Занимательные оптические иллюзии нравятся всем. Впервые столкнувшись с ними, большинство людей ведут себя как дети и мгновенно увлекаются ими. Оптических иллюзий становится всё больше и они всё более захватывающие.
Кажется, что оптические иллюзии всего лишь забава, но эта забава даёт нам право на глубокие философские выводы. Иллюзии показывают нам ясным и недвусмысленным образом, что мы воспринимаем окружающий нас мир вовсе не таким, каков он есть. Ощущения восприятия наглядно демонстрируют, что ментальная модель, формируемая мозгом, не всегда соответствует реальности.
Иллюзия «Стена кафе», созданная художником Викторией Скай, была одним из главных претендентов на победу в конкурсе «Лучшая иллюзия 2017 год». Верьте или нет, но все горизонтальные линии идеально параллельны. Чтобы доказать это самому себе, просто прищурьтесь или сравните квадраты на разных сторонах изображения.
Обратите внимание, что даже после того, как вы полностью уверены в параллельности линий, иллюзия продолжает работать. Восприятие в значительной степени является непроизвольным и во многих отношениях не соответствует нашему абстрактному знанию о мире.
Вариация «Иллюзии яркости», созданная Дэвидом Новиком, является демонстрацией того факта, что мы не воспринимаем цвета окружающих нас объектов непосредственно. Вместо этого, система восприятия предлагает нам свою «догадку», основанную на окружении объектов. Круги на изображении имеют одинаковый цвет. Единственное, что их отличает — это цвет пересекающих их линий.
Всемирно известные оптические иллюзии японского профессора психологии Акиоши Китаока заставляют поверить, что изображения двигаются. Чтобы убедиться в статичности изображения, нужно сосредоточить зрение на одном участке картинки и движение, если оно наблюдалось, прекращается. Это убеждает в том, что движение рисунка создается нашим воображением.
Кажется, рисовые волны — это анимированное изображение, но это не так. Определённые затенение и последовательность жёлтых пятен запускают работу области мозга, реагирующей на движения. Это стимулирует восприятие неподвижной картинки в качестве движущейся. Интересно, что около 5 процентов людей, похоже, невосприимчивы к этой иллюзии.
Если смотреть «Иллюзию яркости» Акиоши Китаоки, то наша визуальная система воспринимает действие так, как будто серый квадрат переносится из тени на яркий свет, а затем в тёмную тень. Чтобы квадрат выглядел тёмным на светлом фоне, он должен быть более тёмным.
И наоборот, для того, чтобы квадрат выглядел светлым на тёмном фоне, он должен быть очень светлым, поэтому визуальная система самостоятельно корректирует его яркость. Наш мозг делает «по-тихому» гораздо больше, чем можно себе представить.
Ещё одна оптическая иллюзия восприятия относительных размеров, названая именем открывшего её немецкого психолога Германа Эббингауза. Суть её состоит в том, что два круга, имеющие совершенно одинаковые размеры, помещаются рядом. Вокруг одного из них находятся круги большого размера, тогда как другой окружён мелкими кружками, при этом левый круг кажется меньше правого.
Мы не воспринимаем непосредственный размер объектов, так же, как это происходит с цветом и яркостью. Наш мозг делает выводы о размере, основываясь на подсказках, включая относительный размер других соседних объектов.
Динамическая иллюзия Мюллера-Лайера возникает при наблюдении отрезков, обрамленных стрелками. Все синие и красные линии имеют одинаковую длину; ни одна из них не движется и не меняет размер, и все они находятся на одном уровне, меняются только стрелки. Данная иллюзия — это новая вариация оптической иллюзии Мюллера-Лайера.
Несмотря на множество исследований, природа иллюзии не до конца понятна. Наиболее современная трактовка объясняет иллюзию как статистический результат наблюдений внешних изображений: в сценах естественные зрительные элементы, обрамленные остриями, обычно короче элементов с хвостовым оперением. Кроме того, есть споры о том, действует ли она на людей повсеместно или наоборот — является специфическим феноменом определённой культуры.
Иллюзия «Вращающиеся кольца» заинтересовывает многих людей. Каждый раз, когда вы переключаете своё внимание с красной точки на желтую или наоборот, оба колеса начинают вращаться в противоположном направлении. Иллюзия использует различия того, как мы интерпретируем движение в центре поля зрения по сравнению с периферией.
Иллюзия «Вращающаяся танцовщица» была создана японским дизайнером Nobuyuki Kayahara в 2003 году. Если посмотреть на танцовщицу слева и на танцовщицу в центре, то центральная танцовщица будет вращаться по часовой стрелке. Если вы посмотрите на танцовщицу справа и на центральную, танцовщица посередине начнёт вращаться против часовой стрелки.
Секрет заключается в том, что центральное изображение неоднозначно: его можно интерпретировать как танцовщицу, вращающуюся в любом направлении. Танцовщицы справа и слева, напротив, включают дополнительные подсказки, которые вызывают вполне определённую интерпретацию. Затем мозг переносит эту же интерпретацию и на центральную фигуру.
Иллюзия, заставляющая «придти в движение» картину Винсента Ван Гога под названием «Звёздная ночь», привлекает многих. Для того, чтобы это увидеть, нужно в течение десять секунд смотреть в центр вращающихся кругов, а затем перевести взгляд на картину.
Это пример эффекта с последующим воздействием. Когда вы смотрите на спираль, ваша зрительная система начинает создавать компенсирующее движение, чтобы игнорировать этот предсказуемый процесс. Но затем, когда вы переводите взгляд на неподвижную картину, эта реакция всё ещё остаётся, хотя движения уже нет. Это создаёт ложное впечатление о наличии движения в противоположном направлении, которое накладывается на детали картины.