На Южном Урале множество озер, не зря здешние края называют «Озерный край», но среди великого разнообразия неким особняком выделяется на первый взгляд неприметное озеро Инышко. Краеведами, любителями тайн и мистики озеро обозначено, как водоем с интересной историей и достаточно богатой мифологией.
Инышко укрыто среди корабельных сосен и лесистых холмов, в 300 метрах от северного берега другой достопримечательности Южного Урала – озера Тургояк. Казалось бы, разделены два озера небольшим участком суши. И все у них общее: и перешеек, и высокие сосны, и горы. Но на этом сходство заканчивается.
Тургояк непредсказуем: в районе городского пляжа может светить солнце, а над островом Святой Веры в это время сверкают молнии и гремит гром. К тому же, прозрачная вода в Тургояке даже в жаркие летние дни остается холодной.
Инышко в противовес бушующему Тургояку — мирное озеро. Тихая вода здесь бурого цвета, будто остывшее волшебное варево. Этому есть объяснение — необычное строение дна, состоящее из нескольких ярусов. Самый нижний — смесь ила и песка, остальные «этажи» образованы переплетениями корней деревьев и торфяной прослойкой.
Примечателен юго-восточный берег озера: во-первых, это единственный заболоченный участок, а во-вторых, здесь находится каменная пирамида, возможно, рукотворного происхождения. Подобные объекты встречаются на территории Республики Башкортостан, и на данный момент не имеют однозначной характеристики о происхождении.
Название озера имеет несколько толкований, особенно популярно связанное с именем некого Иныша, якобы являющегося сподвижником Емельяна Пугачева, орудовавшем в здешних местах. Имя Иныша фигурирует в одной из наиболее известных легенд о спрятанном на дне озера награбленном золоте.
Если подходить к пониманию значения названия с точки зрения науки, то оно еще одно башкирское слово — «йенеш», что в переводе означает «около», «рядом». Такое объяснение очень подходит к географическим реалиям: озера Инышко и Тургояк разделены узким перешейком, и первое расположено совсем близко от второго.
Очередной вариант осмысления названия сводится к переводу башкирского слова «инеш», означающего «маленький». Да, водоем небольшой, но, как отмечают ученые-лингвисты, сами башкиры пользуются этим словом лишь для наименования ручьев и речек.
Таким образом, перевод название символизирует расположение озеро и его скромные географические параметры. Как правило, башкирские аборигены были лишены восточного романтизма, а все названия имели прямолинейную трактовку.
Однако, в наше время некоторые из исследователей пытаются овеять любой подобный топоним неким ореолом романтики, видимо, для большего интереса. Ведь куда интересней, если озеро называлось бы в честь бунтовщика, спрятавшего на дне бочонок с золотом, нежели фактически бы отображало его расположение и размеры.
Самая знаменитая легенда, которую рассказывают местные жители об озера Инышко, связана с восстанием Емельяна Пугачева в 1773-1775 годах. Она гласит, что когда Пугачев со своим войском ходил по Уралу, он однажды разбил свой лагерь на берегу этого озера.
Местные богачи решили откупиться от него, собрали 2 бочонка золота и привезли ему. Пугачев отказался от золота, ведь это — кровь народная. Бочонки полетели в озеро, продавили верхнее дно и, говорят, до сих пор лежат где-то под торфом, а предприимчивые люди разными способами пытаются их найти.
Легенда носит статус «народной», но действительно, около Тургояка есть гора Пугачевская, и даже Пугачевская пещера. В книге С. Власовой «Тургояк. Заповедные уголки Южноуралья» в рассказе «Клады Хрусталь горы» эти события на Инышко описываются так:
Давным-давно это было. Царица Екатерина тогда правила. Среди Уральских гор непроходимых, темных лесов впервые поселились поселенцы на нашем озере Тургояк. Пригнали поселенцев с разных мест: кто говорит из под Тулы, а кто уверял, что из степных краев были люди. Обжили эти места поселенцы. Полюбили Урал. Не зря старики говорили: «Где трудился – там и второй раз родился».
Но тягостно жилось поселенцам. Едучей мошкарой висели над ними наушники, приказчики и надзиратели. Под плетью доводилось работать: лес рубить, выжигать уголь, гнать смолу и везти ее на завод в Златоуст. И работать приходилось с темна до темна. А куда податься? Где правду найдешь? Но вот как-то прискакал в Тургояк дружинник. Добрые вести с собой он привез: за Уралом народ восстал, а в голове восставших Пугачев – атаман.
Шло время. Говорить об этом уже стали смелее, открыто, вслух, не опасаясь хожалых и наушников. А молва о Пугачеве волной разливалась по Уралу, не боясь никого. Вскорости и войска пугачевские появились. Шли и ехали русские, башкиры, киргизы, калмыки, чуваши. Были у них казенные екатерининские ружья, пики, колья, луки, топоры да просто дубины. Двигались эти люди по лесу, впервые прокладывая дорогу к горе, ныне Пугачевой.
На широкой елани у горы остановились. Атаманом у дружинников был Грязнов. Вскоре в стану закипела работа. Запылали костры, появились шатры, шалаши и просто землянки. До самых холодов пробыли здесь пугачевцы. Силы копили. А силы росли. Все новые люди прибывали: шли из соседних деревень, с лесорубок, аулов башкирских. Чем могли – помогали.
В отряде башкир были два друга: один Бокай, а другого Инышем звали. Оба ловкие, смелые парни, знали русскую речь. Ценил атаман Грязнов их обоих. Доверял, самые трудные дела поручал. Под осень подули студеные ветры. Озеро сильно заволновалось. В стан дружинников прискакал гонец от Пугачева.
Приказал Пугачев Грязнову спешно сняться со стана, вести войска в Златоуст, а добро схоронить в надежном месте, дабы не могло оно попасть в руки злодеев. А добро было не малое: дубовый бочонок на пять ведер – полный золотом. Задумался атаман. Куда золото схоронить? И надумал Грязнов держать совет с Инышем, помощником верным. Велел позвать его. Пришел Иныш в шатер атамана.
Положил Грязнов ему руку на плечо, в глаза посмотрел и сказал: «Помоги мне советом и делом. Скажи, куда можно клад схоронить? Где найти надежное место, чтоб не попал он злодеям?» Задумался Иныш, а потом к атаману приник: «Знаем мы такой мест. Вон тот сторона, видишь, есть темный урман. Урман эта на горе, а в урмане золото лежит. Туды бочка тащить нада. Нет в озере дна. Да и озера не найти. Нету дорога там. Своя дорога проложим».
Наутро, когда весь стан еще спал, загромыхали колеса телеги. Лошади тащили клад в гору. Впереди шел Иныш и показывал путь, за ним шли дружинники, расчищали дорогу от валежника. Рядом верхом на коне ехали Грязнов и Бокай. Путь до озера был невелик, но труден. Довелось расчищать урман, объезжать болота, и, только когда солнце стало садиться за ближней горой, довезли клад до места.
Из сухостоя плот сложили. Вкатили на него бочонок. На плот взошли атаман Грязнов, Иныш и Бокай. В руки они шесты взяли и отпихнулись ими от берега. Доплыли до середки и бочонок скатили в воду. На другой день отряд атамана Грязнова покинул стан. Прошло время. Согнала отовсюду войска свои царица, осилила повстанцев. Самого Пугачева казнила, а люди его по лесам разбрелись. А слухи о кладе разошлись по всему свету.
Жил в этих местах один богатый бай по имени Садык. Имел он большие богатства, но все было мало ему. Долго думал, богач как взять клад. И надумал. Озеро на горе. Можно прорыть ров и вода самотеком уйдет. Осушить дно и до клада добраться. Радостный вернулся Садык домой. Собрал много людей и приказал им рыть ров. Стали рыть канаву. Поначалу работа шла хорошо. Чем глубже, тем труднее становилось работать.
Немало каелок сломалось, немало людей изошло, но все осталось по-прежнему – не шли лопаты в землю, будто камень там лежал. Отказались люди работать: «Не можем больше. Сам робь. Аль не видишь, ослеп. Нет дна озеру этому. Сам гранит грызи, а мы уходим. Шабаш!». Так и не довелось Садыку клад пугачевский достать. Будто два гранита этот клад охраняли. Один гранит в земле лежал, а другой – стеной живых людей перед Садыком стоял.
Ещё одна легенда связана с многочисленными кувшинками, которые растут на озере. Легенда гласит, что если девушка в полнолуние сорвет светящуюся кувшинку и проносит её на груди до утра, то ей обеспечено неземная любовь и счастье.
Кувшинок на Инышко множество, но нужна та, что светится. Вода в Инышке в летнее время хорошо прогревается, что вызывает активный рост водяных растений. Среди них встречаются даже романтические водяные лилии и кувшинки. Время их цветения не слишком велико, но хотя бы один раз в жизни стоит полюбоваться этим чудесным явлением.
В сентябре 2004 года в Инышке сотрудница лодочной станции БО «Золотой пляж» поймала медузу и отвезла в Ильменский заповедник. По её словам, летом их там было очень много, но никто не обращал на них внимания.
Медуза, по определению сотрудника Ильменского заповедника Александра Рогозина, оказалась видом краспедакуста Соверба (Craspedacusta sowerbii Lankaster, 1880), периодически обнаруживаемого в разных областях России и Европы.
Родина этой медузы в пресных водах Южной Америке, но она широко распространилась по Северной Америке, а теперь и Евразии, куда она в стадии яйца или личинки попадает с балластом кораблей, яхт, на лапах чаек и других морских птиц, в аквариумах.
В Инышко она могла попасть вместе с оборудованием дайверов или яхтами. Данный вид медуз безопасен для человека. Несмотря на то, что озеро маленькое, оно пользуется популярностью у рыбаков, так как водится в нем, как и в Тургояке, щуки, ротан, окуни, караси, чебак.