СССР 1969 года в цвете
Подборка фотографий, демонстрирующих, чем жила наша страна полвека назад.
Праздничная демонстрация на Красной площади в Москве 1 мая 1969
До начала «застоя» оставалось ещё несколько лет. Несмотря на поражение американцам в «лунной гонке», СССР сохранял лидирующие позиции во многих высокотехнологических сферах, а иногда даже вырывался вперёд.
21 мая 1969 в Шереметьево состоялся дебютный показ Ту-144 — советского сверхзвукового лайнера, который совершил свой первый полёт ещё в декабре 1968-го (на несколько недель раньше «Конкорда»!)
Показ был рассчитан на иностранцев, поскольку планировалось уже через 18 месяцев выставить эту машину на международном рынке и заработать кучу валюты.
Увы, как известно, потом что-то пошло не так. Этот технологический прыжок был выше головы.
Но тогда, в 1969-м, иностранцы с интересом рассматривали салон невероятного самолёта-ракеты
Сам главный аэропорт СССР в то время выглядел очень круто, что называется, на уровне лучших зарубежных образцов. Аэровокзальный комплекс «Шереметьево-1». Ил-62. РИА Новости, Иван Денисенко, 1969
Для контраста скажем, что в СССР 1969 г. пассажирских авиалиниях всё ещё работали «динозавры» модели середины 1930-х гг.!!!
Знаменитый американский «Дуглас» в советском лицензионном варианте.
Оленеводы встречают самолёт Ли-2 на аэродроме Волочанка, Таймыр, 1969
В космической сфере СССР старался не сбавлять высокий темп, открывая одну новую программу за другой. Компьютерный центр, занимающийся подготовкой советских космических миссий «Венера-5» и «Венера-6»:
А это сами аппараты миссий «Венера-5» и «Венера-6» проходят последние приготовления перед запуском
Экспериментальный советский электромобиль у павильона «Космос». Фотохроника ТАСС:
Рождение легенды, гордо носящей имя КАМАЗ. 1969 год. Памятный камень:
В 1969-м началось производство автобуса ПАЗ-672, продолжавшееся 20 лет. Вот один из первых образцов на снимке того времени:
Ещё одно чудо советской техники, хотя уже не первой свежести (1957 г.), но и в конце 1960-х не перестававшее удивлять иностранцев своим безупречно стильным дизайном и скоростью:
Наверное, впервые за всё время существования СССР наша страна выбилась в лидеры в сфере высокой моды. Даже во Франции советские показы шли «на ура»! Демонстрация костюма и платья по русским мотивам. 1969 г. Фотохроника ТАСС П.Федотов:
Демонстрация молодежного платья из маркизета.1969 г. Фотохроника ТАСС П.Федотов:
Демонстрация платья из зеленого сукна с удлиненным жакетом.1969 г. Фотохроника ТАСС П.Федотов:
Спортивный костюм, сшитый в городе Алма-Ате на трикотажной фирме имени Дзержинского. Иосиф Будневич, РИА Новости, 1969:
Это был исключительно яркий и полный достижений период в культурной жизни СССР, но мы здесь расскажем только «главном из искусств», о кино.
В декабре 1969 г. состоялся премьерный показ фильма «Белое солнце пустыни», которому суждено было стать одним из самых культовых в истории отечественного кинематографа.
Актёры Анатолий Кузнецов в роли Сухова и Спартак Мишулин в роли Саида в фильме «Белое солнце пустыни», РИА Новости:
Про любой значительный фильм того времени пишут всегда одинаково: цензура зарубила, положили на полку, но случайно увидел Брежнев и сказал «что же вы скрываете такой замечательный фильм» от наших зрителей?
Про этот та же история. Концовку по требованию цензуры всё же пришлось переснять, но вот чуть-чуть эротики советскому зрителю оставили (Sputnik/РИА Новости):
Лидером советского кинопроката стал фильм «Бриллиантовая рука»
Под Ужгородом в 1969 г. снимали фильм «Ватерлоо», который выйдет на экраны в следующем, 1970-м. Снимали с огромным размахов, на зависть современным реконструкторам:
Целая дивизия СА была наряжена в наполеоновские мундиры:
Софи Лорен под Полтавой в 1969-м снималась в фильме «Подсолнухи»
Альпинисты на одной из вершин Кавказских гор. РИА Новости, К.Каспиев, 1969
Туристы, путешествующие по Дунаю на теплоходе «Амур». Я.Берлинер, 1969
Конечно, на этих снимках советская жизнь представлена исключительно в радужном свете, подобно тому, как представлял американскую жизнь Голливуд.
Однако мы можем увидеть её не только глазами «официальных» фотографов, но и путешествующих иностранцев, чуждых какой-либо лакировки советской действительности.
Одним из таких иностранцев был Ирвинг Снайдер, который оставил нам немало живых кадров из повседневной жизни на бескрайних советских просторах.
Вот, например, советские солдаты-срочники на вокзале в Иркутске, как будто только что вернувшиеся с фронта
Типичный колхозный рынок в том же Иркутске
Ассортимент продовольственного магазина в Новосибирске
Уличная торговля в Москве
Возможно, ассортимент оставлял желать лучшего, но до печальных времён пустых прилавков и бесконечных очередей в СССР тогда ещё было далеко.
Самой длинной очередью 69-го была очередь в мавзолей Ленина
Обычная примета советских улиц — автомат с газировкой. Красные автоматы в Москве
Серые в Лениграде (в Москве тоже встречались серые)
Чайхана в Анджижане. Frank Baumgart, 1969
В Калининграде заканчивался снос Королевского замка. Фото В. Сокирко, 1969
Как всегда, в конце немного прогуляемся по городам, многие из которых в то время стремительно меняли свой облик. Увы, далеко не всегда это было к лучшему…
А вот в Риге, напротив, восстанавливали барочный шпиль церкви святого Петра, сгоревший ещё в 1941 году
Это новое здание музея Ленина в Ташкенте (в котором вождь никогда не бывал), 1969:
Поскольку в национальных республиках СССР всё должно было быть «национальным по форме», советские архитекторы не забывали вписывать в модернистскую архитектуры восточные мотивы.
Новые жилые дома с «восточным акцентом» в Ташкенте, Frank Baumgart, 1969
Маршал Советского Союза Семен Буденный на подмосковной даче. Первенцев, 1969
Праздничная демонстрация на Красной площади в Москве 1 мая 1969
До начала «застоя» оставалось ещё несколько лет. Несмотря на поражение американцам в «лунной гонке», СССР сохранял лидирующие позиции во многих высокотехнологических сферах, а иногда даже вырывался вперёд.
21 мая 1969 в Шереметьево состоялся дебютный показ Ту-144 — советского сверхзвукового лайнера, который совершил свой первый полёт ещё в декабре 1968-го (на несколько недель раньше «Конкорда»!)
Показ был рассчитан на иностранцев, поскольку планировалось уже через 18 месяцев выставить эту машину на международном рынке и заработать кучу валюты.
Увы, как известно, потом что-то пошло не так. Этот технологический прыжок был выше головы.
Но тогда, в 1969-м, иностранцы с интересом рассматривали салон невероятного самолёта-ракеты
Сам главный аэропорт СССР в то время выглядел очень круто, что называется, на уровне лучших зарубежных образцов. Аэровокзальный комплекс «Шереметьево-1». Ил-62. РИА Новости, Иван Денисенко, 1969
Для контраста скажем, что в СССР 1969 г. пассажирских авиалиниях всё ещё работали «динозавры» модели середины 1930-х гг.!!!
Знаменитый американский «Дуглас» в советском лицензионном варианте.
Оленеводы встречают самолёт Ли-2 на аэродроме Волочанка, Таймыр, 1969
В космической сфере СССР старался не сбавлять высокий темп, открывая одну новую программу за другой. Компьютерный центр, занимающийся подготовкой советских космических миссий «Венера-5» и «Венера-6»:
А это сами аппараты миссий «Венера-5» и «Венера-6» проходят последние приготовления перед запуском
Экспериментальный советский электромобиль у павильона «Космос». Фотохроника ТАСС:
Рождение легенды, гордо носящей имя КАМАЗ. 1969 год. Памятный камень:
В 1969-м началось производство автобуса ПАЗ-672, продолжавшееся 20 лет. Вот один из первых образцов на снимке того времени:
Ещё одно чудо советской техники, хотя уже не первой свежести (1957 г.), но и в конце 1960-х не перестававшее удивлять иностранцев своим безупречно стильным дизайном и скоростью:
Наверное, впервые за всё время существования СССР наша страна выбилась в лидеры в сфере высокой моды. Даже во Франции советские показы шли «на ура»! Демонстрация костюма и платья по русским мотивам. 1969 г. Фотохроника ТАСС П.Федотов:
Демонстрация молодежного платья из маркизета.1969 г. Фотохроника ТАСС П.Федотов:
Демонстрация платья из зеленого сукна с удлиненным жакетом.1969 г. Фотохроника ТАСС П.Федотов:
Спортивный костюм, сшитый в городе Алма-Ате на трикотажной фирме имени Дзержинского. Иосиф Будневич, РИА Новости, 1969:
Это был исключительно яркий и полный достижений период в культурной жизни СССР, но мы здесь расскажем только «главном из искусств», о кино.
В декабре 1969 г. состоялся премьерный показ фильма «Белое солнце пустыни», которому суждено было стать одним из самых культовых в истории отечественного кинематографа.
Актёры Анатолий Кузнецов в роли Сухова и Спартак Мишулин в роли Саида в фильме «Белое солнце пустыни», РИА Новости:
Про любой значительный фильм того времени пишут всегда одинаково: цензура зарубила, положили на полку, но случайно увидел Брежнев и сказал «что же вы скрываете такой замечательный фильм» от наших зрителей?
Про этот та же история. Концовку по требованию цензуры всё же пришлось переснять, но вот чуть-чуть эротики советскому зрителю оставили (Sputnik/РИА Новости):
Лидером советского кинопроката стал фильм «Бриллиантовая рука»
Под Ужгородом в 1969 г. снимали фильм «Ватерлоо», который выйдет на экраны в следующем, 1970-м. Снимали с огромным размахов, на зависть современным реконструкторам:
Целая дивизия СА была наряжена в наполеоновские мундиры:
Софи Лорен под Полтавой в 1969-м снималась в фильме «Подсолнухи»
Альпинисты на одной из вершин Кавказских гор. РИА Новости, К.Каспиев, 1969
Туристы, путешествующие по Дунаю на теплоходе «Амур». Я.Берлинер, 1969
Конечно, на этих снимках советская жизнь представлена исключительно в радужном свете, подобно тому, как представлял американскую жизнь Голливуд.
Однако мы можем увидеть её не только глазами «официальных» фотографов, но и путешествующих иностранцев, чуждых какой-либо лакировки советской действительности.
Одним из таких иностранцев был Ирвинг Снайдер, который оставил нам немало живых кадров из повседневной жизни на бескрайних советских просторах.
Вот, например, советские солдаты-срочники на вокзале в Иркутске, как будто только что вернувшиеся с фронта
Типичный колхозный рынок в том же Иркутске
Ассортимент продовольственного магазина в Новосибирске
Уличная торговля в Москве
Возможно, ассортимент оставлял желать лучшего, но до печальных времён пустых прилавков и бесконечных очередей в СССР тогда ещё было далеко.
Самой длинной очередью 69-го была очередь в мавзолей Ленина
Обычная примета советских улиц — автомат с газировкой. Красные автоматы в Москве
Серые в Лениграде (в Москве тоже встречались серые)
Чайхана в Анджижане. Frank Baumgart, 1969
В Калининграде заканчивался снос Королевского замка. Фото В. Сокирко, 1969
Как всегда, в конце немного прогуляемся по городам, многие из которых в то время стремительно меняли свой облик. Увы, далеко не всегда это было к лучшему…
А вот в Риге, напротив, восстанавливали барочный шпиль церкви святого Петра, сгоревший ещё в 1941 году
Это новое здание музея Ленина в Ташкенте (в котором вождь никогда не бывал), 1969:
Поскольку в национальных республиках СССР всё должно было быть «национальным по форме», советские архитекторы не забывали вписывать в модернистскую архитектуры восточные мотивы.
Новые жилые дома с «восточным акцентом» в Ташкенте, Frank Baumgart, 1969
Маршал Советского Союза Семен Буденный на подмосковной даче. Первенцев, 1969
+1
303
- Комментарии
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы добавлять комментарии