Женщины всегда занимали особенное место в СССР. Впервые Женский день в России отметили в дореволюционном Петербурге в 1913 году. В мероприятии под названием «Научное утро по женскому вопросу» приняли участие 1500 человек. Там обсуждали проблемы материнства, инфляции и права голоса женщин.
«Конфетно-букетным» этот день стал не сразу. Сначала были шествия и митинги, которые сложно было назвать праздничными. В новом советском государстве 8 марта все же получил праздничный статус, но выходным все еще не был. Женщинам не дарили цветы, зато раньше отпускали с работы, вручали награды и грамоты, а в магазинах труженицам делали скидку на актуальные в то время калоши.
В советском государстве эмансипация происходила стремительно, и женщины быстро встали на один социальный уровень с мужчинами. Они осваивали «мужские» профессии, а СМИ помогали укреплять в сознании людей мысль о том, что коммунизм — верное освобождение женщины от «домашнего рабства» и единственно правильный путь развития общества. Тогда фотография была мощным инструментом пропаганды и все снимки прекрасной половины СССР были постановочными: летчица за штурвалом, спортсменка на фоне трассы.
В послевоенный период просыпается интерес к внутреннему миру женщины, а не к тому образу, который она создает, или социальной роли, которую выполняет. Постановочные съемки отходят на второй план, и их место занимает репортажная фотография. Андрей Князев, Владимир Богданов, Эрвин Волков и другие: на их снимках советские женщины словно живут вне кадра и совершенно не притворяются. Они искренни и невероятно прекрасны.