Верхняя Пышма — уральский бронесамоцвет
Под Екатеринбургом есть настоящая сокровищница, но хранятся в ней не малахитовые чаши и ожерелья из уральских самоцветов, а отличная коллекция военной техники, которая сделает честь любому крупному танковому музею. Что можно увидеть в частном собрании УГМК — в нашем материале.
— Вам в музей? — спрашивает таксист.
— Да — в Пы́шму.
— Надо говорить в Пышму́, — поправляет водитель. И мы отправляемся в царство моторов.
Название посёлка под Екатеринбургом звучит так, словно там вы ничего интересного, кроме пышек, не найдёте, — но в Пышме на огромной площади раскинулся музей, в котором собрана впечатляющая коллекция военной и гражданской техники: от «полуторок» и «жестянок лиззи» до Т-34 и бронепоездов. Музей этот принадлежит УГМК — Уральской горно-металлургической компании, руководство которой так увлеклось историей отечественных машин, что собрало настоящее бронетанковое сокровище в сердце Урала.
Километр танков
Но обо всём по порядку. Посетителя встречает внушительный монумент, посвящённый павшим в Великую Отечественную, и ворота, за которыми расположились десятки и сотни боевых машин: танки, самолёты, амфибии и многое другое.
Часть танков и САУ — реплики, то есть внешне точные копии исторической брони, но изготовленные в наши годы. Многие из них даже на ходу — например, пятибашенный сталинский монстр Т‑35.
Это уникальный тяжёлый танк 30-х годов, который символизировал возрастающую военную мощь Советского Союза. Правда, в 1941-м году гигантов ждала незавидная судьба. Многие из них были просто брошены из-за поломок на марше в июне–июле 41-го во время метаний мехкорпусов, пытавшихся контрударами остановить стальные тараны вермахта.
Настоящий сохранившийся экземпляр этой малосерийной машины хранится в танковом музее в Кубинке. Зато самодельный Т-35 на Урале 9 мая выходит на парад, чтобы радовать жителей Пышмы (как и многие другие музейные образцы техники). Конечно, гигант — один из самых популярных объектов для фотографирования.
За ним «в колонне» стоят танки КВ и ИС разных модификаций. Очень просто сравнить габариты линейки советских тяжёлых танков. Причём выше и крупнее Т-35 только «бревномёт» в классификации игроков в WoT — КВ-2 с огромной башней-рубкой под 152-мм гаубицу.
Возможность сравнить размеры и детали танков — фирменная фишка открытой экспозиции музея (кстати, её можно посетить совершенно бесплатно).
Параллельно тяжёлым танкам выстроились «тридцатьчетвёрки» от ранней модификации 1940 года с 76-мм с «бивнем» пушки Л-11 до Т-34-85 — и даже огнемётных версий.
Чуть дальше — ленд-лизовские танки. С удивлением можно отметить, что крейсерский танк «Кромвель» выше, чем неповоротливый тяжеловес «Черчилль». Сравнительный зрительный анализ можно провести и двум лёгким танкам союзников — «Валентайну» и «Стюарту».
Даже если вы помните наизусть сухие цифры ТТХ, визуальные образы отлично дополняют картину.
Между танками выстроились САУ — от опытной СУ-5 на базе самого массового лёгкого танка 30-х годов Т-26 (виртуальные танкисты её прекрасно знают по советской ветке) до монструозного «Зверобоя» СУ‑152.
Есть даже Су-76И и СГ-122 — самоходки, собранные на базе трофейной немецкой бронетехники.
После битвы за Москву скопилось несколько сот вражеских панцеров, и их решили переделать во что-то полезное. Су-76И построили в количестве около двухсот экземпляров. Вторая самоходка осталась в опытном виде.
Целая коллекция «катюш» — от классических версий на базе «ГАЗа» и «Студебекера» до реактивных установок на танке Т-60 и тягаче СТЗ-5-НАТИ. Есть даже рама направляющих для РС на британском стильном «мармоне».
Коллекция самолётов скромнее, но «Ишак» И-16 выглядит очень стильно на своём взмывающем ввысь постаменте.
Можно полюбоваться бомбером СБ-2, штурмовиком Ил-2 и даже летающей лодкой МБР-2. А также советскими истребителями Ла и Як и американской «Кингкоброй».
И только вы думаете, что с уличной выставкой покончено, как замечаете узкий проход с табличкой «Автомузей». Туда и направим свои траки. Внезапно вы оказываетесь на перроне железнодорожной станции времён Великой Отечественной войны, у которой стоит санитарный поезд. На секунды появляется ощущение, что вы перенеслись в фильм «Офицеры».
Кажется, вот-вот появятся прорвавшиеся в тыл вражеские танки. В тупике стоят ещё несколько эшелонов военной поры с вагонами и платформами.
Шикарное разнообразие — есть даже бронепоезд из стандартных бронеплощадок (на одних башни от Т-34 и пулемёты, на других — 37-мм автоматические зенитки).
Рядом примостились огромный мотоброневагон МБВ-2 и броневики на железнодорожном ходу.
Далее простирается огромное поле техники — торпедные катера и малые охотники, подлодки и корабельные артустановки, советские послевоенные танки, бронетранспортёры, боевые машины пехоты, амфибии, ЗРК, «грады» и «смерчи».
Короче, представлена почти вся советская военная техника, не исключая ОТРК «Луна» и «Эльбрус». Не хватает только «тополей». Чтобы всё обойти и осмотреть потребуются желание, терпение и удобная обувь (хорошая погода тоже не помешает).
Семь этажей технорадости
Техника поменьше располагается в двух музеях — автомобильной и военной техники. В военном — три этажа, и во многом он напоминает основное здание музея Задорожного в Подмосковье, хотя техника стоит чуть более вольготно.
В музее много реплик редких советских танков и броневиков. На первом этаже можно увидеть и танкетку Т-27, и первый советский массовый танк МС-1 (Т-18). Есть даже артиллерийский танк поддержки БТ-7А с 76-мм пушкой.
Всё это, конечно, частично или полностью новодельные копии, но от этого они не становятся менее интересными. А Т-27 и МС-1 можно обойти вокруг и тщательно всё изучить.
Этажом выше — первый советский броневик БА-27 и бронекоробочка изобретателя Дыренкова Д‑8.
Ну и где ещё увидишь танк на лыжах — бронированные аэросани НКЛ?
Наверху — манекены в форме разных эпох — от рейтар, поместных конников и стрельцов до российских военных в Сирии.
Конечно, с упором на форму и снаряжение тех частей, что располагались, формировались или воевали на Урале: солдаты Русского корпуса во Франции и чехословаки времен Гражданской войны, уральские танкисты-добровольцы и так далее.
В автомузее — четыре этажа всякого колёсного добра. Причём расположено всё с умом и креативно. Если советские «членовозы» — то на фоне Кремлёвской стены, если «Жестянка Лиззи» — то с постером пейзажа американской глубинки 20‑х.
Знаменитое «Марнское такси». Автомобили «Рено» этой модели работали в 1914 году парижскими такси, но в самый тяжёлый момент перебрасывали на фронт пехоту — потому и получили такое прозвище
Первый этаж рассказывает о зарождении автомобилестроения. Здесь даже есть копия того самого первого автоэкипажа Бенца! Можно полюбоваться ремнём вала, который с помощью шпильки, подвязки и не какой-то, а определённой матери (сыновей изобретателя) починили в первом загородном автопутешествии. Это событие стало первым авторемонтом в истории.
Есть роскошные лимузины давно исчезнувших автомобильных марок и простенькие машинки Форда, навсегда изменившие авторынок. И даже кусочек фордовского конвейера, на котором висят пикапы в разной стадии готовности.
Второй этаж посвящён заре советского автопрома — «газики» и «эмки» не так блестят хромом, как «остины» и «паккарды», но зато как старые знакомые смотрят на тебя во все фары. Есть даже забытый КИМ-10-50 (за основу этой модели был взят Ford Prefect).
Эта малолитражка с двухдверным кузовом задумывалась в конце 30-х как «народный автомобиль» в рамках практической реализации лозунга «Жить стало лучше, товарищи, жить стало веселее». Но выпущено было всего несколько сот машин — им, как и «жуку-фольксвагену», помешала война. А московский завод Коммунистического интернационала молодёжи перешёл на выпуск продукции, более актуальной для войны.
«Берегись автомобиля и ностальгии»
Поднимаемся выше. «Волги», «москвичи», «жигули» и «запорожцы» блестят как новенькие разными весёлыми цветами. Они словно сошли в зал из кадров советской хроники, любимых фильмов и детских воспоминаний.
Осторожно, третий этаж вызывает приступы неконтролируемой ностальгии у тех, кому за 30!
Так и происходит. Крепкий мужчина показывает уже взрослому сыну на «четыреста восьмой»: «Это была наша первая машина!». Машет рукой на «Москвич-412»: «А такую купили в 84-м».
Экспозиция оживляется сценками — классические мужские гаражные посиделки у «горбатого».
Или Шурик с ослом и Нина в редчайшем микроавтобусе «Старт». Точно такая же футуристического вида маршрутка снималась в «Кавказской пленнице».
Экспериментальный «Старт» придумали и построили харьковские и северодонецкие инженеры в 60-х годах. Дизайн кузова и стеклопластика (композитный!) был не менее смелым и футуристичным, чем у лучших итальянских дизайнеров того времени. Но автоначальство смутили новые материалы и сыроватость проекта. Поэтому собрали всего полторы сотни машин. В конце концов от «Старта» решили отказаться и ограничиться рижскими РАФиками и польскими «нисами».
Если к этому моменту у вас устали ноги, то к вашим услугам тематические диванчики из передков «волг» и ВАЗов с кожаной автомобильной обивкой.
Нет, это не тетрис-челлендж, а взрыв-схема вазовской «копейки» в материальном исполнении.
На четвёртом пахнет резиной и шумом гоночной трассы: там — царство спортивной советских авто и мотоциклов. Если вы не знаток темы, то увидите массу сюрпризов. Советские болиды «Эстония» для «Формулы-3» и «Суперлада». «Гонки» стоят на стендах с уклоном в 45 градусов.
Порой кажется, что они несутся по треку. На стенах висят велосипеды и мотоциклы. В витринах — призы.
Полное погружение в атмосферу!
Конечно, нельзя сказать, что всё идеально. Не ко всем экспонатам можно подойти близко. Например, самолёты стоят достаточно далеко за ограждением. А таблички с описанием суховаты и не информируют, где копия, а где — оригинал. Это всё-таки минус. Но если вам доведётся побывать в Екатеринбурге и появится свободных полдня (а лучше день), то обязательно побывайте в этом музее — и пусть вас не пугает, что он находится за городом.
Такси от железнодорожного вокзала — 250 рублей и 25 минут. Из других мест центра — не сильно дольше: главное — выбрать время, когда нет пробок. Осмотр уличной экспозиции — бесплатно, билет в каждый из двух музеев — 300 рублей за взрослого посетителя.
И если идти не совсем галопом по европам, то стоит выделить на музей и экспозицию хотя бы четыре часа, а лучше — больше. Удовольствие и технорадость гарантированы.
Музей УГМК не зря называют одним из лучших частных заведений такого рода в России. Во многом он задаёт новые стандарты и требования к облику музея техники. Совсем как драгоценный уральский камень — самоцвет.
Статья и фотографии: Алексей Бортников
+1
288
- Комментарии
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы добавлять комментарии