Римляне в Крыму
Греческие поселенцы, первые из которых пришли сюда, в Северное Причерноморье, несколько сотен лет назад, окончательно закрепились на берегу Черного моря. Некогда независимые греческие города — полисы — объединились вокруг города Пантикапейя (сейчас — Керчь) в Боспорское царство. Периодические набеги скифов, тавров, сарматов, аланов и других племён отражались с большим или меньшим успехом. Херсонесу удавалось балансировать и оставаться независимым.
Римская держава после очередной гражданской войны превратилась в Империю. Её политика в отношении Северного Причерноморья определилась ещё после военных конфликтов с Митридатом и его сыном Фарнаком, которые пытались значительно расширить свои владения за счёт римских земель и именоваться «царями царей».
Рим был крайне заинтересован в установлении на Боспоре дружественной для него власти. Это было нужно для того, чтобы и перекрыть угрозу очередных попыток сократить земли Империи, и заполучить надёжный источник хлеба, сырья, иметь возможность использовать Крымские земли как стратегический пункт.
В первый раз римляне оказались в Крыму, во время римско-боспорской войны. Римлянам вообще не везло с греческими царями по имени Митридат — они все явно не симпатизировали Империи, интриговали и воевали против неё. Причиной и этой войны стали попытки Митридата III избавиться от покровительства Римской Империи. Император распорядился сместить врага и посадить на трон его младшего брата Котиса.
Второй раз римляне вернулись в Крым только через 20 лет.В этот раз они пришли по просьбе херсонеситов, чтобы усмирить наседающих скифов. Результаты раскопок дают основания предполагать, что римские солдаты не только освободили осажденный Херсонес, но и разрушили множество скифских жилищ в северо-западном Крыму. После таких событий в Херсонесе остановился римский гарнизон, а позже полис должны были охранять боспорские войска.
Римское поселение, характерное для Крыма.
Есть информация о том, что в очередной раз римские солдаты пришли в Херсонес уже в середине II в. Римляне с тех пор имели в Крыму не только гарнизоны, а и принадлежавший им флот (пираты Понта Эвксинского перестали существовать еще в I в). Рим отсылал в Крым людей, которые надолго обустраивались на территории Северного Причерноморья, могли дать отпор скифам, таврам, проживающим в южных предгорьях, и другим вражеским народностям.
Кроме Херсонеса, самые большие римские гарнизоны располагались на территории Балаклавы и на мысе Ай-Тодор (Харакс). Римляне перестраивали и более ранние фортификационные укрепления, возведенные в другие периоды истории Крыма. Цепочка римских поселений тянулась от Пантикапея до Херсонеса, вскоре военные обжили юг полуострова и отдельные зоны его центральной части.
Римляне служили в Крыму, поддерживая четкую иерархию. Вексиляциями командовали центурионы, которые выполняли приказы военного трибуна, восседавшего в Херсонесе. В поселениях жили не только военные, там обитали люди, обслуживающие солдат и лечившие их. Этнический состав жителей римских поселений не был однородным. Есть версия, что большинство военных попало в Крым из Фракии.
Римляне в Крыму – это особая социальная группа, сумевшая преобразовать жизнь всего полуострова. С их приходом постепенно менялся в лучшую сторону образ городов, разрушенных племенами варваров, росло материальное благосостояние населения. Чтобы там ни говорили о постепенной потере независимости греческих полисов и варваризации их населения, это был качественно новый этап жизни.
Гарнизоны располагались за стенами крепостей. Внутри таких фортификационных сооружений кроме просторных казарм со временем появлялись дома, в которых жили члены семей военных и состарившиеся бывшие солдаты, а также ремесленные мастерские. На территории укреплений располагались бассейны, термы, храмы. В Хараксе стоял маяк. Такие поселения не всегда строились в местах, удачных для земледелия. Их основной задачей была охрана территорий, поэтому римлянам иногда приходилось обитать в сложных условиях. Стоит сказать, что они справлялись. Так, в крепости на мысе Ай-Тодор, например, существовал собственный керамический водопровод.
Римляне были большими любителями рыбы, поэтому в Крыму с новой силой начало процветать рыболовство. Местное население таким образом зарабатывало на жизнь, а пришлые воины баловали себя анчоусами и килькой. Впрочем, деньги можно было получить и благодаря активизировавшейся торговле зерном. Рим сумел очистить Черное море от пиратов и водные пути, которые вели в Крым, стали открытыми. Купцы больше не боялись назойливых разбойников.
Не секрет, что римляне не представляли своей жизни без терм, в которых они не только мылись, но и отдыхали от мирских забот. Эта традиция быстро распространилась в Крыму. По городам и крепостям возникали так называемые «полные» бани, в которых были три привычные для Рима отделения с разной температурой. В культурную программу тех времен также включалось посещение цирка или театра. На крымских землях, так же, как и в метрополии, любили созерцать гладиаторские бои.
Религиозные верования римлян в Крыму можно назвать полуязыческими. Они все еще поклонялись таким божествам, как Юпитер Долихен, Геркулес, Вулкан, строили святилища. В Хараксе существовал храм Девы.
Постепенно легионеры, так же, как все остальные жители Римской империи, начинают переходить к христианству. Ученые предполагают, что Георгий Победоносец и Михаил Архангел — это святые-всадники фракийского происхождения. В начале IV в. римляне присоединились к антихристианской реакции, которая распространилась по всей империи, однако, в Крыму этот процесс не был таким острым, как в других регионах.
Античный город Херсонес — реконструкция
Вместе с римскими легионами в Крым попал рычажно-винтовой пресс, началось изготовление каменного вмурованного настила, на смену цементному покрытию, которое использовалось в цистернах, пришла более устойчивая к кислоте цемянка.
Прошло еще немного времени и повышенный спрос на зерно породил такое негативное явление, как массовая вырубка садов и виноградников. Трудно поверить, но под городские склады для хранения зерновых культур отводились уже застроенные кварталы. Дома и общественные здания, расположенные в них, беспощадно сносились.
Римский архитектурный стиль начал постепенно прослеживаться в городах полуострова. В Крыму римляне делали арки над въездами, украшали дома полукруглыми сводами, используя новые для полуострова орудия деревообработки: модернизированный рубанок, шерхебель, чистовой фуганок и т. д. На территории некоторых крепостей, в которых стояли гарнизоны, производили обожженные кирпичи и черепицу с римскими клеймами. В Альма-Кермене (Балаклава) располагалась мастерская, в которой изготавливали стекла и кухонную утварь с полихромными орнаментами.
Во временно возродившихся городах римского периода истории Крыма торговля процветала так, как никогда ранее. В местных лавках стояли вещи и продукты, привезенные из Греции, Рима и отдаленных провинций империи. Там можно было приобрести практически все — от зелени и мяса до пряностей с рыбным соусом «гарум», одежды и статуэток римских божеств. Продавцы пользовались весами и гирями – это еще одно нововведение.
- Комментарии