kalaputski.ru kalaputski.ru

Искусство помнить

Искусство помнить

Воспоминания формируют нашу личность, и что от нее останется, если они исчезнут? Насколько было бы лучше, обладай каждый человек абсолютной эйдетической памятью. Эйдетическая, она же фотографическая, память (от греческого слова «эйдос», то есть «образ») — способность вспомнить практически любой когда-либо увиденный зрительный образ. Посмотрел человек пару минут на фотографию, и она отложится у него в памяти на всю оставшуюся жизнь, то же самое с фильмами, страницами книги, не говоря о реальных событиях.

В ряде случаев эйдетическая память выходит за рамки зрительного восприятия, распространяясь и на звуки, когда те неразрывно связаны с картинками. Некоторые специалисты также различают понятия эйдетической и фотографической памяти, относя к первой яркие и красочные зрительные и звуковые образы, а ко второй — запоминание исключительно текста и цифр, без какой-либо визуализации.

Особняком стоит феномен гипермнезии, позволяющий личности помнить и воспроизводить огромные объемы информации. Более частный случай — гипертимезия. То же самое, но только для тех данных, что касаются собственной личной жизни.

Искусство помнить

Все эти понятия, а также их вариации зачастую смешиваются в одну кучу, называемую абсолютной памятью, причем не только в мутной трясине общественного сознания, но и во вполне серьезных статьях по психологии. Кто-то заявляет, что истинной эйдетической памяти и вовсе не существует, кто-то обещает помочь ее развить всего лишь за серию совсем недорогих курсов. Последние, впрочем, вероятнее всего, мошенники.

Но как быть с реальными личностями, историческими и не очень, проявлявшими ту самую «несуществующую» совершенную память? Не секрет, что Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт находятся в списке величайших полководцев в истории из-за своих побед и впечатляющих умственных способностей. В том числе, каждый из них проявлял чудеса памяти. Цезарь знал в лицо каждого из 25 тысяч солдат своей армии. Наполеон помнил все просмотренные карты местности и расположения войск.

Но это полководцы и правители, а что насчет других и более близких нам по времени? Один из самых ярких примеров — Никола Тесла, которого одни превозносят как изобретателя всего на свете, другие — как выдающегося ученого, но наглого хвастуна.

Искусство помнить

И все же достижения сербского гения невозможно не признать, а его невероятная память упоминается почти в любой биографической сводке. К примеру, обожаемого «Фауста» Гете ученый мог цитировать наизусть, а это более 400 страниц не самого простого текста. Кроме того, Тесла свободно разговаривал на восьми языках: сербско-хорватском, латинском, итальянском, немецком, английском, французском, венгерском и чешском.

Знакомые Теслы рассказывали, что он редко вел записи, поскольку почти всю нужную информацию запоминал. И это пригодилось ему в 1885 году, когда после страшного пожара в лаборатории пришлось восстанавливать по памяти большинство хранимых там изобретений.

Еще ближе к современности располагается американец Ким Пик, послуживший прообразом для знаменитого персонажа из «Человека дождя». В отличие от героя из фильма, Пик не получал баснословное наследство и не отправлялся с братом в автомобильное путешествие через всю страну, но его память была даже более впечатляющая.

Неспособный нормально застегнуть рубашку, чудак с нелепой походкой помнил около 12 тысяч прочитанных книг и десятки тысяч более мелких текстов — рассказов, статей, телефонных справочнико. Пик мог без запинки воспроизвести все международные телефонные коды и почтовые индексы, все возможные дорожные карты США, а также тысячи музыкальных произведений. При этом с возрастом его память не угасала, а, напротив, обострялась.

Наконец, американская актриса Мэрилу Хеннер может похвастаться тем самым редким случаем гипертимезии, с высокой точностью вспоминая каждый день из своей жизни, начиная с раннего детства. Процесс подобных воспоминаний, по ее словам, не вызывает никаких усилий — словно нажимаешь кнопку на плеере, и начинается воспроизведение.

Примерно на этом моменте читатель может воскликнуть: «Так это же прекрасно!» — и начать листать многочисленные интернет-статьи с советами по развитию абсолютной памяти. Но есть причина, почему гипермнезия и гипертимезия, как правило, считаются психическими расстройствами, а не даром Божьим.

Искусство помнить

Умение вспоминать, будто нажать на кнопку в плеере, приходится один раз на десятки случаев, а в остальных — воспоминания из суперпамяти вылезают на поверхность без спроса, затмевая для человека настоящее, попросту мешая жить. Более того, многочисленные исследования показывают, что механизм забывания ненужной информации критически важен для усвоения новых знаний.

И дело касается не только цифр из старых счетов и паролей, но и впечатлений и переживаний. Мы бережно храним в памяти дорогие нам моменты личной жизни, например похвалу от родителей, первый поцелуй, рождение ребенка. Но с тем же успехом память схватывает и негатив, заставляя возвращаться к постыдным и печальным воспоминаниям против нашей воли.

Вы когда-нибудь не могли заснуть, вспоминая ошибки юности? Не решались на серьезный шаг в отношениях, обжегшись много лет назад? А ведь всему виной хорошая память, пусть и крайне избирательная. На ошибках важно учиться, а не зацикливаться, но гипермнезия и эйдетика вашего мнения спрашивать не будут. Добро пожаловать в бессонные ночи с размышлениями, что вы в жизни сделали не так. К слову, сон — один из важнейших механизмов для поддержания здоровой памяти, позволяющий сглаживать ненужные острые углы.

Искусство помнить

Человеческий мозг — очень сложный механизм, и до сих пор до конца неизвестно, каким образом и где хранятся определенные воспоминания. Жалуясь на плохую память, мы обычно подразумеваем что-то конкретное — дни рождения, забытые ключи и телефоны, пароли, пин-коды, домашние обязанности. Как раз в такие моменты за спиной всплывают призраки Цезаря и Теслы, хихикающие над жалкими смертными, неспособными прикоснуться к их величию.

Только вот забавный факт: с высочайшей вероятностью Цезарь тоже забывал о бытовых мелочах, как и мы с вами. Лица солдат помнил, а куда положил любимый ремень — нет. Потому что за разные воспоминания отвечают различные участки мозга, которые далеко не всегда дружат. Мнемонист Брэд Уильямс как-то заметил, что, несмотря на потрясающую память, он постоянно теряет ключи и не может их найти. Зато, в отличие от всех остальных, точно помнит, в какой день это произошло.

Соблазн абсолютных воспоминаний вполне понятен, но все же не стоит завидовать ушедшим и живым гениям. Реальные и не особо сложные упражнения для развития необходимых областей памяти без необходимости «фотографировать глазами» каждый прошедший день доступны повсеместно. Память о нужных вещах — настоящее искусство, но оно неполноценно без возможности забывать.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram, VK или OK. Там ещё больше интересного.
+1
306
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Наш сайт использует Cookie. Запретить обработку cookies можно в настройках Вашего браузера.