История бронепоезда «Железняков»
Севастополь — город-крепость, и как большинству крепостей, ему пришлось испытать осаду. Их было 2(не путать со штурмом). Увы, войны являются составной частью человеческой истории. О них говорят и спорят историки, они обрастают слоем мифов, легенд, домыслов, и чем больше проходит лет, тем слой вымыслов становится толще. Такой легендой в нашем городе стал бронепоезд «им. Железнякова».
Конечно же, все севастопольцы, да и не только, видели памятник в виде «бронепоезда» около автовокзала. Огромный чёрный паровоз сцепленный с орудийной площадкой на ж.д.-платформе с огромным орудием (180мм). Но я думаю мало кто знает, что этот памятник кроме названия «Бронепоезд «им.Железнякова» ничего общего с настоящим бронепоездом не имеет.История «бронепоезда Железнякова» удивительна, запутанна и покрыта тайной. Как он выглядел, мы можем судить по киносъёмке фронтовых операторов Владислава Микоши и Рыморева, людей ставших легендами ещё при жизни. К слову, говоря, бронепоезда до сих пор состоят на вооружении российской армии. Изменилось их вооружение и техника, но они, как и прежде остаются крепостями на колёсах.
Владислав Микоша и Дмитрий Рымарев на бронепоезде «Железняков»
Строители «бронепоезда Железняков» подошли к его созданию поистине творчески. Приспособив под бронеплощадки 60-ти тонные вагоны, широко применили электросварку для сшивки бронелистов, усилив их армированной бетонной заливкой (прообраз композитной брони).
Вместе с основным паровозом использовался дополнительный, небронированный.
4-го ноября 1941 года постройка и вооружение бронепоезда были завершены. «Бронепоезд Железняков» был вооружён 5-ю 76мм орудиями, 2 из которых были дореволюционного выпуска, 2-я бронеплощадка служила командным и наблюдательным пунктом, была оснащена 2-мя пулемётами ДШК 12.7мм. Помимо этого «Железняков» имел одну миномётную площадку с миномётами 82 мм. Такое вооружение делало бронепоезд грозным и эффективным средством в условиях жёсткой позиционной обороны. Командиром бронепоезда был капитан Саакян.
Вечером 6-го ноября перед командиром бронепоезда была поставлена боевая задача. Выйти в район Камышловского моста и обстрелять скопление врага у деревни Дуванкой (нынешнее Верхнее-Садовое). На следующее утро бронепоезд произвёл свой первый залп, уничтожив врага мощным артиллерийско-миномётным огнём. В дальнейшем «Железняков» принемал активное участие в обороне Севастополя. Более 140 боевых выходов на позицию в 1941-1942гг. Через месяц из-за ранения Саакяна командование бронепоездом принял лейтенант Чайковский. Позднее бронепоездом командовал инженер-капитан М.Ф. Харченко. 17-го декабря начался второй штурм города немцами. «Железняков» своим огнём поддержал морских пехотинцев 8-й бригады и части 95-й стрелковой дивизии. Об ожесточённом ходе тех боёв говорит такой эпизод: железняковцем часто приходилось применять не только минометы, но и практически все 12 «максимов», по приказу командира на переоборудованных контрольных площадках перед бронепоездом разместили бойцов с личным стрелковым оружием и гранатами. Спустя 5 дней «крепость на колёсах» не только поддержала своим огнём 388ю дивизию, но и помогла развернуться 79-й бригаде морской пехоты, а затем совершила дерзкий налёт на станцию «Мекензевы горы». В конце 1941 года Бронепоезд Железняков был отправлен в тыл на ремонт.
Не смотря на типичные действия бронепоезда, машинистам с величайшей лёгкостью удавалось уводить «Железняков» в туннели и выемки от вражеского огня. Выводить скрытно ночью на указанные позиции, прикрыв состав маскировочными сетями. А с рассветом внезапно проводить артналёт. Мастерство железнодорожных бригад в таких условиях играло особую роль. Кроме того, находясь на позициях, «Железняков» мог подключаться к телефонным линиям и вызывать помощь ремонтной бригады или авиационное прикрытие, за это немцы окрестили его «Зелёным призраком». Особые меры скрытности привели к тому, что бронепоезд не имел постоянного места стоянки. До конца обороны немцам так и не удалось разбить «Железнякова».
На рассвете 7-го июля 1942 года начался 3-й (последний) штурм города. Тысячи бомб мин и снарядов рвались как на передовой, так и в Севастополе. Но перепаханная воронками земля лжила, когда гитлеровцы пошли в наступление. Из полуразрушенных окопов и блиндажей в них поелтели гранаты, ударили пулемёты. В районе Мекензевых гор «Железняков» вновь оказал поддержку славным защитникам города. Всё чаще приходилось выходить ему в боевые рейсы. От множества повреждений вышла из строя телефонная связь. Было разрушено железнодорожное полотно. Его под огнём врага восстанавливали ремонтники и моряки бронепоезда.
15-го июля командующий приказал обстрелять скопление танков в лощине кордона «Мекензия».
«Железняков» с расстояния 400 метров открыл огонь по танковой колонне неприятеля. И лишь только появление авиации спасло танки от полного уничтожения. В те дни авиация противника господствовала в небе над Севастополем. Самолёты охотились буквально за каждым человеком.
21-го июня на Северной стороне советским войскам пришлось подорвать всю артиллерию и бронетехнику. Бронепоезд остался единственной мощной боевой единицей. Чтобы не оказаться в окружении «Железняков» перешёл в «Циганский» туннель, прикрывая отход наших частей, истощенных и обескровленных непрерывными боями. Во время очередной бомбёжки в ход в туннель был завален, пока его расчищали, часть моряков сняла с платформ миномёты и установила их перед тоннелем. Затем, 25-го июня, бронепоезд ушёл в Троицкий тоннель, откуда он выходил около 20 раз для обстрела противника в районе Братского кладбища. Несколько раз удалось сорвать попытку немцев переправиться через севастопольскую бухту на Корабельную сторону. За это время «Железняков» выпустил около 150 снарядов. На следующий день во время очередного боевого выхода из тоннеля бронепоезд подвергся массированному авианалёту. Был загнан обратно в тоннель, где после мощного взрыва на него обрушилась многотонная глыба, похоронив под собой 1-ю и 2-ю бронеплощадки. В казематах погас свет. Уцелевших людей удалось эвакуировать через десантные люки в полу казематов. После этого под колёсами лопнуло железнодорожное полотно, бронеплощадки ушли в грунт. Отцепив погребённые платформы, «Железняков» вышел из другой стороны тоннеля, оказавшись полной неожиданностью для врага. Был сбит пикирующий самолёт. «Зелёный призрак» оправдал своё название.
30-го июня гарнизону Севастополя ставка приказала оставить город, через несколько дней экипаж «Железнякова» принял решение взорвать свой бронепоезд. Оставшиеся из моряков установили в районе киленбалочных высот миномёты и какое-то время оказывали врагу ожесточённое сопротивление. Их судьбы сложились по-разному. Кто-то погиб вместе с Харченко в бою у железнодорожного вокзала, кто-то попал в плен и бежал, как Александров.
Но самое удивительное что во время оккупации Севастополя гитлеровцам удалось откопать и восстановить часть бронепоезда «Железняков», создав 2 бронесостава- «Ойгент» и «Михоэль». В последствии уничтоженные или захваченные в ходе крымской освободительной операции.
Что же касается вышеупомянутого памятника у автовокзала, то его история такова: в 70-е годы был установлен паровоз типа «ОВ» (овца), под названием «Памятник железнодорожникам, погибшим во время обороны Севастополя 1941-1942гг». Затем к очередному юбилею его переименовали а «Бронепоезд «Железнякова», украсив надписью «Смерть фашизму». В начале 90-х к поезду прицепили бронеплатформу.
Заканчивая своё повествование, мне хочется подчеркнуть героизм как экипажа бронепоезада Железняков, его создателей так и всех защитников Севастополя, благодаря подвигам которым мы с вами сейчас живём и читаем эти строки.
автор — Кононцев Алексей
Бронепоезд Желязняков в 1942 году
Дальномерщики бронепоезда Желязняков
Выезд на позицию. Бронепоезд «Желязняков»
Участок железной дороги на Северной стороне Севастополя.
Железная дорога отделяет пустырь от частного сектора. Явственно видны множественные воронки от бомб по обоим сторонам (в верхнем левом углу вообще вся земля исклевана). Именно здесь дорога проходит в узкой выемке, как на фото ниже, где прятался бронепоезд.
Табличка на туннеле.
В данном видео будет вкратце описан боевой путь бронепоезда № 5 «Железняков»
Конечно же, все севастопольцы, да и не только, видели памятник в виде «бронепоезда» около автовокзала. Огромный чёрный паровоз сцепленный с орудийной площадкой на ж.д.-платформе с огромным орудием (180мм). Но я думаю мало кто знает, что этот памятник кроме названия «Бронепоезд «им.Железнякова» ничего общего с настоящим бронепоездом не имеет.История «бронепоезда Железнякова» удивительна, запутанна и покрыта тайной. Как он выглядел, мы можем судить по киносъёмке фронтовых операторов Владислава Микоши и Рыморева, людей ставших легендами ещё при жизни. К слову, говоря, бронепоезда до сих пор состоят на вооружении российской армии. Изменилось их вооружение и техника, но они, как и прежде остаются крепостями на колёсах.
Владислав Микоша и Дмитрий Рымарев на бронепоезде «Железняков»
Строители «бронепоезда Железняков» подошли к его созданию поистине творчески. Приспособив под бронеплощадки 60-ти тонные вагоны, широко применили электросварку для сшивки бронелистов, усилив их армированной бетонной заливкой (прообраз композитной брони).
Вместе с основным паровозом использовался дополнительный, небронированный.
4-го ноября 1941 года постройка и вооружение бронепоезда были завершены. «Бронепоезд Железняков» был вооружён 5-ю 76мм орудиями, 2 из которых были дореволюционного выпуска, 2-я бронеплощадка служила командным и наблюдательным пунктом, была оснащена 2-мя пулемётами ДШК 12.7мм. Помимо этого «Железняков» имел одну миномётную площадку с миномётами 82 мм. Такое вооружение делало бронепоезд грозным и эффективным средством в условиях жёсткой позиционной обороны. Командиром бронепоезда был капитан Саакян.
Вечером 6-го ноября перед командиром бронепоезда была поставлена боевая задача. Выйти в район Камышловского моста и обстрелять скопление врага у деревни Дуванкой (нынешнее Верхнее-Садовое). На следующее утро бронепоезд произвёл свой первый залп, уничтожив врага мощным артиллерийско-миномётным огнём. В дальнейшем «Железняков» принемал активное участие в обороне Севастополя. Более 140 боевых выходов на позицию в 1941-1942гг. Через месяц из-за ранения Саакяна командование бронепоездом принял лейтенант Чайковский. Позднее бронепоездом командовал инженер-капитан М.Ф. Харченко. 17-го декабря начался второй штурм города немцами. «Железняков» своим огнём поддержал морских пехотинцев 8-й бригады и части 95-й стрелковой дивизии. Об ожесточённом ходе тех боёв говорит такой эпизод: железняковцем часто приходилось применять не только минометы, но и практически все 12 «максимов», по приказу командира на переоборудованных контрольных площадках перед бронепоездом разместили бойцов с личным стрелковым оружием и гранатами. Спустя 5 дней «крепость на колёсах» не только поддержала своим огнём 388ю дивизию, но и помогла развернуться 79-й бригаде морской пехоты, а затем совершила дерзкий налёт на станцию «Мекензевы горы». В конце 1941 года Бронепоезд Железняков был отправлен в тыл на ремонт.
Не смотря на типичные действия бронепоезда, машинистам с величайшей лёгкостью удавалось уводить «Железняков» в туннели и выемки от вражеского огня. Выводить скрытно ночью на указанные позиции, прикрыв состав маскировочными сетями. А с рассветом внезапно проводить артналёт. Мастерство железнодорожных бригад в таких условиях играло особую роль. Кроме того, находясь на позициях, «Железняков» мог подключаться к телефонным линиям и вызывать помощь ремонтной бригады или авиационное прикрытие, за это немцы окрестили его «Зелёным призраком». Особые меры скрытности привели к тому, что бронепоезд не имел постоянного места стоянки. До конца обороны немцам так и не удалось разбить «Железнякова».
На рассвете 7-го июля 1942 года начался 3-й (последний) штурм города. Тысячи бомб мин и снарядов рвались как на передовой, так и в Севастополе. Но перепаханная воронками земля лжила, когда гитлеровцы пошли в наступление. Из полуразрушенных окопов и блиндажей в них поелтели гранаты, ударили пулемёты. В районе Мекензевых гор «Железняков» вновь оказал поддержку славным защитникам города. Всё чаще приходилось выходить ему в боевые рейсы. От множества повреждений вышла из строя телефонная связь. Было разрушено железнодорожное полотно. Его под огнём врага восстанавливали ремонтники и моряки бронепоезда.
15-го июля командующий приказал обстрелять скопление танков в лощине кордона «Мекензия».
«Железняков» с расстояния 400 метров открыл огонь по танковой колонне неприятеля. И лишь только появление авиации спасло танки от полного уничтожения. В те дни авиация противника господствовала в небе над Севастополем. Самолёты охотились буквально за каждым человеком.
21-го июня на Северной стороне советским войскам пришлось подорвать всю артиллерию и бронетехнику. Бронепоезд остался единственной мощной боевой единицей. Чтобы не оказаться в окружении «Железняков» перешёл в «Циганский» туннель, прикрывая отход наших частей, истощенных и обескровленных непрерывными боями. Во время очередной бомбёжки в ход в туннель был завален, пока его расчищали, часть моряков сняла с платформ миномёты и установила их перед тоннелем. Затем, 25-го июня, бронепоезд ушёл в Троицкий тоннель, откуда он выходил около 20 раз для обстрела противника в районе Братского кладбища. Несколько раз удалось сорвать попытку немцев переправиться через севастопольскую бухту на Корабельную сторону. За это время «Железняков» выпустил около 150 снарядов. На следующий день во время очередного боевого выхода из тоннеля бронепоезд подвергся массированному авианалёту. Был загнан обратно в тоннель, где после мощного взрыва на него обрушилась многотонная глыба, похоронив под собой 1-ю и 2-ю бронеплощадки. В казематах погас свет. Уцелевших людей удалось эвакуировать через десантные люки в полу казематов. После этого под колёсами лопнуло железнодорожное полотно, бронеплощадки ушли в грунт. Отцепив погребённые платформы, «Железняков» вышел из другой стороны тоннеля, оказавшись полной неожиданностью для врага. Был сбит пикирующий самолёт. «Зелёный призрак» оправдал своё название.
30-го июня гарнизону Севастополя ставка приказала оставить город, через несколько дней экипаж «Железнякова» принял решение взорвать свой бронепоезд. Оставшиеся из моряков установили в районе киленбалочных высот миномёты и какое-то время оказывали врагу ожесточённое сопротивление. Их судьбы сложились по-разному. Кто-то погиб вместе с Харченко в бою у железнодорожного вокзала, кто-то попал в плен и бежал, как Александров.
Но самое удивительное что во время оккупации Севастополя гитлеровцам удалось откопать и восстановить часть бронепоезда «Железняков», создав 2 бронесостава- «Ойгент» и «Михоэль». В последствии уничтоженные или захваченные в ходе крымской освободительной операции.
Что же касается вышеупомянутого памятника у автовокзала, то его история такова: в 70-е годы был установлен паровоз типа «ОВ» (овца), под названием «Памятник железнодорожникам, погибшим во время обороны Севастополя 1941-1942гг». Затем к очередному юбилею его переименовали а «Бронепоезд «Железнякова», украсив надписью «Смерть фашизму». В начале 90-х к поезду прицепили бронеплатформу.
Заканчивая своё повествование, мне хочется подчеркнуть героизм как экипажа бронепоезада Железняков, его создателей так и всех защитников Севастополя, благодаря подвигам которым мы с вами сейчас живём и читаем эти строки.
автор — Кононцев Алексей
Бронепоезд Желязняков в 1942 году
Дальномерщики бронепоезда Желязняков
Выезд на позицию. Бронепоезд «Желязняков»
Участок железной дороги на Северной стороне Севастополя.
Железная дорога отделяет пустырь от частного сектора. Явственно видны множественные воронки от бомб по обоим сторонам (в верхнем левом углу вообще вся земля исклевана). Именно здесь дорога проходит в узкой выемке, как на фото ниже, где прятался бронепоезд.
Табличка на туннеле.
В данном видео будет вкратце описан боевой путь бронепоезда № 5 «Железняков»
+1
262
- Комментарии
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы добавлять комментарии