Отца Зосиму Сокура (1944-2002) на Украине почитают, как в России – о. Николая Гурьянова. Схиархимандрит Зосима был духовником Донецкой епархии, предсказал войну на Украине и очень не советовал враждовать двум странам – России и Украине.
Он был рожден в тюремной больнице, пережил 4 клинических смерти, вышел живым из камеры пыток. Перед смертью говорил: «Когда я умру, вы будете знать – часы на моем столике в алтаре остановятся». Часы остановились 29 августа 2002 года в 23 часа 45 минут.
К 70-летию со дня рождения
Иван Алексеевич Сокур (так звали старца в миру) родился 3 сентября 1944 года в селе Косолманка Свердловской области. В 1961 году окончил среднюю школу в городе Авдеевка Донецкой области. Затем учился в Донецком сельхозтехникуме и занимался гражданской работой. С 1968 по 1975 год учился в духовных семинарии и академии в Ленинграде. Академию окончил со степенью кандидата богословия и принял монашеский постриг с именем Савватий, был рукоположен сначала в иеродиаконы, затем – в иеромонахи. После учебы несколько месяцев прослужил в Одессе, после чего в декабре 1975 года был принят в клир Ворошиловградско-Донецкой епархии. В 1980 году возведен в сан игумена, в 1990-м – в сан архимандрита. 21 августа 1992 года был пострижен в схиму с именем Зосима.
Пять лет назад в Святое Воскресенье нам довелось поклониться православной святыне в селе Никольском Волновахского района, близ Донецка, где стараниями этого удивительного человека возрождены, даже созданы два монастыря. Почивший 29 августа 2002 года, в день попразднования Успения Богородицы, что и предсказал, 58-летний старец Зосима снискал немалую славу среди православных. И хотя его уже при жизни называли донбасским, донецким святым, о нем знали в Иерусалиме и на Святом Афоне, в Москве и Киеве. И приезжали к нему за спасительным словом, советом, помощью, благословением – порой весьма издалека. Теперь в часовню, где он покоится, стекаются люди просить молитвенной помощи старца – так же, как приходили к нему при его жизни.
Удивительно, но, в сущности, за 6 последних лет жизни отец Зосима, возродив и старые храмы, возвел посреди донецкой степи почти что лавру. Причем, как сказали бы сегодня, с «евростандартом». Здесь все благолепно – старые и новые храмы, современного вида жилые и административные строения и растительные насаждения. Березовая аллея здесь приведет вас к огромному белому собору Успения Богородицы – копии одноименного собора Московского Кремля. Мы стоим перед Успенским собором Никольского монастыря и вспоминаем итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти, даровавшего нам эту московскую красоту и самого, в свою очередь, вдохновившегося Успенским собором древнего Владимира. Тогда в Успенском соборе в Никольском, как водится на Пасху, был открыт алтарь, открыт пасхальный праздничный хлеб, а также икона «Сошествие во ад», – единственный иконописный образ главного праздника Православия. Страшное название, не правда ли? Не к сегодняшней ли нашей жизни?
Мы помним слова старца Зосимы, всегда призывавшего православных Украины не покидать покровительства Московского Патриархата, а коль впавшие в ересь самосвятства отщепенцы продолжат речь о так называемой «поместной церкви», оставаться монастырями и даже отдельными приходами под каноническим омофором, а не уходить под самостийный, выдуманный амбициозными и тщетными умами.
Старец был удивительным подвижником и ревнителем Православия, прозорливцем, основателем Успенской Свято-Васильевской и Успенской Свято-Николаевской обителей в Донецкой епархии. Многие в России знали его, а на Украине его знали все и почитали, как знаменитого отца Николая Гурьянова, ездили к нему так же, как к отцу Николаю со всеми своими скорбями, получая исцеления и узнавая о своем будущем. Да и почил он через три дня после отца Николая. Дату кончины ему Господь открыл заблаговременно. В последние дни старец Зосима раздавал множество указаний (как потом стало понятно, посмертных) братьям и сестрам обителей, всем, кого встречал по пути на службу и с кем виделся в келлии. Одной женщине, например, сказал, чтобы она через 2 дня начала печь пироги и пекла бы их 40 дней без перерыва.
Философская мудрость, сила веры и знание пути для спасения души человеческой сделали его старцем уже в 40 лет. Ведь старец в Православии — это не старый, а мудрый человек, отличающийся прозорливостью и особым молитвенным даром.
Нечего нам ныть, что Бог жестокий, не простит, не помилует – ложь это всё. Бог долготерпелив и многомилостив, Бог всех нас ждет
Отец Зосима просил нас о покаянии, об исправлении нашей собственной жизни, говорил о том, что мы должны уныние и отчаяние полностью гнать от себя. «Свет Христов, радость Христова да сопутствуют нам. Нечего нам ныть, что Бог жестокий, не простит, не помилует – ложь это всё. Бог милостив, долготерпелив и многомилостив ко всем нам, Бог всех нас ждет. Ждет, простирает руки, чтобы мы пришли, дети заблудшие, в объятия Отчие. Отец Небесный прощает, милует и возвращает нам потерянное Царство Небесное».
Имевшие великое счастье общаться со старцем Зосимой возвращались в мирскую жизнь добрее, чище, светлее. Он лечил людские души, тем самым исцеляя тела. Он безгранично любил людей. Всех. И тех, кто пытал его, заставляя стоять сутками босиком на бетонном полу, и тех, кто посылал служить из прихода в приход, подальше от магистралей и цивилизации – чтобы быстрее сломить.
Он крестил детей своих палачей. Он пережил четыре клинические смерти. Он умирал, а потом вставал и служил
Он нес свой крест достойно, не колеблясь в вере. Он крестил детей своих палачей. Он пережил четыре клинические смерти и борьбу с болезнью. Он умирал, а потом вставал и служил. Врачи становились верующими, общаясь с ним и поражаясь его мужеству.
Он был духовным отцом священства всей Донецкой епархии, братии и сестер двух основанных им монастырей, а также любимым батюшкой множества мирян, повсюду следовавших за ним на протяжении четверти века.
«Меня всегда поражало его храмостроительство, – рассказывал митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион (Шукало). – Куда бы он ни пришел служить, везде сразу же затевал капитальные ремонты и строительство. Помню, как в 1980 году, когда я служил еще псаломщиком в Свято-Успенском храме Донецка, на праздник Почаевской иконы Божией Матери мы поехали к отцу Савватию в Александровку на освящение нового престола. Ему удалось сделать этот престол в тот самый период, когда церкви в СССР только закрывали да разрушали. По тем временам это было чуть ли не сенсацией».
По сообщению журналиста С. Голохи, с благодарностью принимая помощь и пожертвования от меценатов, старец, однако, беспокоился не только о благолепии своей обители, но наказывал благодетелям позаботиться и о других храмах и монастырях. Сначала он благословил восстановить Свято-Успенский монастырь в донецком Святогорске, помочь отреставрировать русский Свято-Пантелеймоновский монастырь на Святой Горе Афон и Горненский монастырь Русской Миссии в Иерусалиме, и только потом было развернуто широкое строительство в Никольском.
«Первое, что мне врезалось в память, – вспоминал один паломник о батюшке, – это когда немощного старца под руки привели в «крестилку», он едва сидеть мог, и вот первые слова, которые я от него услышал: “Любовь превыше всего, – и опять повторил, – любовь превыше всего…”»
Что такое христианская любовь? Это когда всех жалко…
«Научись, – наставлял отец Зосима в записочке, – терпению и молитве. Живи чисто. Бог любит чистоту. Воспитывай в себе христианскую тихую любовь и жалость. Что такое христианская любовь? Это когда всех жалко…».
В проповеди о вечном блаженстве старец просвещал: «Господь такое уготовал вечное блаженство, что ни помыслить мы не можем, ни язык человеческий не может о нем рассказать – это глубокая тайна, иное измерение человеческого мышления, восприятия, совершенно непонятное чувство для живущих на земле. Лишь тогда, когда мы увидим это блаженство, тогда мы поймем, что Господь уготовал для всех любящих Его. Одно только можно сказать: это такое озарение восторга духовного, что на земле нет такого восторга. Когда ты восхитишься чем-то, когда ты поймешь что-то возвышенное, прекрасное – вот это состояние приблизительно что-то отдаленно напоминает… Господи, хоть частичку блаженств райских даруй и нам грешным по велицей милости Твоей!»
«Было уже начало двенадцатого ночи, когда я попал к батюшке, – вспоминал раб Божий Владимир. – Он вел непринужденную беседу, шутил, как вдруг неожиданно отключился, закрыв глаза. Я замер, боясь потревожить усталого батюшку. Через две-три минуты отец Зосима пришел в себя и сказал слова, поразившие меня: “Прости, у меня высокая температура – около 42 градусов, не выдерживаю, проваливается сознание”. Получив наставление, около 12-ти я вышел от старца. Благословляя меня на сон грядущий, он произнес: “Ну, иди баиньки. А мне еще свое схимническое правило вычитывать”».
Весь 2001 год старец провел в реанимации. Только под великие праздники его на день-два доставляли в обитель. На Пасху того года схимника привезли из больницы в очень тяжелом состоянии. Возле храма несла дежурство реанимационная машина. Старцу становилось все хуже и хуже – он умирал. Врачи, которые были возле него, настаивали на том, чтобы немедленно вернуться в больницу. За 15 минут до полуночи отец Зосима облачился и отправился возглавлять Пасхальную службу.
Перед самой кончиной схимник сподобился некоего откровения. «Когда я умру, вы будете знать, – говорил старец братии, – часы на моем молитвенном столике в алтаре остановятся». В 23.45 остановилось сердце великого молитвенника. Без пятнадцати двенадцать остановились и часы на столике отца Зосимы в алтаре. «Так закончилось время его земной молитвы, так начался отсчет его молитвенного предстательства в блаженной вечности».
Виктор Янукович, познакомившийся с отцом Зосимой, будучи рядом на больничной койке, а потом обвенчанный старцем с супругой Людмилой, так сказал по кончине своего духовного наставника: «Отец Зосима – великий праведник. Человек с огромной душой, наделенный от Бога великим даром сострадания. Для меня знакомство и общение с отцом Зосимой всегда были большим счастьем. Этот человек обладал очень сильной верой и даром убеждения. Он умел по-отечески наставить, дать правильный совет. Я находил у него поддержку и понимание. Своей жизнью, верой, любовью к ближнему он вселял надежду и оптимизм в наши души. Учил не отчаиваться, не впадать в крайности, любить людей, свою родину, семью. Отец Зосима часто повторял: “Семья – ваш храм. Берегите его”. Он учил быть терпимым, великодушным к врагам, милосердным и справедливым. Отец Зосима был духовным символом православного Донбасса. Верил и нас учил верить в единство и духовное единение всех славянских народов, в торжество правды и веры».
Ко мне и после смерти приходите, как к живому, все расскажите – и я услышу, помогу.
Старец Зосима не только «был», но и остается духовным символом Донбасса. Отойдя в мир иной, отец Зосима продолжает духовно окормлять нас, во исполнение собственных слов: «А ко мне и после смерти приходите, как к живому, все расскажите – и я услышу, помогу».
В своем известном духовном завещании старец указал нам: «Аз, грешный схиархимандрит Зосима, основатель двух обителей – Успенского Свято-Васильевского мужского и Успенского Свято-Николаевского женского монастырей, оставляю последнюю свою волю: и по смерти моей свято и вечно, до последнего издыхания, храните все завещания, те священные традиции, ту особенность служб, записанные братьями и сестрами в монастырском уставе, сохраняя их до малейших подробностей и не допуская никаких отступлений. Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, – беззаконная или “законная”, – автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским. Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия – служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные.
Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви, – правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление, под омофор Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор. Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала нашего столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность.
…Отходя в жизнь вечную, последнее слово глаголю вам, братья, сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви – в ней спасение.
Всем даю из гроба прощение, Бог вас да простит и помилует по Его велицей и богатой милости. Кто приходил ко мне за духовным руководством, держитесь святой обители: братья и сестры помогут вам и наставят на путь спасения…
Подаю из гроба, бездыханный и безгласный, Мир, Любовь и Благословение Божие».
Митрополит Иларион в своем слове на годовщину блаженной кончины схиархимандрита Зосимы сказал: «Из уст в уста передавайте о его молитвах, поучениях, деяниях – из поколения в поколение, ибо среди нас жил воистину великий человек: духовник, монах, наставник, друг, брат и отец…»
Пророчества
Газета «Комсомольская правда» в 2018 году написала статью о нем, и в материале привела цитаты из его пророчеств:
«И сейчас, в наше время, колотня с Киева вся начинается – матери городов русских, с колыбели. И оттуда покатится эта колотня по всей земле Русской, не минует ни Россию, ничего, кругом будет беснование». («Проповеди. Слово о Святой Руси», стр. 105)
«Времена тяжкие, не надейтесь на лучшее. Будущее поколение ещё хуже: стеклянные глаза все, оружие везде. Он может в любую минуту в тебя выстрелить ради забавы. Такое время сейчас лукавое идёт, мир в тяжком зле лежит. Уже борьба приближается антихристова и жуткое растление и падение нравов у общества нашего, что мы и видим». (там же, стр. 72)
В группе ВКонтакте «Крупицы мудрости духовной» читаем выписку из его проповедей (Слово о Святой Руси):
«Мы стоим в храме Божием, и нам Господь кое-кому уготовал уже венец мученичества. И нам кое-кому придется и страдать, и кровь пролить, и невинные тяжкие страдания — Голгофу пройти, чтобы, через это очистившись от грехов, дойти до Небесного Царствия, до вечности дойти».
«Самое страшное будет для антихриста – это монашество и монашеская одежда. Бояться будет этого апостольника и мантии монашеской антихрист. Хоть и будет мучить монахов крепко, но победить их не сможет».
«И сейчас, в наше время, колотня с Киева вся начинается — матери городов русских, с колыбели. И оттуда покатится эта колотня по всей земле Русской, не минует ни Россию, ничего, кругом будет беснование. Но Россия устоит, и там будет очень благодать большая, даже силы ада, антихриста, не одолеют Русской Православной Церкви».
Некоторые пророчества можно прочитать на сайте 3rm.info, как источник. указаны те же «Проповеди. слово о Святой Руси», «Проповеди Рождественского поста: Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы», «Проповеди Великого поста: Неделя Торжества Православия» и «О чем душа скорбит: Жизнеописание, пастырские труды, воспоминания духовных чад схиархимандрита Зосима».
«И чувствовать духовным оком нужно: конец действительно приближается… Конец. Времена антихристовы уже вот-вот, приближаются. Печать антихристова уже скоро, будут бедствия тяжкие, будут скоро уже. Приближаются…»
«Гнев Божий — войны — приближается стремительно, и никуда мы не денемся. Как бы мы ни кричали о мире, как бы и то и другое… Мы сами уже гнев Божий приближаем. На наши главы упадет эта огненная чаша гнева Божия, беда будет».
«Если бы вы видели конец своих детей, которых вы собираетесь зачинать, то никто не подумал бы об этом даже, чтобы этого заведомого мученика родить, на белый свет пустить. Да на что ж оно нужно?! Вот такие времена наступают. Блаженны те, которые не рождали, и те сосцы, которые не питали…
Будет тяжкая только жизнь и тяжкое горе со слезами и кровью будет… Тяжкие времена идут. Сами видите: бомбы падают. Сегодня — на Сербию. Завтра, придет время, эти натовцы-сатанисты будут на Киев бросать эти бомбы и на Москву пойдут».
«И скоро придет время, преступников будет больше, чем нас, нормальных еще более или менее людей».
«Время антихриста близко уже. Сами мы чувствуем, как беззаконие усиливается в мире, как Евангелие — Слово Божее — скоротечно проповедуется во всем мире и как люди отходят от Церкви, во зле, в гордыне пребывают, в своем «я» сектантском пребывают, заблуждаясь сами и людей заблуждая, на путь лжи наставляя»
«Будет стоять монашество войском против антихриста до скончания века. Сколько еще преподобномучеников будет монахов, сколько еще подвижников иноков будут, которые мужественно встанут, когда все поклонятся антихристу»
«Так что дух Руси могучий, непобедимый всегда!.. Медведь-то русский спит-спит, терпит-терпит, но уж как проснется, как в лапу мохнатую эту дубину возьмет, как раскрутится, то и вся масонская Европа полетит тогда от этой дубины настоящей, русской, святой».
«Святые старцы говорили: «Православие в чистоте сохранится лишь только в Русской Православной Церкви. Остальные все отойдут, все впадут в прелесть бесовскую, а Русская Православная Церковь сохранит чистоту веры до пришествия антихриста»… Вот последний денек антихриста. На Руси будут гореть светильники истинной веры. И не погасит их ни прелесть бесовская, ни гонения, ни какие-то другие ухищрения сатанинские. Светильники будут гореть на земле святой русской».
Почитаемый в Донбассе старец Зосима
20 лет назад загадочный старец Зосима в своей последней проповеди перед уходом в вечность говорил: наша победа неизбежна.
Отец Зосима: «Чтобы не было этих киевских бандитов, Филаретов и прочей нечисти! Чтоб возрождалась у нас не какая-то там безликая Украина, а Киевская Русь! Чтоб Русь возрождалась! Наш патриотизм Руси Святой!»
В пророчествах святого отца четко сказано, что битва продлится три года.
Отец Феофан, последователь отца Зосимы: «Первая Пасха — кровавая».
24 апреля 2022 года Зеленский устроил кровавую Пасху для мирных жителей Донбасса. Под огнем оказались Горловка, Дружовка и Васильевка. Первое предсказание старца уже сбылось. Что будет в этом году?
Отец Феофан: «Вторая — голодная».
Отец Феофан предпочел не разъяснять, о чем именно в этом пророчестве предупреждал украинцев Зосима. Но, скорее всего, голодная Пасха будет выглядеть так:
Житель Украины: «Вот так мы тут и живем. Жрать нечего, воевать тоже нечем, да уже и некем».
Очередной пакет военной помощи, вполне возможно, как весь прошлый год, наполовину разворуют в Киеве, а часть продадут на передовой. Родственники пропавших боевиков ВСУ по-прежнему будут ходить на митинги и на голодную Пасху напрасно ждать воскрешения близких.
В 2024 году, согласно пророчествам старца Зосимы, Зеленского ждет полный разгром, если считать Пасхи от начала спецоперации.
Отец Феофан: «Третья (Пасха. — Прим. ред.) — победная».
Пасха в 2024 году выпадает на 5 мая — получается, это и есть та самая дата судного дня для главарей киевского режима.
Отец Зосима: «Вечный покой всем воинам, защитникам нашим на поле брани! Жизнь за царя русского и Отечество положившим».
Зосима умер летом 2002 года, но его предсказания до сих пор поражают точностью. Так, почитаемый в Донбассе провидец знал наперед, что на Украине в 2014 году произойдет переворот. Старец предупреждал, что в Киеве будут запрещать русский язык. В настоящее время ВСУ пытаются стереть с лица земли основанный Зосимой Свято-УспенскийНиколо-Васильевский монастырь в Донбассе — и всё из-за пророчеств старца.
Старец Зосима: «Запад был враг наш, и остается врагом, и будет врагом нашим, недоброжелателем. Этот Совет Европы сатанинский, ничего хорошего он нам не принесет… Днепр святой — это наш русский Иордан, и мы должны одуматься, соединиться вместе в единую державу нашу русскую… Чтобы прошла вражда между славянами. Чтобы единым русским народом мы себя чувствовали: и Россия, и Украина, и Белоруссия».
Военный конфликт на Украине был предсказан задолго до его начала, считает отец Феофан
Бывший пленник СБУ, донбасский священник отец Феофан рассказал, как сбываются пророчества знаменитого старца Зосимы Сокура. Батюшки, который когда-то предсказал и боевые действия на Украине, и дальнейшую судьбу основанной им Свято-Никольской обители в Волновахском районе Донецкой области. Как начнут палить по храмам, как придется служить в подвалах. А стареньких монахинь едва успеют вывезти подальше от обстрелов. Чем все разрешится? И что, согласно его предсказаниям, теперь ждет сам Киев?
Духовника Донецкой епархии, провидца Зосимы Сокура не стало еще 20 лет назад. Однако его предзнаменования удивительно точно передают суть сегодняшней ситуации на Украине.
«И сейчас, в наше время, колотня с Киева вся начинается — матери городов русских, с колыбели, — говорил он. — И оттуда покатится эта колотня по всей земле Русской, не минует ни Россию, ничего. Кругом будет беснование».
Легенды о провидческом даре батюшки слагались еще при его жизни. Отца Зосиму знали и в древних монастырях Москвы, и на Афоне, и приезжали к нему даже из самых дальних уголков всего мира. Кто — за советом, кто — за благословением. Люди верили, что он никому не откажет и поможет найти ответы на самые сложные вопросы.
Прекрасно знал этого старца и иеромонах Феофан, в миру Георгий Кратиров. Насельник Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря, который в марте 2015 года был похищен из обители СБУ и обвинялся в передаче информации ополченцам ДНР. Заключение длилось больше месяца. По воспоминаниям святого отца, его избивали, били током с помощью электрошокера и пытали водой. Это когда кладут на пол в застегнутых за спиной наручниках и поливают, пока не начнешь задыхаться. И кто знает, выбрался бы он оттуда живым, если бы не следовал наставлениям батюшки, прозвучавшим еще задолго до этих событий!
— Отец Феофан, это правда, что нынешний военный конфликт был предсказан несколько десятилетий назад?
— Батюшка Зосима предрекал его еще в конце 90-х. Он говорил, что в Киеве загорится адское пламя, и бесы будут видимым образом бегать по центру города. Потом это огненное колесо покатится на восток, и по Донецку полетят американские ракеты и снаряды — то есть как раз то, что мы сейчас видим!
Только потом, говорил он, придет время, и такие же американские ракеты полетят уже по самому Киеву. Второе пророчество пока не сбылось, но я думаю, что все еще впереди!
— То есть Америка возьмет и пойдет против своих же союзников?
— Мне кажется, что да. Тем более, что тема бывшей Украины уже раздражает ее заокеанских хозяев. Они вздумали повоевать ее руками — не получается! Ведь что не уронят — то сломают. Что не сломали — то украдут. Что не украли — то продадут. Поэтому американцы очень раздражены тем, что бывшая Украина — это бездонная пропасть для американских денег и оружия, и может прийти к тому, что они и сами откажутся от своих связей с Киевом и вообще начнут его сносить своим же оружием. Кто знает, может быть, России придется еще и защищать его от американских ракет!
— Отец Зосима говорил, чем все закончится?
— Он говорил, что будет единство Русской Земли: России, Белоруссии и бывшей Украины. Даты не назывались, да это, наверное, и неважно. Факт в том, что динамика уже пошла. Не как в эти восемь лет, когда все оставалось на одном и том же месте и война велась позиционно годами. Появилось движение и уверенность что «еще немного, еще чуть-чуть — последний бой, он трудный самый»!
Кстати, много чего было предсказано и по самому монастырю (основанному батюшкой Зосимой Свято-Никольской обители. — Примеч. Daily Storm). Он говорил, что большинство зданий будут разрушены. Часть братии уедет, часть — останется и будет жить по подвалам. Вот как оно сейчас и происходит! Что служить придется там же, в подвалах — службы идут в нижнем храме Успенского собора. А богадельня будет вывезена и спасена.
— Ее вывезли?
— Да, всех бабушек и дедушек успели эвакуировать в Свято-Касперовский монастырь на окраине Макеевки. Надо сказать, когда аэроразведка противника увидела приехавшие за стариками машины республиканского МЧС, то начался жесточайший шестичасовой обстрел обители, во время которого игумения обители Анна и некоторые иные сестры получили контузию, но милостию Божией остались живы.
А еще отец Зосима говорил, что меня будут мучить. Эти слова были сказаны мне еще в 90-е во время одной из наших бесед.
«Но только смотри, не вздумай надеяться на свои силы, — говорил он, — а проси у Бога помощи. И вот тогда ты все преодолеешь и не станешь предателем. А понадеешься на свои силы — предателем Иудой станешь».
Поэтому я так много и молился с самого начала. С момента моего похищения и все время, пока был в плену, просил Бога дать мне сил! И только с Его помощью смог никого не выдать!
— А за что вас туда — в тюрьму?
— За помощь разведке ополчения. После чего добрые люди сдали меня куда надо. Приехали в монастырь и выкрали.
Я находился там примерно месяц — с 3 марта по 8 апреля 2015 года. Первые три дня — это были пытки. Потом меня начали водить к следователю и записывать показания, а после стали фиксировать их еще и на видео.
Помню, как сидел на лавке в тире с мешком на голове, а рядом убивали человека. Связанного бросали об пол. Это называется на их изуверском языке «неваляшка». То есть этот мужчина умирал практически на моих глазах: в мешке была дырка — и я смог увидеть его профиль уже сине-коричневого цвета.
А справа — где огневой рубеж — стоял сотрудник СБУ с пистолетом. Он его разобрал, потом собрал. Взвел. Положил… Для убедительности! Вдруг я начну говорить не по тексту. Ну и, конечно, я зачитал на камеру с ноутбука лишь то, что предлагалось.
— То есть сделали, как и просил отец Зосима?
— Да, просил помощи у Бога, и она пришла. И в итоге я остался жив.
— Отец Феофан, а вы помните, каким он был?
— Он был духовно независимый человек и действовал, ни на кого не оглядываясь. Очень бесстрашным… Но в лучшем смысле этого слова. За обитель стоял стеной. За единство и чистоту православия он возвышал свой голос на проповеди, не боялся сильных мира сего, обличал и чиновников, и архиереев, и священников, сам являя своим личным примером образец христианина и священника. Всех звал к покаянию и причащению святых Христовых Таин.
Поэтому если какие-то националисты в рясах пытались на него повлиять, они попросту ломали об него зубы. Он говорил о русскости. О русском духе. Учил держаться Москвы и Патриарха Московского. Любил Россию, знал отлично ее историю, собирал в библиотеку обители литературные памятники Руси, а нас учил стремиться к знаниям и читать. Был высокообразованным священником, который никогда не кичился своим академическим образованием. Говорил: «Я простой сельский поп». Еще до официального основания нашего монастыря, когда мы собирались в крестилке и обсуждали жизнь обители, батюшка рассказывал нам о себе.
— А что там происходит сейчас?
— Обстановка тяжелая. Идут обстрелы. Никольское снесено на 70% и примерно настолько же разбит монастырь. Один из храмов обители (Cвято-Васильевский) 1912 года постройки полностью выгорел от попадания зажигательных боеприпасов, сброшенных ВСУ. Такая же участь постигла дом батюшки Зосимы. Частично поврежден Успенский собор: один из его крестов был сбит украинским снарядом. Вот так на нем потренировалась 53-я бригада ВСУ…
— Есть ли жертвы и как спасаются выжившие?
— В селе погибли около 50 человек; люди похоронены прямо во дворах и на улицах. В обители погибли трое — трудник Геннадий, монах Герман и Анна Яковлевна Морозова, мама игуменьи монастыря. Насельник обители монах Амфилохий подорвался на мине и потерял ногу, еще двое послушников 16 августа были ранены в ходе очередного обстрела. Монастырь сейчас частично разъехался, и мы думаем, как до осенних дождей хотя бы починить крыши и вставить двери да окна. Впереди — зима, и хорошо, если она будет теплой. А если нет?
Как будут зимовать сельчане, тоже неизвестно. Из двух тысяч населения там продолжают оставаться еще 30-40 человек. Дома разрушены. Поэтому если найдутся такие благодетели, которые готовы нам помочь, мы рады любой поддержке. Будет страшно, если людям придется встречать холода в подвалах!
Духовные наставления
Старец мой покойный говорил: «В последнее время люди отступят от Бога, мало будут молиться Ему и угождать, но Бог от каждого рода будет избирать избранника. И этот избранник будет своей молитвой, своими подвигами, своими страданиями вымаливать грехи всего своего рода». Вот что такое монашество XXI века.
И часто я говорю приходящим, просящимся в обитель: почитаю вас всех как избранников Божиих от этого блудного безумного мира.
Не только за себя умолите Господа, но и за весь свой род умолите – и за прадедов грехи, и о всех сродниках должны монашествующие, как на Руси говорили, «умолить Бога», «вымолить».
В наше время бес особенно культивирует мысли: нам все кругом «роблят» (делают. – Ред.), наводят порчу, колдуют. И когда испытания Господь нам посылает, идем не в храм Божий – к Божией Матери и Спасителю, нет, бес посылает: иди к колдовке, она тебе расскажет. А колдовка эта, бабка сатанинская: «Тебе „поробила“ (навела порчу) мать, тебе „поробила“ невестка, тебе сын „поробил“, там еще кто-то».
Была мирная христианская семья. Как загорелся этот огонь сатанинской злобы, ненависти, ругани – семья распадется. Вот так бес колотит и мутит.
Берегитесь этого, всегда помните: не люди нам «роблят» – мы сами себе «робим» своими грехами, и все за свои грехи страдают. И если страдаем – Богом мы не забыты. Это всегда помнить надо и за все благодарить Бога, как праведный Иов многострадальный. Не только за хорошее благодарить Бога, но и за плохое: за все испытания, за все скорби, за все болезни, за все невзгоды – за все слава Тебе, Господи.
Вот именно такая святая благодарность должна быть у нас: тогда мы и будем детьми Божиими…
Бесконечно повторяю: это ложь нашего времени, мы лжецы, когда говорим: нам «поробили», нам поколдовали, на нас нашептали – ложь это все.
Не люди посылают, а Бог попускает. Попущение Божие и через людей бывает на человека, но люди здесь не виноваты: Господь дает. Книга праведного Иова нам об этом говорит. И мы очень часто лжем перед Богом, когда свои грехи, свои страдания списываем на кого-то; кто-то в чем-то виноват, а не мы.
Нам за это большой грех, что мы на невинных людей плохое думаем. Человек и не подозревает, что мы на него мерзость какую-то думаем. За этот грех, за эти мысли скверные мы и на суде Божием будем отвечать строго, и эти люди будут свидетельствовать против нас.
Об этом думайте. Никогда не склоняйтесь к мысли, что вам «поробили», поколдовали, что вам порчу навели и все прочие глупости – воля Божия такова. Молитвенный вздох из сердца нашего должен исходить: «Господи, даешь Ты мне болезни, падение греховное какое-то, – помоги мне, дай мне силы спокойно эти болезни, это падение перенести, после падения стать, покаяться, осознать все…» Не будьте греховно упертыми, как некоторые из нас: упрется в грех – я прав, я права. Это гордые и надменные люди, лжецы и обманщики перед Богом.
Всегда духовные силы надо иметь осознать свою неправоту, иметь силы покаяться и исправиться.
Каждый будь себе судией: не оправдывайте свои грехи, не лгите перед Богом, не упорствуйте во грехе, смягчайтесь, исправляйтесь, чтобы за свое греховное упорство не пойти в ад, чтобы обязательно все спаслись, чтобы мы вновь не били своими нераскаянными грехами по лицу Спасителя…
Особенно бойтесь на невинных людей думать плохое – какой это тяжкий грех.
По нашим глупостям люди падают в грех, по нашим глупостям семьи распадаются, по нашим глупостям болеют дети, а мы не думаем об этом, мы все кого-то обвиняем. Мы дочку обвиняем, мы зятя обвиняем – они виноваты. Да ты ж сама, злая змиюка, виновата во всем: через тебя страдают и внучка, и дите. Всех пообвиняет: «Они не понимают, они все во зле, только ж я такая страдалица невинная, я ж такая…» – хоть икону пиши. Это очень тяжкий грех прелести, гордыни нашей.
Берегитесь, осознайте ее. Даю пищу для размышления: из-за нас, из-за нашей гордыни внутренней, самооправдывания своих грехов страдают наши семьи – и мы не осознаем.
Часто приходят ко мне и жалуются на детей, на внуков. Я говорю: когда листочки на дереве болеют, что лечат – листочки или что? Вот вы сами и ответили – корень, родители лечатся, тогда и дети будут оживать, тогда и дети будут радостными, тогда вновь листочки зазеленеют.
Вот как мы должны поступать: в корень смотреть, себя исцелять мы должны, смирять, очищать, а тогда Господь даст чистоту и поколениям нашим.
Прежде всего, родные мои, Бог нас не спросит: какой мы храм построили, какие кресты поставили, золотые или серебряные, какие колокола там будут звонить… А Бог на суде нас о чем спросит? О делах наших, о прошедшей жизни. От своих дел или прославишься, или постыдишься. Вот о чем спросит нас Бог: накормил ли ты голодного, принял ли ты нищего или странника, посетил ли ты в темнице находящегося, сироту пригрел ли, вот о чем нас спросит Господь на суде – о добрых делах…
Как говорил знаменитый врач Гааз: «Спешите делать добро – жизнь коротка!»
Самое святое слово – «мать». Это слово святейшее. Дай Бог, чтобы мы досмотрели своих родителей, особенно когда они станут беспомощными, немощными, аки дети станут, не роптать на них, не обижаться, не думать, в какой дом престарелых сдать скорей да желать, чтоб они околели, а с любовью докормить, помочь им во всех немощах ихних. Так, чтобы мы с чистой душой могли стоять у ихнего гроба, когда придет их кончина.
По исповедям знаю: сколько мучается сейчас людей, которые гадко относились к своим родителям при жизни. Родители ушли уже в вечность – какие муки совести, а уже поздно: поезд ушел, красные фонари горят…
Так что берегите родителей. Свято относитесь к ним…
«Служу Отечеству!» – что может быть выше этих слов, чем служить Отечеству. Как священник служит святому алтарю, свой труд и молитву приносит на алтарь Божий, так и любой гражданин должен служить Отечеству. Особенно государственные деятели все, военные, и вы также, братия и сестры, служить должны Отечеству.
Вот тогда будет патриотизм у нас, тогда смысл жизни будет, тогда будет нам мирная, спокойная и долгая дальнейшая жизнь.
Господь собрал нас под свод сего священного храма для святой Божественной литургии, для покаяния, для причащения Тела и Крови Христовой и особенно – для молитвы друг за друга. Друг о друге молиться завещевал нам Господь, святые апостолы – и мы это исполняем: и о здравии, и за упокой молимся, поминаем, всех благодетелей поминаем, всех врагов обязательно поминаем – за всех всеобъемлющей христианской молитвой молимся.
И дай, Господи, чтобы молитвы наши были простые – без лукавства, без хитрости, без лицемерия – детские молитвы. «Аще не будете, яко дети – не войдете в Царствие небесное».
Самое дорогое – когда сердце молится, а то часто бывает, что уста слова говорят, а сердце молчит, и пустая бессмыслица получается.
Дай, Господи, чтобы мы просто молились, с душой молились. Господь не требует от нас больших молитв, и святые угоднички Божии знали людскую тяжелую жизнь: не обременяли народ никогда длительными правилами. «Молитесь коротко, но с душой», – говорил преподобный Серафим Саровский. Дал он какое правило для людей? «Отче наш», «Богородицу», «Верую» читать – и за это слава Богу, и за эту молитву в этом безумном, тяжком, богоотступном мире – только от всего сердца…
Вот к этой чистой, детской, сердечной молитве помоги, Господи, стремиться, чтобы сердце всегда молилось, чтобы вздох сердечный шел – вот тогда будет и радость в молитве, и смысл в молитве. А то временами мы бормочем, стараемся много прочитать всего, а на сердце пустота – одно бормотание, одно словоблудие идет, одно лишь только отбытие очереди.
Вразуми, Господи, как правильно молиться, с воздыханием сердечным всегда творить молитву. Особенно, начиная какое-то дело, всегда попросите Божьего благословения, и всегда, оканчивая какое-то дело, поблагодарите Бога – за это будет великая помощь Божия нам в делах наших и в жизни нашей.
Как часто привожу пример нашей русской княгини Ольги: как она молилась, как сильно страдала за сына своего – Святослава. Но за его жестокое сердце не призрел Господь на него: так он язычником и погиб лютой смертью. Но зато молитвы бабушки все на внуке Владимире исполнились. И мы чтим, славим, величаем нашего святого равноапостольного князя Владимира, внука святой равноапостольной княгини Ольги. На него по молитвам этой старицы великой призрел Господь, и он стал не только сам христианином, но и просветителем земли Русской.
Поэтому всегда говорю: не унывайте в молитвах! Некоторые по глупости говорят: «да вот, молюсь, да Бог меня не слышит, два года уже молюсь».
Еще двадцать только молимся, еще сорок только – и дай Бог молиться без уныния до последнего издыхания! Так что не унывайте в молитвах! Помните, что молитва наша даром никогда не пройдет – Господь услышит нас. Пусть не сегодня исполнится наша молитва – она через десять лет исполнится, она на внуках наших исполнится, но обязательно всяк глагол Божий исполнится в жизни нашей.