В долине реки Молототси живет племя лобеду, согласно преданиям, пришедшее туда с севера и, установив свою власть, насадившее новые порядки и обычаи. Вождями этого племени всегда являлись женщины династии Моджаджи, которая ведет свое происхождение от правителей некогда могущественного государства Мономотапа, созданного племенем (кланом) каранга.
Расцвет империи пришелся на XIII—XV века. В XVI веке сыновья мвене мутапы — верховного жреца и военного предводителя племенной знати, начали ссориться между собой по поводу раздела владений состарившегося отца. В конце концов, каждый сын основал собственное королевство и объявил себя независимым мамбо — вождем, раздробив легендарную Мономотапу.
Один из сыновей позднее взял имя Мулозви и принял на себя правление горного региона Зимбабве. Вскоре после раскола незамужняя дочь Мулозви Дзугудини родила сына Макафимо, отказавшись назвать отца ребенка. Им, предположительно, был ее брат.
Растущие подозрения последнего вынудили ее в конечном счете бежать из племени. С собой Дзугудини унесла священные четки, связанные с дождем талисманы и знание, как все это применять. В сопровождении нескольких последователей она двинулась на юг.
Группа обосновалась в отдаленной долине реки Молототси, к востоку от Дуивелеклуфа, на местности, именуемой сейчас Северо-Восточным Трансваалем. В силу кровосмесительной связи Дзугудини с ее братом, к поселенцам стали относиться как к новому племени, получившему название лобеду.
Примерно в 1800 году для лобеду наступил период гражданской междоусобицы, разрешившейся восхождением на трон женщины — Моджаджи I. Она стоит первой в длинной веренице всемогущих королев дождя. С тех пор этот титул передается по женской линии.
Моджаджи I принесла племени долгожданные мир и процветание. Со временем ее стали называть «правительницей дня» и описывать четырехгрудой властелиной дождя, никогда не открывающейся внешнему миру и живущей в священной роще на краю обрыва высокого и окутанного облаками холма.
Королева дождя у своего крааля
По сравнению с такими племенами, как зулу, коса, венда и педи, сила и численность лобеду не выглядели впечатляющими. Тем не менее, магия Моджаджи считалась столь могущественной, что королева получала подношения и прошения от влиятельнейших вождей, включая самого Чаку. Для зулусов она вообще была величайшей волшебницей севера, обладавшей способностью обращать облака в дождь.
Авторитет королевы дождя был незыблемым, и даже во время мфекане, когда волна смерти и разрушения пронеслась по земле, ее владения остались нетронутым заповедником. Приблизительно в 1850 году Моджаджи I умерла, и соответствующие ее статусу полномочия и власть были тайно переданы ее дочери Моджаджи II, которая наделила титулом властелины дождя Моджаджи III, та в свою очередь — Моджаджи IV, вверившую магию дождя Моджаджи V.
По традиции, после коронации королева берет себе в жены женщин, которые жили с ее родственниками-мужчинами, выплатив их семьям деньги — своеобразный выкуп. Дети, рожденные от этих женщин, считаются собственными детьми королевы. Тем не менее, у нее тоже могут быть дети, но только от родственника, чья личность остается тайной.
В 2003 году в возрасте 25 лет королевой дождя стала Макобо Констанция Моджаджи, скончавшаяся через два года от менингита. Она стала первой правительницей, получившей обычное школьное образование. Ее 14-летняя дочь Масаланабо Моджаджи, оставшаяся без матери в трехмесячном возрасте, является единственной наследницей трона династии Моджадзи. По достижению 18 лет она официально будет признана королевой дождя.
Макобо Моджаджи VI
Не так далеко от Дуивелеклуфа крутая извилистая дорога сворачивает к столице королевы дождя, расположенной на склоне холма и отороченной сверху рощей. Столица представляет собой скопление круглых хижин с тростниковыми крышами, обнесенное деревянным частоколом, украшенным причудливой резьбой в виде лиц и устрашающих копьевидных форм, пучками непонятного происхождения волос и таинственными черепами.
Внутри этой цитадели простирается большой открытый двор, в центре которого высится врытый в землю магический шест, притягивающий к себе людей во время собраний. Покои королевы обособлены, туда допускаются только избранные посетители.
Масаланабо Моджаджи / Фото: AFT
Народ вынужден преподносить свои просьбы о дожде с осторожностью и долей осмотрительности. Бывает, просители устраивают долгие танцы возле крааля королевы летом в надежде, что это побудит ее сжалиться над ними.
Если возникает предположение, что королева особенно кем-то недовольна, в ее цитадели каждое утро собираются замужние женщины со всех окрестных деревень, которые танцуют и поют, провозглашая: «Нас убивают из-за призрака в людском обличье», — и подразумевая, что их наказывают за чужое преступление.
Осуществлять свои функции королеве помогают шаманы племени, сами по себе являющиеся влиятельными фигурами, которые могут действовать независимо. К шаману, например, обращаются за вызовом дождя в определенном районе. И все-таки магия, которой он владеет, полностью зависима от королевы: если она по некой причине захочет задержать дождь, он не пойдет. Возможности королевы, в свою очередь, основываются на согласии ее предков.
Моджаджи крааль
Ритуалы вызова дождя остаются строго охраняемой тайной и традиционно проводятся весной. В Южном полушарии весна приходится на сентябрь, октябрь и ноябрь. Церемонии, в которых принимают участие только члены королевской семьи и королева, читающая дождевые молитвы, проводятся в пяти разных священных местах в течение пяти дней.
Во время ритуала отобранную корову поят специальным пивом, поют и танцуют во дворе дворца, где находиться в обуви строго запрещено. Перед тем, как начинается прочтение призывающих дождь молитв, оставшееся пиво делится между членами семьи — молодыми и старыми. А вечером проводятся танцы с особыми божественными песнями.
Магические амулеты королевы хранятся в специальных глиняных сосудах в местах с ограниченным доступом. Эти емкости считаются необычайно ценными и могут быть показаны лишь снискавшему многолетнюю дружбу человеку. Говорят, что магия королевы черпается из человеческого черепа. Рога животных также используются в церемониях, однако основным атрибутом является кожа умерших вождей и их влиятельных советников.
Другие используемые в ритуалах компоненты — это жир млекопитающего ящера-папголина, считающегося королевским животным, части тела антилопы куду, перья некоторых птиц, кора и различные коренья, черные и белые морские ракушки, а также морская вода — поскольку она пенится.
Теперь, когда мир изменился, почитателей Моджаджи, конечно, поубавилось. Тем не менее, ее сила и влияние остаются, и ими не пренебрегает даже белое население региона.