Работы победителей фотоконкурса LensCulture Exposure Awards 2020
Онлайн-журнал LensCulture подвел итоги фотоконкурса LensCulture Exposure Awards. Победителями, призерами и обладателями специального приза жюри в этом году стали 39 талантливых художников со всего мира. На снимках — уже традиционное для LensCulture разнообразие жанров: портреты, репортажная съемка, документальные фотографии и многое другое.
Снимки отличаются и тем, что одни фотографы пытаются обратить внимание на социальные проблемы, тогда как другие сконцентрированы на рефлексии. Представляем лучшие работы победителей.
Джастин Кини (Justin Keene) — британский фотограф, работающий в Южной Африке. Кини наблюдает за последствиями режима апартеида и социальными сдвигами, а также исследует последствия глобального присутствия в Африке. Он фокусируется на переосмыслении исторического повествования в современном контексте с помощью семейных архивов и доступа к знаниям прошлого.
Кристин Эрхард (Christine Erhard) считает, что ее фотоработы развиваются из скульптурного процесса: сперва она представляет себе объект, затем конструирует его и фотографирует. Ее задумки нарушают правила перспективы, их задача — подорвать укоренившиеся среди фотографов конвенциональные представления об отображении действительности.
На фотографии — Насима Ахтар, жительница небольшого города на севере Индии в штате Джамму и Кашмир. В 2000 году, когда ей было 18 лет, неизвестные люди увели ее мужа. С тех пор она больше никогда его не видела.
Американский фотограф китайского происхождения Вэй Тан (Wei Tan) показал жизнь кашмирских «полувдов» — женщин, которые не знают, живы ли их мужья, — в проекте «Ожидая в чистилище» (Waiting in Limbo: Kashmir’s Half-widows). С 2011-го он как фотожурналист-фрилансер часто работает на юге Азии, благодаря чему стал воспринимать фотографию как возможность рассказать о социальных проблемах.
Том Тернер (Tom Turner) использует цвет, чтобы привлечь внимание к балансу между землей, погодой и временем. Белоснежные пейзажи помогают ему показать, как свет выражается в движении времени. Сделанный на Аляске снимок вошел в серию «Цвет памяти: цвет белого» (The Color of Memory: The Color of White).
Нидерландская фотограф и журналист Илви Ньийокийктьен (Ilvy Njiokiktjien) работала во многих уголках мира, но больше всего ее внимание привлекла Африка. В серии «Рожденные свободными: поколение надежды Нельсона Манделы» (Born Free: Mandela’s Generation of Hope) она показала, как живут люди в ЮАР в эпоху после апартеида.
На фотографии 24-летняя девушка целует своего 27-летнего бойфренда. Политика расовой сегрегации, официально проводимая в ЮАР с 1948 по 1994 год, не коснулась их. Ньийокийктьен утверждает, что эти люди — часть свободного поколения, которое должно быть единым и сплоченным.
Японка Юкими Акиба (Yukimi Akiba) создает свои работы с помощью снятых на «Полароид» фотографий и ниток. Таким же образом была создана представленная на LensCulture «Моя тайная месть» (My Secret Revenge). Акиба говорит, что ей интересно разрушать и перестраивать изображение, а не просто показывать себя. Она уверена, что можно создать то, что любишь, разрушая то, что ненавидишь.
Фотопроект «Хлеб насущный: что едят дети по всему миру» (Daily Bread: What Kids Eat Around the World) поднимает серьезную социальную проблему. Обеспокоенный детским и взрослым ожирением, его автор Грег Сигал (Gregg Segal) решил обратить внимание общественности на то, чем питаются дети, ведь именно в этом возрасте формируются влияющие на всю дальнейшую жизнь пищевые привычки.
Сигал просил детей вести дневники питания и записывать туда все, что они съели. Затем он фотографировал детей вместе с едой, надеясь таким образом показать важность здорового питания. На снимке — девочка по имени Нур из Малайзии.
Китайский фотограф Хи Бо (He Bo) говорит, что его интересуют повествовательные отношения между изображением и текстом, коммуникационные барьеры в контексте катастрофы и фиктивная природа памяти. Он использует изображения из прессы и соцсетей, чтобы составлять портреты террористов и их жертв.
Каждая работа состоит из большого количества маленьких изображений, в основном он использует фотографии террористов и снимки с места терактов. Красный цвет помогает Бо дать голос тем, кого больше нет: линии — это послания на азбуке Морзе.
Представленная работа посвящена терактам в Брюсселе. В 2016 году там произошли взрывы в аэропорту и метрополитене. 38 человек (включая троих террористов) погибли, более 340 были ранены. Ответственность за произошедшее взяла на себя запрещенная в России террористическая организация ИГ («Исламское государство»).
Американский фотограф Рори Дойл (Rory Doyle) исследовал быт темнокожих ковбоев, живущих в сельских районах дельты Миссисипи. Результатом его работы стала серия снимков, показывающих, как их действительность далека от стереотипных представлений о Диком Западе.
Фотограф уверяет, что еще во времена Гражданской войны в США (1861-1865) около четверти всех ковбоев были темнокожими, однако в популярной культуре этот факт никак не отражен. Поэтому задачей Дойла стало показать жизнь тех, кто не удостаивался должного внимания в прошлом.
Эту фотографию он назвал «Танцы в стиле Делакруа» (Delacroix-like Dance). Таким образом он сделал отсылку к одной из картин Эжена Делакруа, посчитав их аллегорический смысл схожим. На снимке, сделанном в сентябре 2018 года, Дойл запечатлел вечеринку в клубе в небольшом городке Рулевилл, штат Миссисипи.
Швейцарско-гвинейский фотограф Намса Леуба (Namsa Leuba) посвятила одну из своих выставок маху — жителям Полинезии, которые биологически являются мужчинами, но воспитываются как женщины. Существование людей третьего пола там — это многовековая традиция, которая, правда, осуждалась после прибытия на остров христианских миссионеров. После выставки Леуба, во многом посвященной гендерной дисфории, о маху заговорили снова, но уже в ином ключе.
Моделями стали простые люди, которых фотограф встречала на улицах Таити. Яркие образы героев снимков Леуба объяснила тем, что с их помощью она стремилась сделать документальную фотографию нескучной.
Проект якутского фотографа Алексея Васильева рассказывает о культурной жизни республики и о работе местной киноиндустрии. На фотографии он снял близнецов Семена и Степана. Они проехали несколько сотен километров от родного Амгинского улуса до Якутска, чтобы поучаствовать в кастинге. В фильме мальчики играют мифических жителей болот, которых местные называют дулганча.
«Серая зона» — это фотографическая серия специального корреспондента «России сегодня» Валерия Мельникова. В ней рассказывается о жителях Донбасса, для которых «войны вроде бы нет, но и мир не наступил». Неопределенность, отсутствие надежд и состояние экзистенциального одиночества — это те ощущения, с которыми сталкиваются герои его снимков.
На фотографии запечатлен Иверский монастырь на окраине Донецка. Он был разрушен в ходе военных действий 2014-2015 годов. Несмотря на это, в 2018 году богослужения в нем возобновились.
Мактуб — это важное для ислама понятие, которое обычно переводят как «так предначертано». Оно означает, что все в человеческой судьбе предопределено, но люди все равно должны добиваться своих целей. Именно это понятие проиллюстрировал своим снимком американский фотограф нигерийского происхождения Оуи Диран (Oye Diran).
В его работах особенное внимание уделяется цвету. Диран стремится раскрыть символическое значение каждого цвета, будучи уверенным в том, что в обществе уже долго трактуют его неверно. Он уверяет, что все его работы содержат один и тот же посыл, но он использует разные средства для его передачи.
Серию фотографий украинских железнодорожниц снял Саша Маслов — американский фотограф, родившийся и выросший в Харькове. «В стране, которую разрывают на части политическая нестабильность, войны и потеря территории — не говоря о коррупции и о нестабильной экономике — очень мало людей обращают внимание на женщин, которых они видят из окна поезда. Эти женщины стоят неподвижно со сложенным желтым флагом», — рассказал Маслов.
В посвященном украинским железнодорожницам проекте фотограф исследовал свое детское восхищение поездами и небольшими сказочными домиками неподалеку от путей. Во время работы Маслов обратил внимание на почти болезненное постоянство железной дороги: проходит время, проходят поезда, однако переезды надежно стоят перед лицом постоянных изменений.
Чилийский фотограф Хавьер Вергара (Javier Vergara) запечатлел протестующих в Сантьяго, столице Чили. Люди закрываются щитом от водомета, который полиция использует для разгона недовольных.
Волна протестов началась в Чили с повышения цены на проезд в метро, а закончилась введением чрезвычайного положения и комендантского часа. На улицы вышли солдаты и военная техника. Теперь в стране ожидается конституционный референдум.
Работы Арега Балаяна (Areg Balayan), фотографа из Еревана, повествуют о последствиях военного конфликта в Нагорном Карабахе. Он рассказывает о потерях: кто-то лишился ног, кто-то оказался изуродованным, а кто-то остался без семьи и близких.
Героя снимка зовут Аро, он родился в 1968 году. В 1990 году Аро был ранен снайпером, два года спустя пострадал от мины, а через полгода он и его отряд попали в западню. По словам мужчины, после пережитого на его теле нет практически ни одного нетронутого места. Сейчас Аро не работает.
Иранец Маджид Халеги Могаддам (Majid Khaleghi Moghaddam) предпочитает документальную съемку, но стремится добавить в фотографии поэзию. На снимке — семейная пара. Они остановили автомобиль на обочине, потому что наступило время для молитвы. Мужчина ждет, когда закончит молиться его жена.
Финский фотограф Рита Пяйвяляйнен (Riitta Päiväläinen) представила серию пейзажей «Речные заметки». Для снимков она использует старую одежду, которую покупает в секонд-хендах или на блошиных рынках. С ее помощью финка создает на природе инсталляции. Для Пэвелейнен одежда — это то, что долго сохраняет след носившего ее человека, даже если ее выбрасывают.
С помощью фотографии Агнешка Сосновска (Agnieszka Sosnowska) стремится рассказать историю, а не показать субъективный взгляд на мир. Свой путь в фотографии она начала с автопортретов, что, как она утверждает, помогло понять себя. С 2005 года она живет на ферме в Исландии и много путешествует по стране. Сосновска общается с фермерами и фотографирует их или, по ее собственному выражению, создает визуальную инвентаризацию их образа жизни.
Для творчества Виктории Сорочински ключевой темой является детство. Больше всего она известна как создательница проекта «Анна и Ева»: десять лет она снимала историю об отношениях матери и ее маленькой дочки.
Ее цикл «Полтавский Неверлэнд» (Poltava Neverland) рассказывает истории о взрослых. Героя снимка зовут Коля-Ян, в Полтаве его знают практически все. Он придумывает эксцентричные философские идеи и снимает фильмы. Он сам пишет сценарии и создает костюмы. Правда, его работы практически никто не видел: автор считает их либо незаконченными, либо несовершенными. Фотография была сделана у него дома, там же он снимает многие свои фильмы.
Британский фотограф Себастьян Палмер (Sebastian Palmer) чаще всего работает в Лондоне и Сан-Паулу (Бразилия). В работе он сконцентрировался на съемках маргинализированных частей бразильского общества. Палмер уверен, что его фотографии дают возможность высказаться тем, кто подвергается дискриминации.
Чаще всего он снимает портреты, но серия фотографий, представленная им на LensCulture, называется «Птичья песня» (Bird song).
«Поднимаясь из пепла войны» — так назвал свои фотографии иранец Энаят Асади (Enayat Asadi). На снимке — 20-летний афганский беженец по имени Мухаммед. Контрабандисты похитили его за невыплаченный долг в 15 тысяч долларов. Спустя две недели он смог сбежать.
В работах французского фотографа Гийома Амата (Guillaume Amat) используются различные визуальные эффекты, одновременно скрывающие авторский замысел и дающие к нему подсказку. Как будто случайное присутствие фотографа в его собственных работах делает пустынные пейзажи более человечными.
.
- Комментарии