kalaputski.ru kalaputski.ru

Это похоже на некую сказку…

Это похоже на некую сказку…

Впервые с картинами Виталия Лукьянца я встретилась на одной из конференций. До сих пор помню тот поток тепла, света и любви, исходящий от его творений, который охватил меня. И поэтому, когда мне в руки пришло несколько авторских журналов «Светло–Яр», я восприняла их как дар судьбы. В одном из них рассказывалось о местечке с названием Радуль на берегу Днепра, недалеко от Чернигова. Вот как вспоминал художник о своей встрече с этим краем:

Название это впервые дошло до моего сознания где-то в начале 1970-х годов. Сначала, точнее, его две первые буквы — РА. И кололи слух: то названием папирусного судна Тура Хейердала, то названием горы Арарат, то вдруг оказалось, что Волгу раньше называли РА. А египтяне так звали Солнце.

Затем — РАД. Вспомнился Радонеж, из которого преподобный Сергий Радонежский. Однажды на почте открыл я справочник индексов, а там названий, начинающихся на Рад, — полстраницы. На шведском языке, например, слово «Рад » означает круг, шеренгу, очередь, совет.

Даже на украинском языке слово «совет» – не что иное, как рада. «Вся власть советам!» — «Вся влада радам!» Скандинавские языки открывают тайну и такого слова, как «дуль». Оно означает сокрытие, хранение. Итак, Радуль – это что-то вроде сокрытого Солнца.

Радуль расположен на берегу Днепра, чуть повыше Любеча, на два географических градуса выше Киева. Координаты: северная широта — 51°49¢, восточная долгота — 30°43¢. Если по широте Радуля описать на глобусе замкнутую окружность, она пересечет так называемое восьмое чудо света — Стоунхендж. Необходимо заметить, что рядом со Стоунхенджем, чуть западней находится некий таинственный Радсток.

В своих исследованиях Виталий установил, что расстояние между Стоунхенджем и Радулем равно диаметру Луны. Координаты Стоунхенджа: северная широта — 51°10¢43², западная долгота — 1°49¢35². То есть Стоунхендж и Радуль лежат практически на одной широте и отстоят друг от друга по долготе чуть больше 30°. Вот такие географические особенности отметил художник. Продолжим рассказ Виталия Лукьянца:

В Радуле я еще побываю, и не единожды. Но в первый раз, уезжая из Радуля, мне до боли хотелось увести на память о нем хоть что-нибудь. Оставалось меньше часа до отхода автобуса, когда местная нищенка, с которой я познакомился чуть раньше, подошла ко мне и, уяснив мое заветное желание, увлекла меня к одному дому неподалеку.

Это похоже на некую сказку…

Когда вместе с хозяйкой мы поднялись на второй этаж, первое, что бросилось мне в глаза, была икона «Образ Всевидящее Око Господне». Она была настолько свежа и ярка до необычности, что я было подумал: «Самоделка». Сплошные круги, красные цвета, синие. Пригляделся, ан нет, — настоящая. А кругом и другие: Богородичные, в окладах, шитые бисером и жемчугом.

Сняли мы икону с полки в углу, завернула хозяйка ее в чистую простыню. Вышел я на улицу. Мои други у дома уже, на лавочке сидят, ждут меня, переживают. Но когда я на лица их взглянул, понял, каким мое собственное было в те минуты.

Икона в киоте и довольно большая, потому всю дорогу от Радуля до Чернигова на коленях ее держал, как драгоценнейший хрустальный сосуд. И потом, когда в Москву привез, налюбоваться не мог.

И действительно, когда я увидела лишь репродукцию этой иконы в журнале, меня поразила ее необычная иконография. И это была еще одна загадка этой земли. Кстати, специалисты из отдела древней живописи Третьяковской галереи не смогли определить время и место зарождения этой иконографии. Я не могу не присоединиться к таким словам Виталия Лукьянца:

Рассказ о Радуле – особый разговор, как и о всех наших радульских перипетиях. Это похоже на некую сказку, но, тем не менее, воплотившуюся в такие реалии, о которых, по–видимому, нельзя молчать, нельзя скрывать, не опасаясь быть наказанным.

Мечта осуществилась

Около десятка лет мое желание посетить загадочный Радуль не исполнялось. Не имея возможность побывать там, я просила многих путешествующих заглянуть в эти края. Но, видимо, мне самой было предназначено побывать в тех местах и найти ответы на свои вопросы. И это случилось в июне 2001 года, когда после моей очередной лекции в Политехническом музее мне предложили участвовать в поездке в Радуль. Я очень признательна людям, давшим мне такую возможность.

Итак, накануне летнего солнцестояния мы отправились на поезде до Чернигова. Город встретил нас хорошим теплом и сообщением, что автобус отправляется до Радуля один раз в сутки ранним утром. А где поселок находится, нам неизвестно. Что делать? Узнаем, что расположен он на берегу Днепра, и до него более 50 километров.

Ограниченная в деньгах и во времени наша команда дойти пешком до намеченного места не могла. Оставалось раскошелиться на такси. Слава Богу, по московским меркам это было не так дорого. И мы рискнули поехать на частной машине к странным людям, как называют радульцев жители Чернигова.

Было время клубники. И весь воздух вдоль трассы пропитался ароматом ягод, в изобилии наполнявших разные емкости по краям дороги. Это было упоительно и предвещало приятные неожиданности. После длительной поездки по хорошей федеральной трассе свернули на сельскую неухоженную дорогу. Она рассекала пространство голой земли до неожиданного открытого шлагбаума в нем, за которым, по словам водителя, начиналась пограничная зона между двумя суверенными государствами – Украиной и Белоруссией. Вот где возникло понимание портала – входа в другую реальность.

И это еще одна встреча с реальной нереальностью. Вдали появилась мощная купа деревьев. Нырнув в неё, мы въехали на небольшую площадь, на которой находился магазин и Дом культуры. От площади отходило несколько улочек. Стояла полная тишина. И это поразило нас, но не нашего водителя. Пожелав нам удачи, он оставил нас в безлюдье и неведении. Встретили одинокую женщину опять же с клубникой. Заглушив преследовавший нас ранее запах вкусной ягоды ее реальным ощущением во рту, стали рассуждать о странности происходящего.

Это похоже на некую сказку…

У женщины, продавшей нам душистую ягоду, мы пытались узнать подробности о месте, в котором очутились. Но она оказалась неразговорчивой. И вообще здесь в воздухе была разлита недоговоренность, какая-то скрытность. Куда идти? Неопределенность нашего положения спасла появившаяся другая женщина, представившаяся сотрудником Дома культуры Валентиной Михайловной и спросившая у нас документы. Мы воспряли. Моя членская книжечка Русского географического общества оказалась действенной, а сумбурное объяснение причины нашего появления здесь Валентину Михайловну удовлетворило.

Очевидно, такие залетные чудаки, как мы, в этих краях не внове. Время нашего пребывания было ограничено сутками. Поэтому мы разделились, чтобы как можно больше узнать о городке, когда-то покорившего художника Лукъянца. Кто-то пошел к руководителю Радульского школьного музея Иногде Владимиру Викторовичу.

Я же отправилась в местную библиотеку, чтобы найти хоть какие-то материалы по истории здешнего поселения, ибо некая таинственность продолжала витать в воздухе. При этом мы обратили внимание, что все, с кем мы встречались непосредственно в поселке, говорят на привычном для нашего уха московском диалекте. Еще одна местная загадка.

Приоткрытие исторической завесы

Что же нам удалось узнать об истории Радульской земли из библиотечного фонда и от местного краеведа Владимира Викторовича? Эта земля богата археологическими памятниками. В частности, в этих краях работала экспедиция известного археолога Б.А Рыбакова. В предместье Радуля и его окрестностях археологами обнаружены поселения эпохи мезолита (более 8 тыс. лет назад); три поселения эпохи неолита (5-4 тыс. до н.э.); четыре поселения эпохи бронзы (2 тыс. до н.э.); городища эпохи раннего железа (8-3 вв до н.э.); древнерусские поселения IX-XIII веков.

Расположение древних поселений на Днепре, очевидно, способствовало активной торговле даже с дальними странами: на раскопках были найдены римские монеты. Собранные материалы следопытами Радульской школы свидетельствовали о том, что древнерусское поселение на левом берегу было заложено в конце XIV — начале XVII века нашей эры и получило название по расположенному здесь озеру Радуль.

Когда-то это земля принадлежала славянскому племени Радимичей и уже в те далекие времена играла роль пограничья с другими славянскими племенами: дреговичами, северянами и полянами. Можно сделать вывод, что она несла печать особенности с глубокой древности, что заставило при возвращении в Москву более детально ознакомиться с историей данного района.

Перерыв газеты и книги, предоставленные Валентиной Михайловной, я с удивлением узнала, что мы оказались в поселении староверов, пришедших из Москвы несколько веков назад во времена Великого Церковного Раскола. Соборы в 1666-67 годах, положившие раскол церкви, сорвали с обжитых мест большое количество семей, не отрекшихся от старой веры.

Судьба раскидала всех, кто не признал нововведений в богослужении, по ближним и дальним весям: в Сибирь, на Дальний Восток, в Турцию и сюда, на границу с бывшей Польшей. В этих краях ими было основано около 20 поселений. Вблизи на реке Ветке, притоке реки Сож, были основаны самые старые раскольничьи поселения. Центром старообрядчества считается город Новозыбков, также основанный ими.

«Старшина украинская принимала беглецов охотно, давала льготы по налогообложению, разрешила даже построить в Добрянке Ильинскую церковь», – сообщал в газете бывший директор здешней школы, учитель истории Григорий Станкевич. Сегодня он преподает в Сумском аграрном колледже. Считает себя старообрядцем. «По сути, черниговские полковники укрывали староверов от преследования царскими чиновниками».

На землях гетмана Мазепы старообрядцы поповского толка во главе с попом Кузьмой и полковником Гавриловым из церкви Трех Святителей, что на Кулижках (в Москве, недалеко от Покровского бульвара), поселились летом 1678 года. Сказывают, что в Радуле есть даже псалтыри дониконовского периода, а одна из старинных икон XVI века, хранящаяся у кого-то в подполье, расшита бисером.

Люди были гонимы в эти некогда отшельнические, непроходимые леса тишайшим царем Алексеем Михайловичем и царицей-регентшей Софьей, а позже — Петром I. Пока через эти места не прошел с войском на Полтаву Петр I, обнаруживший массу поселений староверов на Черниговщине и в южной части соседней Брянщины, им жилось весьма спокойно.

В ЦГИА УССР обнаружен документ, согласно которому старообрядческая слободка Радуль была зарегистрирована на землях, принадлежавших в то время черниговскому полковнику Павлу Полуботку, лишь в 1708 году после того, как староверы оказали поддержку Петру I в битве против шведов.

По данным статистики за 1900 год, на черниговских землях насчитывалось свыше 62 тысяч старообрядцев. Сколько их осталось нынче? Точных данных нет. Председатель Радульского поселкового совета Татьяна Васильевна Чагина сообщила, что в пяти селах совета их осталось совсем немного. В самом же поселке – несколько десятков. Русские люди, придерживающиеся старых церковных обрядов, подвергались жестоким гонениям со стороны царского правительства вплоть до 1905 года, когда царским манифестом от 17 октября старообрядцам гарантировались права на свободную религиозную деятельность.

Староверы всегда отличались активностью и предприимчивостью. В дореволюционной России черниговские старообрядческие слободы достигли значительного развития в торговле, судоходстве, мануфактурной промышленности. В Добрянке ежегодно проводилось три ярмарки пушнины и красного товара из Великороссии.

В Поддобрянке в XVIII веке был построен путевой деревянный дворец для Екатерины II, когда она совершала путешествие по вновь приобретенным Новороссийским губерниям. В слободе Радуль были зарегистрировано 14 купеческих капиталов, среди них судовщики, занимавшиеся судоходством по Днепру и его притокам, лесопромышленники. С пристани Радуль вывозились известь, смола, стекло, камень, лес, соль.

Это похоже на некую сказку…

После газетного исследования сразу стала понятна сдержанность местных жителей, удивительная сохранность московского говора в столь отдаленных от столицы краях, и антропологическая русскость этих странных людей. Истоки пришельцами не забыты.

Выяснилась еще одна интересная особенность этого района. Сейчас в Радуле пограничный пост — противоположный берег принадлежит уже Белоруссии. Эта земля продолжает с древности и до сего дня быть пограничной: Радульская таможня — была одной из наиболее известных на западной границе России в XVIII веке. Еще в 1772 году через Радуль проходил Емельян Пугачев, хорошо принятый местным населением и получивший в этой таможне паспорт.

Не обошла вниманием этот городок и Великая Отечественная война. 15 октября 1943 года четыре дивизии советских войск вышли к Днепру, создав плацдарм наступления в районе населенных пунктов Радуль-Лоев, и начались бои за освобождение правобережья Днепра от фашистов. Много полегло тогда солдат. Местные жители по своему старинному обычаю крест ставили непосредственно на месте гибели воина, а не устраивали общую могилу.

Встреча с реальной нереальностью

После некоторого погружения в историю Валентина Михайловна проявила о нас заботу, подыскала место для ночевки, позвонив куда-то, попросила хозяев напоить нас чаем. Это оказался старинный дом, в одной половине которого находился детский сад. На тот момент он был пуст. Нам предстояло здесь провести часть ночи до встречи с Днепром. Радушные хозяева согрели нам воду. На другой половине – большой комнате со стенами, по которым проходили глубокие трещины, и с запасной детской мебелью мы и расположились.

В этой комнате была получена необычная фотография, которую можно отнести к разряду паранормальных, так как в Москве физики не смогли объяснить заснятое явление. Имея привычку делать фотоснимки во всех посещаемых мною местах, в этом непримечательном помещении я по какому-то наитию щелкнула затвором фотоаппарата.

Каково же было наше удивление, когда после проявки пленки уже в Москве заметили необычность сделанного кадра. Фотоаппарат зафиксировал плотное слоистое облако чего-то, затянувшего весь потолок комнаты и изливавшегося на улицу через открытое окно! А может наоборот? В любом случае, никакого подвоха, полное отсутствие монтажа.

Это похоже на некую сказку…

Позже нами было высказано несколько предположений, но что это было в реальности — неизвестно. Единственное, что отметил ученый люд, явление не было зафиксировано зрительно от того, что излучение его было вне диапазона восприятия человеческим глазом.

Исходя из опыта, полученного в других геоактивных зонах (по понятиям этнографии — в местах силы), можно предположить, что мы столкнулись с реальными излучениями разлома, определявшим русло Днепра, и которые были усилены возмущениями атмосферы, сопровождающими дни летнего солнцестояния. Итак, было получено пусть ненаучное, но подтверждение еще одной особенности этой земли — высокой природной активности.

После «перекуса» и обсуждения нахлынувшей информации настало время взглянуть на окрестности завороженного ныне «поселка городского типа». По нашим предположениям, сия Земля, находящаяся посередке между Стоунхенджем и Аркаимом, должна была нести в себе нечто необычное. Вся округа утопала в зелени мощных и красивых деревьев. Здесь – красивые заводи с ныряющими утками и одинокой белой козой.

Это похоже на некую сказку…

С дореволюционных времен сохранилось несколько строений, которые можно считать памятниками той эпохи. В большинстве своем добротные избы окружены высокими заборами, в которых напротив окон были сделаны занижения, что позволяло домочадцам созерцать не глухую дощатую стенку, а улицу. Такую конструкцию забора мы видели впервые.

На вершине старого голого ствола аисты устроили гнездо. Можно было разглядеть, как старший из этого семейства зорко оглядывал окрестности, оберегая своего отпрыска. Состояние внешнего умиротворения, тишины и покоя не покидало нас при ознакомлении с окрестностями.

Это похоже на некую сказку…

Постепенно дорога вывела нас к Днепру, широко раскинувшемся на болотистой равнине Полесья, укрытой смешанным лесом. Со стороны реки видно, что во время весеннего половодья вода охватывает с трех сторон поселок, расположившийся на невысоком холме. Стало сразу же понятно, почему именно здесь, в этой низине, во время Отечественной войны был создан плацдарм для наступления наших войск. Даже в этом случае повлияла геологическая особенность данного района.

Выбор места съемки

Предвкушение необычности не покидало нас. Ведь дни приезда были выбраны не случайно. Мы находились здесь в дни солнцестояния, особенность которых отмечена и в древней религии наших предков, которая зиждилась на глубоком чувствовании природы. Учитывая уже накопленные материалы в аномальных зонах, необходимо было выбрать место для ранних утренних съемок в напрвлении всех четырех сторон света.

Такое место предварительно было намечено из следующих соображений: на фотографии видно, что низина находится на уровне воды Днепра. И, действительно, во время половодья ложбина залита водой. Летом об этом напоминает узенький, пропадающий временами ручеек. Но воде удобнее течь по зоне нарушения земной коры. Следовательно, в активные дни, с точки зрения геофизики, над подобным местом можно зафиксировать на фотопленке выплески энергии Земли.

Это похоже на некую сказку…

Выбор места наблюдения оправдал себя. После короткого ночного дрема и бдения на берегу Днепра, мы были вознаграждены. При проявке на фотоснимках были зафиксированы не только так называемые кластеры — белые шарики, предположительно вызываемые излучениями в зонах нарушения земной коры, но и…

С первыми лучами восходящего Солнца в небе, как предвестник его появления, развернулась грандиозная картина, сразу же убедившая меня в реальности картин Чюрлениса. Ощущение величия природы, возникшее в предрассветных сумерках на берегу Днепра под огромным все охватывающим небом, усилилось во сто крат. В игре ночных и утренних красок в четверть неба над горизонтом предстал по пояс суровый Предвестник и Хранитель Солнца.

Это похоже на некую сказку…
Рассвет на Днепре. 21 июня 2001 год

Не передать возникшее чувство сопричастности к великой тайне мироздания во всех временных плоскостях, когда ощущаешь себя стоящей на земле в зоне разлома, идущего с севера на юг, а может, и наоборот, и объединяющего тебя одновременно с Египтом, Русью и Севером. И в то же время ты находишься практически на одной широте, соединяющей два значимых в истории индоевропейцев сакральных района Европы: на западе — Южную Англию, а на востоке — Южный Урал. В этот момент в тебе объединяется весь мир, и ты растекаешься по всей планете.

Насколько удалось воспроизвести это явление на фотографии, вы можете судить сами. Но до сих пор лишь при воспоминании об этом моменте возникает ощущение одновременной и малости, и величия Человека, и преклонения перед нашими предками, умеющими понимать природу и жить с ней в гармонии. И стал понятен выбор места обитания пришедшими из Москвы радетелями старой веры. При этом пришло ощущение принадлежности этого ныне забытого местечка к чему-то более глобальному и значимому в истории наших предков.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram, VK или OK. Там ещё больше интересного.
+1
326
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Наш сайт использует Cookie. Запретить обработку cookies можно в настройках Вашего браузера.