Как и древние греки, римляне называли варварскими племена, чей язык был им непонятен. Но начавшееся в IV веке великое переселение народов несколько поубавило высокомерие римлян, поставив империю перед новыми, ранее неведомыми проблемами.
После того как пришедшие из Азии гунны стали теснить германцев на запад, император Феодосий I разрешил германцам селиться на севере империи. Но в начале V в. другие варварские племена, включая самих гуннов, начали вторгаться на территорию империи.
В боях с войсками германцев, состоявшими на службе у Рима, гунны отвоевали себе в Европе целые области, раньше принадлежавшие Римской империи. В 395 г., после смерти Феодосия I, Восточная и Западная империи фактически перестали быть единым государством, но Запад продолжал получать с Востока финансовую и продовольственную помощь.
В 410 г. король уже другой варварской орды — вестготов Аларих повел свои войска на Рим и захватил город. В 455 г. Рим подвергся разграблению со стороны другого варварского племени — вандалов. Восточная империя отказалась помогать вконец ослабевшему Западу, и в 476 г. Западная империя прекратила свое существование. Именно этот год принято считать годом падения Римской империи. Последний император Запада, Ромул Августул, был отравлен завоевателями в изгнании.
Предводитель варварского племени вандалов Гейзерих в 455 г. прибыл с войском в Остию. Его солдаты захватили Рим и подвергли город страшному разграблению. За 12 дней они вывезли из домов все ценные вещи, содрав даже золоченую черепицу с крыш общественных зданий. Вдову и дочерей императора Валентиниана III Гейзерих взял в заложницы.
Среди причин падения Западной Римской империи можно выделить как внешние, так и внутренние. К внутренним причинам можно отнести упадок экономики, демографический кризис, раздирающие империю гражданские войны и ослабление армии.
Частая смена императоров стала символом Римской империи периода упадка. Их невысокая компетентность, постоянная борьба за власть и гражданские войны, сотрясавшие страну, отнюдь не увеличивали эффективность управления Империей. Всё чаще представители неримских национальностей становились представителями власти, что снижало авторитет власти и искореняло чувство патриотизма в гражданах.
Не лучше дела обстояли и в экономике. Земельные реформы, приведшие к развитию натурального хозяйства (и ослабеванию перерабатывающего производства) вызвали удорожание транспортировки и деградацию торговли. Взаимодействие между провинциями приходило в упадок. Рост налогов и, как следствие, падение платёжеспособности населения, способствовали разорению мелких землевладельцев, что вызывало очаги недовольства в широких слоях населения.
Деградировала и армия. Былые непобедимые легионы Рима заменила армия, практически полностью состоящая из наёмников-варваров.
Могла ли ослабевшая Империя противостоять экспансии многочисленных орд, стремящихся захватить благодатные земли Империи и воспользоваться благами дряхлеющей цивилизации?
Впрочем, большинство историков сходится к мысли, что причиной падения Западной Римской империи было не великое переселение народа и не упадок римской цивилизации – внутренние проблемы, столь ослабившие Римскую империю, были лишь внешними признаками кризиса цивилизации, основополагающими моментами которой были рабство и милитаризм.
Падение Западной Римской империи не положило конец римской цивилизации. В то время как Западная империя приближалась к своему концу, Восточная империя, получившая название Византия, процветала. Ее столица, Константинополь, росла и богатела. Расположенный между Европой и Азией, этот город стал крупнейшим торговым и административным центром империи. Границы Византии простирались на запад до Греции, на юг до Египта и на восток до Аравии. Хотя греческий был официальным языком и на Востоке, при дворе императора говорили на латыни. Император Юстиниан (годы правления 527-565) восстановил контроль над некоторыми областями в Северной Африке, Италии и Испании, но надолго их удержать не удалось. После падения Рима Восточная империя существовала еще 1000 лет. У Византии не было сильной армии, и конфликты с соседями византийские дипломаты старались уладить мирным путем. Жители ее исповедовали христианство, а враждебно настроенных варваров стремились обратить в свою религию.