kalaputski.ru kalaputski.ru

Загадка дзёмон. Кем были предки японцев

Изображение

Археологи из Новосибирска исследуют происхождение древней культуры Японского архипелага — дзёмон, существовавшей в каменном веке на протяжении почти двенадцати тысяч лет. Одна из главных загадок той эпохи — высокий технологический и культурный уровень, достигнутый без опоры на земледелие и скотоводство. Выдвинута гипотеза, что дзёмон представляет собой альтернативный цивилизационный путь.

В Японию приходит каменный век

Культура Японии вызывает острый интерес у западного мира. Трепетное отношение японцев к природе, архитектура, идеально вписанная в ландшафт, экологичные материалы и способы хозяйствования, философское восприятие происходящего находят живой отклик в сердцах людей с прямо противоположными ценностями. Как в Стране восходящего солнца пришли к этому, где истоки столь удивительного жизненного уклада и образа мыслей? На эти вопросы и пытается ответить археология.

Ученые сходятся во мнении, что заселение Японского архипелага началось в конце каменного века, примерно сорок тысяч лет назад (период позднего палеолита). На остров Хонсю люди прибыли, скорее всего, с Корейского полуострова — об этом говорят сходство каменных орудий и радиоуглеродные датировки.

«Это было относительно холодное время, уровень океана был значительно ниже, чем сейчас, остров Хоккайдо составлял единое целое с Сахалином и частью Нижнего Амура, а Хонсю, Сикоку и Кюсю представляли собой один остров — палео-Хонсю. Тем не менее даже при самом низком уровне океана палео-Хонсю всегда был отделен от Корейского полуострова проливом, что предполагает первоначальное заселение архипелага с использованием водного транспорта. На это указывают каменные орудия для обработки дерева, которые находят в большом количестве на наиболее ранних стоянках в Японии», — объясняет РИА Новости Андрей Табарев, доктор исторических наук, заведующий сектором зарубежной археологии Института археологии и этнографии СО РАН.

Изображение

Люди начали заселять Японский архипелаг примерно 40 тысяч лет назад. Скорее всего, они переправились водным путем с Корейского полуострова

Первые мигранты были опытными охотниками, собирателями и рыболовами. Они очень быстро освоили весь архипелаг, чему способствовали богатство животного и растительного мира, обилие источников кремнистых сланцев, яшмоидов, вулканического стекла (обсидиана) — стратегически важного сырья для людей каменного века.

Культурная революция дзёмонцев

Спустя два десятка тысячелетий, примерно 14 тысяч лет назад, потомки тех первых переселенцев совершили исключительно важный технологический прорыв — перешли к изготовлению посуды из обожженной глины, первого искусственного материала, который и знаменует начало эпохи дзёмон.

Изображение

Копии обсидиановых орудий раннего дзёмона, изготовленные в ходе экспериментов в Университете Тохоку, г. Сендай

«Эта эпоха подразделяется на несколько периодов — изначальный, начальный, ранний, средний и поздний (финальный). Около восьми тысяч лет назад ведущим орнаментальным элементом на сосудах становятся отпечатки плетеного шнура. Шнур по-японски — „дзёмон“. Уже на самом раннем этапе осуществляется постепенный переход к полу-, а затем и к оседлому образу жизни, появляются различные типы жилищ — наземных и полуземлянок и хозяйственных построек, начинается сооружение ритуальных комплексов из камня, многие из которых сохранились до наших дней. Особенно много таких комплексов археологи изучили на территории острова Хоккайдо и на северо-востоке Хонсю — более трехсот!» — продолжает Табарев.

Самые древние комплексы — ряды камней — возникают восемь тысяч лет назад, затем — концентрические площадки, выложенные валунами вокруг центрального камня. Например, памятник Акю в префектуре Нагано занимает 55 тысяч квадратных метров и содержит более ста тысяч камней, в том числе плиты из вулканических пород, песчаника, каменные столбы, ведущие по направлению к соседней горе Татэсина.

Примерно пять тысяч лет назад дзёмонцы активно строят каменные комплексы внутри поселений. В частности, памятник Госёно в префектуре Иватэ — это три большие деревни из семи сот жилищ. Там есть два круга, выложенных камнями.

Изображение

Статуэтка догу, символизирующая женское начало, VIII-I тысячелетие до нашей эры

Согласно общепринятой концепции, мегалиты, которые нередко дополнялись деревянными постройками, служили для религиозных нужд. Археологи находят в них осколки керамической посуды, фигурки людей и животных, похожие на игрушки предметы, памятные символы (например, на памятнике Юбунэдзава-II в префектуре Иватэ обнаружили табличку с отпечатками детской ноги), каменные орудия, грунтовые могилы, накрытые каменными плитами, и урны с останками детей и взрослых. Яркие культурные маркеры дзёмона — каменные жезлы сэкибо и глиняные фигурки догу, символизирующие соответственно мужское и женское начало.

Ученые полагают, что некоторые из этих ритуальных комплексов из камня (или их части) и деревянных сооружений использовались в астрономических целях. Самый известный — памятник Саннай Маруяма на месте большого поселения, основанного пять тысяч лет назад. Там располагалась трехъярусная конструкция на шести деревянных сваях высотой примерно двадцать метров.

Изображение

Мегалитический комплекс Ою (префектура Акита, Хонсю): 1 — общий план, А и В — вертикальные камни, или «солнечные часы», 2 — реконструкция свайных построек, 3 — фрагмент каменного круга

Как провожали в иные миры

«У дзёмонцев были сложные и разнообразные погребальные ритуалы, что отражает как локальные особенности групп, проживавших в разных ландшафтных зонах, так и явное социальное расслоение дзёмонского общества — наличие племенной элиты, служителей культа, воинов, торговцев, особо искусных мастеров, охотников, строителей и так далее», — поясняет Андрей Табарев.

Проблема в том, что почвы Японского архипелага очень кислые, и это самым губительным образом сказывается на сохранности органики — антропологическом материале, изделиях из дерева, кости, рога. В такой ситуации особую важность приобретают необычные памятники, в первую очередь раковинные кучи.

«Специалисты уже давно опровергли представление о том, что раковинные кучи — это только скопление хозяйственных и промысловых отходов, помойка. В эпоху дзёмон, особенно в средний и поздний периоды, раковинные кучи служили могильниками. Есть интересные наблюдения, позволяющие предполагать, что они имели определенную форму, отличались геометрическими параметрами и, соответственно, тоже могут рассматриваться в качестве монументальных сооружений», — отмечает ученый.

Изображение

Погребения в раковиной куче Одаке, город Тояма

Из-за деградации органики в почвах до сих пор не исследована ДНК дзёмонцев.

«Только недавно ситуация начала меняться — японские коллеги обнаружили на памятнике Ияй в префектуре Гумма порядка тридцати погребений с хорошей сохранностью. Сейчас материал обрабатывается, будут генетические анализы, есть перспектива получения как митохондриальной, так и ядерной ДНК», — говорит Табарев.

Погребения на памятнике Ияй, возраст которого около 11 тысяч лет, относятся к наиболее раннему, изначальному периоду дзёмона и иллюстрируют интересный и пока не понятный археологам ритуал — разрубание тел покойных в районе таза и последующая укладка скелетов в анатомическом порядке. Это очень наглядный пример традиции манипуляций с частями тела или скелетов, распространенной в древних культурах Тихоокеанского бассейна — от Японского архипелага до Индонезии и от Океании до побережья Южной Америки.

Особый путь

Ученые из Новосибирска при содействии коллег из Японии изучают культуру дзёмон более десяти лет. Их цель — понять, как сложилось это разнообразие культур каменного века Тихоокеанского басейна, как они адаптировались к климату и другим природным условиям. В этом году Российский научный фонд поддержал исследование специальным грантом.

«Долгое время в качестве основной модели возникновения ранних цивилизаций считался переход от охотничье-собирательского образа жизни к земледелию и скотоводству около десяти тысяч лет назад на примере культур Передней Азии, в так называемом Плодородном полумесяце. Однако археологические открытия последних лет — мегалитический комплекс Гёбёкли-Тепе в Турецком Курдистане с возрастом более 11 тысяч лет или культовый комплекс Караль, появившийся на побережье Перу около пяти тысяч лет назад, свидетельствуют о том, что таких моделей было гораздо больше. Одной из них может считаться и дзёмон», — полагает Андрей Табарев.

Современная Япония — дитя двух цивилизационных моделей: восточной и западной. Страна в считанные десятилетия превратилась в лидера индустриального мира, сохранив между тем самобытные основы древней культуры.

«Японцы очень бережно и трогательно относятся к культурному наследию, в котором эпоха дзёмон играет особую роль — там истоки их трудолюбия, особой связи с природой, умения жить в исключительной гармонии», — заключает археолог.

Изображение

Руководитель проекта РНФ доктор исторических наук А. В. Табарев и профессор Й. Каномата (Университет Тохоку) у знака, установленного на памятнике Ногава (преф. Мияги), одном из объектов совместных исследований

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram, VK или OK. Там ещё больше интересного.
+1
294
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Наш сайт использует Cookie. Запретить обработку cookies можно в настройках Вашего браузера.