были не «неопознанный самолёт», а регулярный авиалайнер. В запросе указывалась совсем другая скорость: опознанная крейсером путевая, а не видная по приборам воздушная.
В отдалении крутился всё тот же наблюдавший за боем иранский «Орион». Было логично предположить, что американцы спрашивают его.
«Предупредите и сбивайте!»
Роджерс доложил командованию, что к нему приближается именно F-14. Даже не неопознанная цель. И что он собирается открыть огонь, если тот не изменит курс до отметки 20 миль.
Часы показывали 9:50. Корабли продолжали вести бой с иранскими катерами. Крейсер маневрировал на полном ходу, чтобы держать катера в секторах обстрела и не дать им подобраться к борту. От крена с полок падали папки и книги.
Цель номер 4131 приближалась к крейсеру. Она была уже в 28 милях.
МакКенна ответил: «Сначала предупредите самолёт, а затем открывайте огонь».
Слышавшие разговор капитаны «Сайдса» и «Монтгомери» получали те же данные, что и «Винсеннес», однако они сразу сочли неопознанный самолёт более чем очевидным гражданским лайнером. Об этом говорили и высота, и скорость, и сигналы гражданского ответчика.
Капитан Карлсон на борту «Монтгомери» был шокирован.
«Почему, что за хрень он творит?».
Однако вмешиваться Карлсон не стал, решив, что суперэлектроника «робокрейсера» может показывать то, что его старенький фрегат типа «Нокс» не в силах считать. А ведь там ещё и опытная разведывательная команда.
Роджерсу должно быть виднее, что он делает.
Ещё один запрос по военной частоте, обращённый к «иранскому F-14», предсказуемо не получил ответа. Начатое с отметки 20 миль облучение РЛС наведения, на которое обычно реагируют военные самолёты благодаря датчикам, цель игнорировала.
На гражданских самолётах улавливать их попросту нечему.
Запрос по военной частоте. По гражданской. Снова по военной. Тишина.
Последние минуты
Цель 4131 шла прямо на крейсер.
Правда, шла по явно восходящей траектории, но эту подробность сочли несущественной.
Сигналов гражданского бортового ответчика не было. В условиях хорошей погоды в привычном коротком рейсе пилоты попросту не включили носовой радар.
Электроника крейсера не видела от цели вообще никаких сигналов.
Мало ли, как эти КСИРовцы могут хитрить. Они с захвата толпой посольства не раз доказывали, что революционно плюют на любые правила, законы и приличия. Сейчас войдёт в пикирование, скинет бомбы или пустит ракету.
Как выглядит современный корабль после попадания, все на мостике были в курсе. Ещё до начала конвойных операций, в мае 1987 года иракский «Мираж» по ошибке вогнал два «Экзосета» в американский фрегат «Старк».
Горящий после попадания «Старк»
Тридцать семь моряков погибли, 21 были ранены. Капитан Бриндел до последнего момента не решался открыть огонь по заходящему в атаку иракскому самолёту. Тем самым погубил своих людей, превратил корабль в горящие руины и попал под трибунал.
Капитан Роджерс не собирался следовать его примеру. А ещё он очень хотел привесить к седлу свежие иранские скальпы, которые сами шли в руки.
Минуты на принятие решения превращались в секунды. Цель не отвечала на запросы, прошла «красную линию» 20-мильного расстояния и продолжала приближаться.
Скоро она окажется в мёртвой зоне поражения ПВО крейсера. И спокойно всадит бомбу или ракету.
На мостике всё больше приходили к выводу, что это точно атакующий F-14. Или он — или они.
Катастрофа
До сих по неизвестно, правда это или «отмазка». Официальный отчёт Пентагона утверждает, что в 9:52 на отметке 15 миль до крейсера экипаж ошибочно стал считывать снижение цели, наращивание скорости и изменение траектории.
И даже отчёт не очень уверен, что офицеры мостика не сговорились в показаниях.
По их словам, ход событий выглядел так:
«12 миль. Цель снижается».
«11 миль. Цель снижается».
«10 миль. Цель снижается».
Однако собственно записи электроники крейсера показали, что никакого снижения и прочего не было. Лайнер продолжал набор высоты со стабильной скоростью и курсом, достигнув 12 тысяч футов.
Ещё до того как была достигнута отметка в девять миль, капитан Роджерс отдал приказ.
В 9:54 две зенитные ракеты «Стандарт» сорвались с направляющих.
Оператор дал последний запрос по военной частоте и потребовал немедленно изменить курс. В эти мгновения ещё можно было дать команду на самоуничтожение ракет.
Ответа, естественно, не было.
Спустя 21 секунду цель исчезла с радара. До неё оставалось шесть миль.
Безжалостная телекамера и записи переговоров запечатлели эти мгновения.
«Оу, он мёртв! Мы его достали!», — воскликнул оператор наведения. На мостике это известие встретили радостными возгласами.
С «Монтгомери» запросили крейсер: «У вас подтверждённое поражение той цели, сэр?». «Похоже на то. Этот парень был там, а теперь его нет. Мы исполнили его желание, он отправился повидаться с Аллахом. Парашюта не видно!».
Бой с катерами оканчивался. На воде оставались двое. Остальные или были на дне, или ретировались к берегу.
В 10:03 орудия крейсера замолчали.
Бой после «победы»
Эфир на частотах для оповещения о чрезвычайных ситуациях взорвался экстренными сообщениями.
Иранцы: «Всем подразделениям парамедиков! Прибыть на место падения авиалайнера, сбитого янки и спасти тех, кто мог выжить!».
Оманцы: «Предположительно упал иранский авиалайнер! Просим начать поиск выживших и обломков самолёта!».
Всё это было слышно в динамиках на мостике.
На кадрах съёмочной группы видно, как бодрость и ликование команды за считанные мгновения сменялись растерянностью, а затем липким и глухим ужасом осознания произошедшего.
Документальные кадры с мостика:
В 10:19 «Винсеннес» доложил, что сбил иранский авиалайнер.
В 10:20 его РЛС засекли ещё две воздушные цели на дальности 43 мили.
Крейсер, оказавшийся не «робокопом» морей, а «терминатором» и убийцей, атаковала пара иранских «фантомов».
Вот только капитану Роджерсу уже не были нужны скальпы и победы. Операторы РЭБ крейсера всего лишь задавили системы прицеливания самолётов. После нескольких безуспешных заходов они ретировались.
Корабль набрал ход и в 10:32 вышел из иранских территориальных вод.
Море трупов
Капитан Роджерс снова связался с командованием. Он заявил: «Я и только я один несу полную ответственность за действия „Винсеннеса“».
Море вокруг наполнялось судами, разворачивалась спасательная операция. «Винсеннес» оказался одним из первых кораблей, пришедших на место падения.
Как выяснится позже, взрывы и поражающие элементы ракет изрешетили и разорвали авиалайнер на части. Убитые и ещё живые, но обречённые люди минуту падали в море с высоты 3,6 километра.
Перед экипажем предстала инфернальная картина. Вокруг плавали обломки самолёта, обрывки ткани и бумаг. И десятки тел гражданских. Часто разорванных и изломанных. Мужчин, женщин, детей.
Одна из погибших матерей держала в объятиях ребёнка. Разделить их не смогли даже патологоанатомы.
Извинений не последует: «Они сами виноваты»
Адмирал Кроу, председатель комитета начальников штабов США, выступил с официальным заявлением.
«По информации из Персидского залива, крейсер „Винсеннес“ был активно вовлечён в столкновение с угрожающими иранскими надводными силами. Защищая себя от того, что было идентифицировано как враждебный самолёт, он сбил иранский авиалайнер над Ормузским проливом. Правительство США глубоко сожалеет об этом инциденте…»
Однако серьёзных мер не последовало. Роджерс и остальной экипаж крейсера после возвращения даже были удостоены ордена «Легион почёта». Как раз за успешную службу в Заливе. Никаких взысканий и наказаний он не получил. Впрочем, как и повышения. По сей день он пытается доказать, что в той ситуации не мог поступить иначе, и даже написал про это книгу.
Уильям Роджерс
США заявили о глубоком сожалении, в том числе в официальном письме Рейгана, переправленном в Тегеран через Швейцарию. Но извинений не принесли по сей день.
Избиратель тех лет оправился от вьетнамского синдрома и был очень воинственным. Военные в глазах американского общества из «карателей и психов» снова стали героями и защитниками свободы.
Как нередко бывает в самых разных странах, чрезмерное самобичевание «на противоходе» обратилось в чрезмерный же патриотизм и самолюбование.
Иранцев за захват посольства, терроризм и антиамериканский фанатизм явное большинство американцев страстно ненавидели. Многие открыто говорили, что ничего страшного в гибели иранцев нет: «они там все опасные фанатики, дикари и нас ненавидят».
Семьдесят один процент опрошенных газетой «Вашингтон Пост» заявили, что капитан Роджерс всё сделал правильно. Не согласились с этим 24 процента респондентов.
Семьдесят четыре процента сочли, что в трагедии виноват сам Иран — нечего нападать на мирные суда. Без действий КСИРовских пиратских катеров ничего бы не случилось. Только 14 процентов согласились с тем, что США виновны больше.
Извинения и признание вины в этих условиях стоили бы страшных репутационных потерь. И что важнее — электоральных. В том, что «они сами виноваты» и «всё правильно сделали», тогда сошлись и демократы, и республиканцы. Даже компенсации родным и близких погибших выплачивались американцами адресно — минуя официальные органы Ирана, которые продолжали считать «настоящими» виновниками.
Похороны жертв трагедии
Тегеранское руководство было в ярости. Аятолла Монтазери, считавшийся наследником Хомейни, призвал к неограниченному возмездию и крови американцев. Однако уставшее и шокированное очередной трагедией общество Ирана уже жаждало не мести, а прекращения войны почти любой ценой. Даже традиционные демонстрации негодования были малочисленными и бледными.
Когда шум улёгся, это было осознано и учтено. Атак на американские объекты не последовало. Только в марте 1989 года взрывное устройство подожгло минивен жены Роджерса. Она не пострадала. Расследование до сих пор не нашло виновных.
После тяжёлого поражения от очередного иракского наступления с середины июля Иран начал мирные переговоры.
Двадцатого августа девятилетняя война была окончена. Прекратились и нападения КСИР на гражданские суда.
Трагедии рейсов 655 и 752 сравнивают не случайно. И дело здесь не только в том, что «американцы не лучше».
Наличие гражданских самолётов в зоне боевых действий, когда у операторов ПВО «пальцы пляшут на курке», а время принятия решения исчисляется минутами и секундами — дело само по себе крайне опасное.
Увы, даже написанные кровью правила не всегда спасают.
655-й рейс спокойно летел в небе надоевшей войны, к которой все привыкли и не ждали случайностей. 752-й — в небе, которое ещё вчера казалось глубоким тылом ближневосточных конфликтов.
Над принимавшими решение довлел страшный дефицит времени и информации в условиях прямой и явной угрозы.
Мог выйти на вломившийся в территориальные воды Ирана и обстреливающий иранские катера «Винсеннес» иранский ударный самолёт? Мог. И более того — вышли два «фантома», но сбивать их потрясённый капитан уже не стал. А цель не отвечала. Быть может, вполне сознательно прикидываясь гражданским бортом, чтобы подобраться на «кинжальное» расстояние? Ведь эти иранцы такие коварные!
Мог на военную базу под Тегераном лететь на малой высоте и по неожиданной траектории американский «Томагавк», запущенный в ответ на уже идущий ракетный обстрел объектов США в Ираке? Мог. То, что удар по американцам был символическим и ответа не последует, стало ясно лишь позже. А командование не отвечало. Быть может, оно уже мертво после внезапного высокоточного налёта? Ведь эти американцы такие коварные!
В некоторых ситуациях почти любой командир примет решение, которое обернётся трагедией. А уж если он очень хочет видеть в цели опасную и враждебную…
Вот только людей не вернуть. И что делать в реальном мире, чтобы не допустить подобные трагедии впредь — куда более сложный вопрос, чем кажется.
Простым «пусть они не летают» и «пусть они не стреляют» он не решается.
+1
282
- Комментарии
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы добавлять комментарии