Каждое воспоминание жителей блокадного Ленинграда представляет большую ценность для истории, особенно сейчас, когда военное поколение постепенно уходит. Оттого так важно сохранить такие рассказы и довести до широкой общественности.
Жители МО «Екатерингофский» выкладывают свои блокадные истории в ВК-сообществе «Музей Екатерингофа», которое создал и курирует глава округа Екатерингоф депутат Олег Смакотин. Юрий Ефимович Давыдов поделился своими детскими воспоминаниями о новом годе 1941-1942. Он мечтал о новогодней ёлке, однако за неё пришлось бы расплачиваться драгоценным хлебом – ёлка стоила 200 грамм. Поэтому было решено идти за ёлочкой в лес.
Ближайший подлесок находился за Автово, где уже начиналась зона контроля. Вместе с отцом они сумели незаметно пройти через первую заставу у «Кировского завода», а вот кладбище на речке Красненькой их остановили (сейчас там находится памятник танку Победы Т-34).
«Эй, ребята, вы что, к немцам в гости собрались? Смотри, какие богатыри, за ёлкой в лес бегут», — окрикнул их сторожевой, сразу сообразивший цель похода, когда увидел 10-летнего ребенка.
Офицер распорядился дать им ёлку, и, счастливые, отец с сыном пошли с двумя деревьями на санях в сторону Нарвской заставы, как тут начался немецкий обстрел. Немцы прицельно стреляли по улицам и домам из пушки «Берта», так что приходилось перемещаться перебежками и пережидать прицельный огонь в укромных местах. До дома они добрались целыми и уже вечером наряжали свою новогоднюю красавицу, как в мирное время.
Много чего ещё мог бы вспомнить Юрий Ефимович, который пережил блокаду с сознательном возрасте и повидал многое. Некоторые из его пассажей цензура не пропустила бы в советское время. Взять к примеру такое:
«Насколько меньше сейчас можно прочитать о нескольких сотнях 75-мм пушек, изготовленных в декабре 1941 года и отправленных под Москву отбивать атаки немецких танков, о том, как еще по неокрепшему льду Дороги жизни танки «КВ» везли на специально сколоченных бревнах свои башни, потому что только так они могли переправиться. Даже в дурном сне невозможно представить, что в цехе, где изготовляли пороховые шашки реактивных снарядов для «катюши», стояли бочки, в которых для того, чтобы хоть как -то обогреть цех, горел открытый огонь».
Однако сегодня, когда нацизм вновь поднял голову в соседней стране и вольготно чувствует себя в Прибалтике, пора откинуть формализм при оценке сложного и противоречивого прошлого.