По данным научно-информационного и просветительского центра «Мемориал», только за 1937-1938 годы в Советском Союзе внесудебными «тройками» НКВД заочно были приговорены к расстрелу около 700 тысяч человек (врагов народа, шпионов, вредителей и т. п.). В количественном отношении подобные приговоры, которые выносились в СССР без присутствия осуждённого, преобладали именно в годы Большого террора.
В сталинский период
Как писал известный советский диссидент, российский правозащитник и журналист Александр Подрабинек, заочное правосудие в СССР имеет долгую историю, начавшуюся, собственно, ещё до образования Советского Союза как государства – ещё при Ленине. Но наиболее массово расстрельные приговоры выносились именно при Сталине, в годы Большого террора.
Издание «Совершенно секретно», цитируя приговор коллегии Верховного суда СССР, сообщало, что среди самых известных и высокопоставленных советских граждан, заочно приговорённых в 1941 году, оказались и попавшие в немецкий плен генералы Владимир Качалов, Павел Понеделин и Николай Кириллов.
«Российская газета», публикуя в 2011 году материал о так называемых ликвидаторах (сотрудниках советских спецслужб, занимавшихся устранением разведчиков-перебежчиков за границей), сообщала, что первой такой жертвой в 1925 году стал резидент советской разведки в Австрии Владимир Нестерович. Затем в 1938 году был убит стамбульский резидент ОГПУ Георгий Агабеков, перебежавший к англичанам. Оба предателя на родине заочно были приговорены к смертной казни. И это далеко не единственные случаи устранения за пределами СССР советских разведчиков-перебежчиков.
При Хрущёве и Брежневе
Главным образом в послесталинский период в Советском Союзе заочно к высшей мере наказания приговаривали изменников родины – перебежчиков (чаще бывших разведчиков), обладающих стратегически важной для СССР информацией и нанёсших значительный урон преданному ими государству.
Как сообщало издание «Вечерний Омск», описывая побег на МИГ-25П в Японию в 1976 году бывшего воспитанника омского аэроклуба военного лётчика Виктора Беленко, перебежчик на Родине также был заочно приговорён к высшей мере наказания (дата вынесения этого приговора коллегии Верховного суда СССР не сообщается, но, очевидно, речь идёт о второй половине 1970-х годов).
В 1978 году вместе с семьёй бежал на Запад разведчик ГРУ Владимир Резун. Он утверждал в интервью, что в СССР заочно приговорён к расстрелу. Однако в интервью «Парламентской газете» (оно размещено в 2000 году на официальном сайте ФСБ России) зампредседатель Верховного суда РФ Николай Петухов сообщил, что Резуна-Суворова в СССР не судил ни один суд.
Как писали «АиФ», в 1970-х годах заочно к высшей мере наказания был приговорён также капитан рыболовецкого сейнера «Вишера» Павел Дудников, в 1972 году угнавший судно в Грецию. Восемь членов его команды получили в СССР по 15 лет лишения свободы.
…и при Горбачёве
Николай Петухов вместе с тем сообщил, что заочный смертный приговор в ноябре 1985 году Военная коллегия ВС СССР выносила советскому шпиону Олегу Гордиевскому, бежавшему в Англию. Петухов добавил, что это был последний подобный приговор в истории СССР, выносимый Военной коллегией.