На левом берегу Оки, в семи километрах от села Кольцова Ферзиковского района, находится большой, глубокий, заросший лесом овраг Любовец, начинающийся близ деревни Михайловки и оканчивающийся у Оки.
Берега Любовца очень обрывистые, в нем имеются выходы красных, синих и темно-красных глин. По крутому правому склону оврага, близ его устья, хорошо видны выступающие мощные слои известняков и входы в штольни, расположенные на высоте 30 метров над уровнем реки на естественных террасах.
Фото: Юлия Свиткова
Это и есть так называемые Кольцовские пещеры — остатки сохранившихся с XIX века выработок мраморовидного известняка, который использовали для строительства белокаменной Москвы и других городов русских. Местные жители еще помнят услышанные от предков рассказы, как вырубленные в глубине земли известняковые блоки на лошадях, проходивших по некогда высоким коридорам, доставляли на поверхность.
Затем камень выравнивали и переносили от рабочей площадки на деревянный желоб, проложенный до самой реки. После этого из пруда, специально устроенною на берегу, в желоб пускали воду, и на такой «гидросмазке» камни легко скользили к стоящим у пристани баржам.
Фото: Юлия Свиткова
Среди спелеологов ходят многочисленные легенды и предания о том, что были в том районе и подземелья якобы жившего там одного из сподвижников Петра I графа Воронцова, занимавшегося колдовством и чернокнижьем. Поговаривали, что создал он для своих нужд целый подземный лабиринт, состоящий из шести ярусов, в котором он проводил свои секретные опыты.
На первом сверху «этаже» добывали камень для усадьбы графа, а подземные ходы использовались им для тайных вылазок. Второй ярус представлял собой ключ к лабиринту: там располагалось кровавое озеро и стояли мистические Стражи, не пускавшие посторонних ниже — на третий ярус, где находился алтарь, на котором приносил Воронцов в жертву Сатане невинных младенцев.
Этажом ниже располагалась восьмигранная комната, в которой замурована знаменитая Черная Книга в переплете из человеческой кожи, дающая владельцу абсолютную власть над миром. Еще ниже находилась сокровищница графа, где хранил он нажитые праведными и неправедными путями золото, серебро и драгоценные камни.
На самом последнем — шестом ярусе чернокнижник обустроил винные погреба, которые находятся под Окой, а выходы из них имеются и на правом берегу реки, да только никто не знает где они.
Несмотря на все старания спелеологов, подземную графскую лабораторию обнаружить не удалось, но зато достаточно хорошо была изучена ближняя часть Кольцовских пещер, имеющая вполне приличную длину ходов — свыше 800 метров.
Фото: Юлия Свиткова
Проникнув в «Центральный вход» и пройдя коридором, можно попасть в небольшой, но уютный зал «Хата Хана». В центре его высятся три каменных столба, на стенах видны следы инструментов каменотесов, а в горизонтальных слоях черной глины блестят конкреции кристаллического гипса. Сегодня эти кристаллы служат сувенирами, а когда-то их тонкие пластины, так называемые «Марьины стекла», вставляли в оконные рамы вместо дорогого в те времена обычного стекла.
От зала подземная галерея ведет к полузавалу. Это граница пещеры для «непосвященных». Если преодолеть каменную глыбу, закрывающую ход, то впереди виден «Вход в Ад» — полукруглое отверстие в стене, забитое плотно утрамбованной глиной. Существует легенда, что именно здесь начинался ход на второй, нижний ярус пещерной системы. Он оказался перекрыт «в одну ночь».
Среди жителей расположенных поблизости деревень ходили многочисленные рассказы о том, что после войны в пещерах долгое время укрывались дезертиры, которых сотрудники НКВД «выкуривали» гранатами.
Во многих местах катакомбы пересекают естественные трещины, иногда достаточно широкие и вполне доступные для путешествий вниз. По одной из них удалось пробраться на глубину 13 метров. Именно с этими трещинами спелеологи связывают надежду попасть на нижние ярусы и обнаружить там прибежище графа-чернокнижника.
Фото: Юлия Свиткова
Одну из частей каменоломен спелеологи называют «Газами». Люди, проникающие сюда, слышат странные голоса, а также голоса своих друзей и близких. По версии спелеологов, через трещины сводов и стен пещеры просачивается галлюциногенный газ, вызывающий у людей изменения психики.
Несмотря на то, что большая часть катакомб никому не известна, а многие лазы взорваны, пещеры часто посещаются энтузиастами-исследователями и просто любителями «острых» ощущений.