Флотилия морских диверсантов: как итальянцы англичанке гадили
Корабль — вещь крупная, дорогая и долгая в постройке. Вывести его из строя — значит надолго ослабить мощь неприятельского флота. Но чтобы это сделать, надо нарастить «мышечную массу», то есть построить у себя такие же корабли. Но есть и более дешёвый способ — диверсии. И герои нашей статьи воспользовались им по полной программе.
Хорошая наследственность
Идея использовать торпеды не как снаряд, а как транспортное средство для диверсантов, пришла в итальянские головы ещё во время Первой мировой. Тогда казалось, что новое изобретение не успеет к концу войны, но диверсантам удалось отметиться в самый последний момент — буквально за несколько дней до окончания боевых действий.
Они потопили австро-венгерский линкор «Вирибус Унитис», но — довольно горькая пилюля — тот по факту уже принадлежал не Вене, а югославам, которым несчастный корабль продали накануне затопления.
Тем не менее, эффективность нового вида оружия — связки управляемой торпеды, диверсантов и прикрепляемых к корпусу жертвы зарядов взрывчатки с часовым механизмом — была доказана. И её точно следовало применить в следующей большой войне.
Понимая, что эффективность управляемых торпед во многом зависит от внезапности, итальянцы разрабатывали внезапный удар сразу во многих пунктах — чтобы ослабить неприятельский флот и получить шансы даже против грозных на море англичан.
Работа не велась достаточно интенсивно — и когда грянула война, человекоторпеды ещё не были готовы к массовому внезапному применению. Поэтому пришлось заниматься диверсиями «по средствам» — и распрощаться с идеей одновременного удара в самых разных портах.
Линкор «Вирибус Унитис» после рейда итальянских диверсантов
Зато итальянцы вдобавок к торпедам придумали ещё и взрывающиеся катера. Это были лёгкие моторные лодки массой всего в одну тонну, немалая часть из которой приходилась на заряд взрывчатки. Предусматривалась система спасения водителя — за несколько секунд до взрыва тот мог выброситься на воду на небольшом плотике.
Собрали все эти «ассиметричные средства» в X флотилии MAS (Mezzi d’Assalto — штурмовые средства, или же Motoscafo Armato Silurante — вооружённые торпедные катера) — обычно под этой аббревиатурой действовали торпедные катера. «В ту же степь» запихнули и диверсантов — чтобы не привлекать подозрений громкими названиями.
Не обошлось в новом подразделении и без русских — например, группу пловцов у итальянцев возглавлял белоэмигрант Евгений Волк. Валерио Боргезе, командовавший флотилией, не мог нарадоваться на офицера из царской России: »…Волк обладал исключительными организаторскими способностями и пользовался непререкаемым авторитетом подчинённых».
Успешный дебют
Человекоторпеды можно было запускать по-разному, но чаще всего это делали с подводных лодок. Вначале дело не ладилось — подлодкам просто не удавалось подходить достаточно близко к намеченным целям. Две даже потеряли в процессе. Но всё изменилось 29 марта 1941 года — диверсанты в первый раз показали результаты.
Удар был нанесён по британским кораблям на острове Крит. В дело пошли взрывающиеся катера — британцы совершенно не ожидали появления этой вёрткой и быстрой мошкары, да ещё и ночью. Расплата за шесть катеров-самоубийц и попавших в плен пилотов была недешёвой — повреждённый тяжёлый крейсер (позже его добили люфтваффе) и уничтоженный танкер.
Десятого сентября 1941 года диверсантов доставили на исходную позицию подводной лодкой. Покинув её со своими торпедами, они успешно закрепили заряды на корпусах двух британских танкеров и одного транспортника. Последовали отложенные взрывы — и жертвы пошли на дно.
Боевые пловцы на торпеде «Майале»
А британцы не получили даже пленных. Диверсанты спокойно доплыли до нейтральной Испании — до неё же какие-то сотни метров! — где их уже ждали итальянские агенты с поддельными документами. Уничтожив снаряжение, водители торпед сели в ждущую их машину, доехали до ближайшего гражданского аэропорта и вылетели домой первым же самолётом.
Провал на Мальте
Но так, конечно, было далеко не всегда. Имелись как не совсем удачные операции, так и грандиозные провалы. Первое место в ряду провалов занимает попытка атаки британской базы на Мальте 26 июля 1941 года.
Казалось, всё должно было пройти хорошо. В качестве мобильной базы диверсантам выделили «Диану» — личную яхту дуче. Задумывался комбинированный удар — два торпедных катера в качестве прикрытия, девять взрывающихся катеров и две человекоторпеды. Последним предстояло взорвать противоторпедное заграждение в 4:30 утра. За ними должна была последовать внезапная атака катеров.
Но всё пошло наперекосяк.
Проблемы начались с неполадок двигателя в одной из торпед. Пытаясь помочь с починкой, экипаж второй торпеды потратил слишком много драгоценного времени — диверсанты ещё могли взорвать заграждение, но не успевали бы покинуть зону взрыва. А тянуть было нельзя — наступил бы рассвет, и идущие в атаку катера расстреляли бы ещё на подходе.
Но экипажам катеров показалось, что сеть всё ещё преграждает проход. Решили для надёжности пустить на нее ещё один катер. Водитель покинул его за сотню метров до цели, но взрыватель не сработал. В атаку вышел другой катер — пилот решил действовать наверняка и взорвался вместе с ним.
Проблема была только одна — бахнуло так, что разрушило опору находившегося рядом моста. Его секция рухнула в воду и надёжно закупорила проход — ни о какой атаке не могло быть и речи.
Поняв, что дело с треском провалилось, оставшиеся итальянцы развернулись и бросились удирать. В процессе их догнали британские истребители, которые «добавили ещё». Дело окончилось таким избиением, что на базу вернулось всего 11 человек.
Тикающий таймер
Отомстить в полной мере итальянские диверсанты смогли 19 декабря 1941 года. Они покусились на «Вэлиант» и «Куин Элизабет» — последние британские линкоры на Средиземном море, базировавшиеся в египетском городе Александрия.
На этот раз в деле были задействованы только человекторпеды. Им страшно повезло — удалось подойти к заграждению одновременно с тремя британскими эсминцами, возвращавшимися на базу, и тихонько проскочить вместе с ними.
Взрывчатку поместили на два британских линкора и крупный танкер. Вокруг последнего ещё разбросали небольшие зажигательные заряды — чтобы устроить пожар из вытекшей нефти.
Правда двое, атаковавших «Вэлиант», попались — их заметили в воде вскоре после того, как они установили заряды, и подняли на борт.
Итальянцы пожали плечами и принялись ждать времени взрыва. За десять минут один из диверсантов потребовал отвести его к командиру линкора — предупредить, чтобы тот спасал людей. А то ведь ещё пристрелят под горячую руку, когда бабахнет.
Командир тут же потребовал сказать, где находятся заряды. Итальянец отказался — и был отправлен в немаленький карцер линкора. Там он досидел до взрыва, после чего покинул негостеприимное помещение. Дверь оказалось открытой — скорее всего, взрывом сорвало засов.
Неутомимый диверсант уже самостоятельно нашёл командира, чтобы докопаться до него с вопросом: «Куда вы дели моего товарища?». Его попросили заткнуться, но после один из офицеров подошёл и попросил «честного слова, что под кораблём больше нет зарядов». Отвечать итальянец отказался, за что был вновь услан в карцер.
Дело закончилось тем, что его отправили в медчасть для пленных, где итальянские санитары щедро накормили героя макаронами. А в 1945 году Италия наградила диверсанта золотой медалью «За храбрость». Так получилось, что награду вручал глава морской миссии союзников в стране — тот самый человек, что в декабре 1941 года командовал линкором «Вэлиант».
Другие диверсанты успешно выбрались на берег, но в итоге их поймали местные власти. Самым удачным удалось сесть на поезд и доехать до Розетты, более чем в шестидесяти километрах от места взрыва. Там они хотели украсть лодку и добраться до места встречи с одной из итальянских подлодок, но попались.
«Вэлиант», как и соседняя «Куин Элизабет», не утоп — в основном потому, что для этого на месте стоянки не хватало глубины. Но корабли были выведены из строя и отправлены в плавучие доки. Диверсанты пытались добить линкоры, атаковав доки, но повторить фокус не удалось — оборону Александрии усилили прожекторами, патрульными катерами и многочисленными сетями. Вторая атака провалилась.
Под самым носом
Флотилия провела и множество других — удачных и не очень — операций. Даже заглянула в Крым по просьбе немцев! Но «любимым» объектом для атак остался Гибралтар — уж очень это было удобное, ввиду близости нейтральной Испании, место. Правда каждый раз гонять туда подлодку было муторно и опасно.
Для этого они арендовали виллу в четырёх километрах от Гибралтара — оттуда отлично просматривались британские позиции. В ней оборудовали наблюдательный пункт.
Итальянские подводные пловцы у своей управляемой торпеды
Вскоре диверсанты обратили внимание на полузатопленный пароход «Ольтерра». Это было судно итальянского торгового флота. Начало войны застало его в британском Гибралтаре. Капитан понимал, что никуда деться в зоне действия британского флота он не успеет, поэтому просто отвёл «Ольтерру» в испанские воды и открыл кингстоны. Место было неглубокое, и пароход затонул лишь частично.
Годы спустя диверсанты через итальянских агентов в Испании организовали подъём парохода через испанскую фирму. «Ольтерра» не была на ходу — долгое пребывание в воде вывело из строя ряд судовых систем. Судно считалось интернированным; обыскав его разок, испанцы поставили на берегу военный пост. Внутрь пограничники больше не лазили — скорее всего, дело решилось обычной взяткой. Владелец судна якобы хотел отремонтировать и продать его.
Внутри оборудовали склад запчастей, поставили дизельные генераторы и организовали бассейн для торпед, затопив трюм. Затем, накренив судно, прикрылись тентом и вырезали автогеном люк для выпуска торпед, после чего поставили «Ольтерру» ровно.
Техники и экипажи торпед отыгрывали обычных итальянских раздолбаев из торгового флота. Они пьянствовали по местным кабакам, шлялись где попало и пользовались услугами местных проституток. Но, зайдя внутрь «Ольтерры», тут же превращались в подразделение диверсантов с образцовой дисциплиной и готовностью много работать.
Впрочем, одно хулиганство, достойное весёлых раздолбаев, всё же помогло делу флотилии прямым образом — итальянцы утащили из английского консульства отличный 64-кратный бинокль. В дальнейшем его использовали для наблюдения за Гибралтаром.
Наконец на «Ольтерру» доставили разобранные торпеды — под видом механизмов для починки судна.
Вскоре начались диверсии.
Целями стали не военные корабли, а торговые суда на внешнем рейде — подбираться к ним было значительно проще. Чтобы отвести от себя подозрения, диверсанты разбрасывали на испанских берегах подводные костюмы — в отличие от предыдущих времён, когда они их старательно прятали. Это помогало.
Всего за время войны «Ольтерра» стоила британцам 11 потопленных или тяжело повреждённых транспортников. Её не удалось раскрыть вплоть до выхода Италии из войны.
Закат
Но чем ближе становился этот самый выход, тем хуже становилось положение X флотилии. Она теряла одну базу за другой и, как и другие подразделения, подвергалась ударам союзной авиации.
Смелые умы всё ещё порождали смелые идеи — например, проект атаки транспортников в Нью-Йорке с помощью сверхмалых подлодок. Но с каждым днем реализация подобных планов становилось всё менее вероятной.
В итоге Италия вышла из войны. Но большая часть флотилии примкнула к республике Сало, образованной на севере Италии при помощи Муссолини, похищенного немцами из заточения. Времена атак на британские суда закончились — и бывшим диверсантам пришлось заниматься только противопартизанскими задачами.
Тимур Шерзад
Хорошая наследственность
Идея использовать торпеды не как снаряд, а как транспортное средство для диверсантов, пришла в итальянские головы ещё во время Первой мировой. Тогда казалось, что новое изобретение не успеет к концу войны, но диверсантам удалось отметиться в самый последний момент — буквально за несколько дней до окончания боевых действий.
Они потопили австро-венгерский линкор «Вирибус Унитис», но — довольно горькая пилюля — тот по факту уже принадлежал не Вене, а югославам, которым несчастный корабль продали накануне затопления.
Тем не менее, эффективность нового вида оружия — связки управляемой торпеды, диверсантов и прикрепляемых к корпусу жертвы зарядов взрывчатки с часовым механизмом — была доказана. И её точно следовало применить в следующей большой войне.
Понимая, что эффективность управляемых торпед во многом зависит от внезапности, итальянцы разрабатывали внезапный удар сразу во многих пунктах — чтобы ослабить неприятельский флот и получить шансы даже против грозных на море англичан.
Но в итоге они продолбали эту возможность из-за внутриведомственных склок.
Работа не велась достаточно интенсивно — и когда грянула война, человекоторпеды ещё не были готовы к массовому внезапному применению. Поэтому пришлось заниматься диверсиями «по средствам» — и распрощаться с идеей одновременного удара в самых разных портах.
Линкор «Вирибус Унитис» после рейда итальянских диверсантов
Зато итальянцы вдобавок к торпедам придумали ещё и взрывающиеся катера. Это были лёгкие моторные лодки массой всего в одну тонну, немалая часть из которой приходилась на заряд взрывчатки. Предусматривалась система спасения водителя — за несколько секунд до взрыва тот мог выброситься на воду на небольшом плотике.
Собрали все эти «ассиметричные средства» в X флотилии MAS (Mezzi d’Assalto — штурмовые средства, или же Motoscafo Armato Silurante — вооружённые торпедные катера) — обычно под этой аббревиатурой действовали торпедные катера. «В ту же степь» запихнули и диверсантов — чтобы не привлекать подозрений громкими названиями.
Не обошлось в новом подразделении и без русских — например, группу пловцов у итальянцев возглавлял белоэмигрант Евгений Волк. Валерио Боргезе, командовавший флотилией, не мог нарадоваться на офицера из царской России: »…Волк обладал исключительными организаторскими способностями и пользовался непререкаемым авторитетом подчинённых».
Успешный дебют
Человекоторпеды можно было запускать по-разному, но чаще всего это делали с подводных лодок. Вначале дело не ладилось — подлодкам просто не удавалось подходить достаточно близко к намеченным целям. Две даже потеряли в процессе. Но всё изменилось 29 марта 1941 года — диверсанты в первый раз показали результаты.
Удар был нанесён по британским кораблям на острове Крит. В дело пошли взрывающиеся катера — британцы совершенно не ожидали появления этой вёрткой и быстрой мошкары, да ещё и ночью. Расплата за шесть катеров-самоубийц и попавших в плен пилотов была недешёвой — повреждённый тяжёлый крейсер (позже его добили люфтваффе) и уничтоженный танкер.
Атака человекоторпед в Гибралтаре в каком-то смысле была ещё обиднее.
Десятого сентября 1941 года диверсантов доставили на исходную позицию подводной лодкой. Покинув её со своими торпедами, они успешно закрепили заряды на корпусах двух британских танкеров и одного транспортника. Последовали отложенные взрывы — и жертвы пошли на дно.
Боевые пловцы на торпеде «Майале»
А британцы не получили даже пленных. Диверсанты спокойно доплыли до нейтральной Испании — до неё же какие-то сотни метров! — где их уже ждали итальянские агенты с поддельными документами. Уничтожив снаряжение, водители торпед сели в ждущую их машину, доехали до ближайшего гражданского аэропорта и вылетели домой первым же самолётом.
Провал на Мальте
Но так, конечно, было далеко не всегда. Имелись как не совсем удачные операции, так и грандиозные провалы. Первое место в ряду провалов занимает попытка атаки британской базы на Мальте 26 июля 1941 года.
Казалось, всё должно было пройти хорошо. В качестве мобильной базы диверсантам выделили «Диану» — личную яхту дуче. Задумывался комбинированный удар — два торпедных катера в качестве прикрытия, девять взрывающихся катеров и две человекоторпеды. Последним предстояло взорвать противоторпедное заграждение в 4:30 утра. За ними должна была последовать внезапная атака катеров.
Но всё пошло наперекосяк.
Проблемы начались с неполадок двигателя в одной из торпед. Пытаясь помочь с починкой, экипаж второй торпеды потратил слишком много драгоценного времени — диверсанты ещё могли взорвать заграждение, но не успевали бы покинуть зону взрыва. А тянуть было нельзя — наступил бы рассвет, и идущие в атаку катера расстреляли бы ещё на подходе.
Тогда экипаж торпеды решил плюнуть на всё — и взорваться вместе с ней.
Но экипажам катеров показалось, что сеть всё ещё преграждает проход. Решили для надёжности пустить на нее ещё один катер. Водитель покинул его за сотню метров до цели, но взрыватель не сработал. В атаку вышел другой катер — пилот решил действовать наверняка и взорвался вместе с ним.
Проблема была только одна — бахнуло так, что разрушило опору находившегося рядом моста. Его секция рухнула в воду и надёжно закупорила проход — ни о какой атаке не могло быть и речи.
Поняв, что дело с треском провалилось, оставшиеся итальянцы развернулись и бросились удирать. В процессе их догнали британские истребители, которые «добавили ещё». Дело окончилось таким избиением, что на базу вернулось всего 11 человек.
Тикающий таймер
Отомстить в полной мере итальянские диверсанты смогли 19 декабря 1941 года. Они покусились на «Вэлиант» и «Куин Элизабет» — последние британские линкоры на Средиземном море, базировавшиеся в египетском городе Александрия.
На этот раз в деле были задействованы только человекторпеды. Им страшно повезло — удалось подойти к заграждению одновременно с тремя британскими эсминцами, возвращавшимися на базу, и тихонько проскочить вместе с ними.
Взрывчатку поместили на два британских линкора и крупный танкер. Вокруг последнего ещё разбросали небольшие зажигательные заряды — чтобы устроить пожар из вытекшей нефти.
Правда двое, атаковавших «Вэлиант», попались — их заметили в воде вскоре после того, как они установили заряды, и подняли на борт.
Не забыв, конечно, посмеяться над неудачниками и отпустить несколько саркастических соболезнований по поводу их провала.
Итальянцы пожали плечами и принялись ждать времени взрыва. За десять минут один из диверсантов потребовал отвести его к командиру линкора — предупредить, чтобы тот спасал людей. А то ведь ещё пристрелят под горячую руку, когда бабахнет.
Командир тут же потребовал сказать, где находятся заряды. Итальянец отказался — и был отправлен в немаленький карцер линкора. Там он досидел до взрыва, после чего покинул негостеприимное помещение. Дверь оказалось открытой — скорее всего, взрывом сорвало засов.
Неутомимый диверсант уже самостоятельно нашёл командира, чтобы докопаться до него с вопросом: «Куда вы дели моего товарища?». Его попросили заткнуться, но после один из офицеров подошёл и попросил «честного слова, что под кораблём больше нет зарядов». Отвечать итальянец отказался, за что был вновь услан в карцер.
Дело закончилось тем, что его отправили в медчасть для пленных, где итальянские санитары щедро накормили героя макаронами. А в 1945 году Италия наградила диверсанта золотой медалью «За храбрость». Так получилось, что награду вручал глава морской миссии союзников в стране — тот самый человек, что в декабре 1941 года командовал линкором «Вэлиант».
Другие диверсанты успешно выбрались на берег, но в итоге их поймали местные власти. Самым удачным удалось сесть на поезд и доехать до Розетты, более чем в шестидесяти километрах от места взрыва. Там они хотели украсть лодку и добраться до места встречи с одной из итальянских подлодок, но попались.
«Вэлиант», как и соседняя «Куин Элизабет», не утоп — в основном потому, что для этого на месте стоянки не хватало глубины. Но корабли были выведены из строя и отправлены в плавучие доки. Диверсанты пытались добить линкоры, атаковав доки, но повторить фокус не удалось — оборону Александрии усилили прожекторами, патрульными катерами и многочисленными сетями. Вторая атака провалилась.
Под самым носом
Флотилия провела и множество других — удачных и не очень — операций. Даже заглянула в Крым по просьбе немцев! Но «любимым» объектом для атак остался Гибралтар — уж очень это было удобное, ввиду близости нейтральной Испании, место. Правда каждый раз гонять туда подлодку было муторно и опасно.
Тогда итальянцы решились на невиданную наглость — оборудовать базу для человекоторпед прямо на территории Испании. Ничего, понятное дело, не говоря самим испанцам.
Для этого они арендовали виллу в четырёх километрах от Гибралтара — оттуда отлично просматривались британские позиции. В ней оборудовали наблюдательный пункт.
Итальянские подводные пловцы у своей управляемой торпеды
Вскоре диверсанты обратили внимание на полузатопленный пароход «Ольтерра». Это было судно итальянского торгового флота. Начало войны застало его в британском Гибралтаре. Капитан понимал, что никуда деться в зоне действия британского флота он не успеет, поэтому просто отвёл «Ольтерру» в испанские воды и открыл кингстоны. Место было неглубокое, и пароход затонул лишь частично.
Годы спустя диверсанты через итальянских агентов в Испании организовали подъём парохода через испанскую фирму. «Ольтерра» не была на ходу — долгое пребывание в воде вывело из строя ряд судовых систем. Судно считалось интернированным; обыскав его разок, испанцы поставили на берегу военный пост. Внутрь пограничники больше не лазили — скорее всего, дело решилось обычной взяткой. Владелец судна якобы хотел отремонтировать и продать его.
На деле внутри происходило переоборудование ржавой посудины в базу для человекоторпед.
Внутри оборудовали склад запчастей, поставили дизельные генераторы и организовали бассейн для торпед, затопив трюм. Затем, накренив судно, прикрылись тентом и вырезали автогеном люк для выпуска торпед, после чего поставили «Ольтерру» ровно.
Техники и экипажи торпед отыгрывали обычных итальянских раздолбаев из торгового флота. Они пьянствовали по местным кабакам, шлялись где попало и пользовались услугами местных проституток. Но, зайдя внутрь «Ольтерры», тут же превращались в подразделение диверсантов с образцовой дисциплиной и готовностью много работать.
Впрочем, одно хулиганство, достойное весёлых раздолбаев, всё же помогло делу флотилии прямым образом — итальянцы утащили из английского консульства отличный 64-кратный бинокль. В дальнейшем его использовали для наблюдения за Гибралтаром.
Наконец на «Ольтерру» доставили разобранные торпеды — под видом механизмов для починки судна.
Вскоре начались диверсии.
Целями стали не военные корабли, а торговые суда на внешнем рейде — подбираться к ним было значительно проще. Чтобы отвести от себя подозрения, диверсанты разбрасывали на испанских берегах подводные костюмы — в отличие от предыдущих времён, когда они их старательно прятали. Это помогало.
Всего за время войны «Ольтерра» стоила британцам 11 потопленных или тяжело повреждённых транспортников. Её не удалось раскрыть вплоть до выхода Италии из войны.
Закат
Но чем ближе становился этот самый выход, тем хуже становилось положение X флотилии. Она теряла одну базу за другой и, как и другие подразделения, подвергалась ударам союзной авиации.
Смелые умы всё ещё порождали смелые идеи — например, проект атаки транспортников в Нью-Йорке с помощью сверхмалых подлодок. Но с каждым днем реализация подобных планов становилось всё менее вероятной.
В итоге Италия вышла из войны. Но большая часть флотилии примкнула к республике Сало, образованной на севере Италии при помощи Муссолини, похищенного немцами из заточения. Времена атак на британские суда закончились — и бывшим диверсантам пришлось заниматься только противопартизанскими задачами.
Тимур Шерзад
+1
293
- Комментарии
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы добавлять комментарии