Как проходил Всепьянейший собор Петра I
Российский царь Петр I остался в истории как великий реформатор, полководец и суровый правитель. Но также хорошо известно, что государь был большим любителем кутежа и веселья. Своей любви к горячительным напиткам Петр Алексеевич не скрывал. Еще одним пунктиком у царя были карнавалы и представления, высмеивавшие образы католических священнослужителей. Эти увлечения и стали причиной появления при русском дворе «Всешутейшего, всепьянейшего и сумасброднейшего собора».
Изначально «Всепьянейший собор» представлял собой компанию особо приближенных к Петру I лиц. Но со временем он разросся и превратился в большое сообщество со своим сводом правил, установленными ритуалами и строгой иерархией. Истоки собора лежат в юности царя. Молодой государь обожал проводить время в Немецкой слободе. Там жил его друг и наставник Франц Лефорт, который был родом из Швейцарии.
Также сам Петр бывал в Европе, где его воображение поразили праздники и карнавалы. То, что происходило там, в России считалось греховным и даже преступным. Но царь настолько проникся духом Запада, что захотел организовать что-то подобное у себя дома. Разумеется, организовывать массовые гуляния по европейскому образцу в православной России было нельзя. Но никто не мешал отрываться по полной самому монарху и его приятелям.
Шутка, зашедшая очень далеко
«Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор», появившийся по инициативе царя, сначала был просто компанией, члены которой напивались в узком кругу до беспамятства. Но потом у этого сообщества гуляк появилась своя структура и цели. Сначала основной задачей собора было высмеивание католического духовенства. Так было недолго и вскоре шутники начали издеваться уже и над православием.
Патриархом собора считался «всешутейший князь-папа». На эту пожизненную должность выбирали за закрытыми дверями, в чем легко увидеть аналогию с выборами Папы Римского. Логичнее всего было предположить, что главой собора станет сам Петр. Но за долгие годы его существования царь ни разу не претендовал на это место, ограничиваясь скромным саном протодиакона.
В разное время «князем-папой» были друзья монарха Матвей Нарышкин, Никита Зотов и Петр Бутурлин. Стать членом собора было совсем непросто. Для этого нужно было входить в число доверенных лиц Петра. Новичку, только что принятому в ряды собора, патриарх задавал вопрос: «Пиешь ли?». Это была пародия на вопрос, традиционный для многих направлений христианства: «Веруешь ли?».
Обряды «Всепьянейшего собора»
Участники собора не называли друг друга настоящими именами. При вступлении они получали шуточное имя, и чем выше был статус представителя, тем неприличнее оно звучало. Русский историк Василий Ключевский писал об этих прозвищах так:
Собор проводил множество обрядов, в основе которых почти всегда лежало богохульство. В помещениях, где собирались единомышленники, были особые иконы с изображением языческого бога виноделия, пьянства и чревоугодия Бахуса. На митре «всепьянейшего патриарха» также был вышит его лик. Названия праздников были взяты из христианских календарей, но переделаны на самый непристойный манер.
Многие мероприятия напоминали православные действа. Например, перед Пасхой «князя-папу» усаживали на верблюда и он шествовал во главе шумной компании к одному из московских кабаков. При виде такого своеобразного «крестного хода» простые люди возмущались и отворачивались.
В одном из документов, датированных 1699 годом, описан обряд «освящения» жилья Франца Лефорта. Всешутейшая компания собралась у дома и окурила его табаком вместо ладана, выкрикивая богохульные молитвы и непристойности. После этого началась грандиозная попойка, продолжавшаяся несколько дней.
Смертельные возлияния
«Всепьянейший собор» иногда выполнял карательную роль. Петр I хорошо знал, что его шуточное сообщество многим не по нраву. Таких людей государь лично приглашал стать участником собора. Конечно же, отказаться от царского предложения было нельзя. Многие дворяне, попав в эту компанию, чувствовали себя униженными и оскорбленными.
Во время «заседаний» собора алкоголь лился рекой. Далеко не все его члены имели железное здоровье и многие к тому же были не молоды. Поэтому во время застолий случалось так, что его участники упивались насмерть. Петр лично следил, чтобы все присутствующие пили наравне, не делая поблажек даже старикам, юношам и дамам. Многие дворяне, отправляясь в царскую компанию, истово молились и прощались с женой и детьми.
Хотя собрания «Всепьянейшего собора» проходили в разных местах, была у него и штаб-квартира. Ею стала крепость Пресбург, расположенная недалеко от села Преображенское. Когда-то цитадель имела военное значение и использовалась для армейских учений. Но с легкой руки государя профиль Пресбурга радикально изменился.
Напоследок стоит сказать, что царь Петр I не был особо оригинален, высмеивая церковь при помощи шутовского сообщества. Таких примеров в истории немало. Но «Всепьянейший собор» русского царя стал одним из самых циничных и диких явлений такого рода.
Племянница Петра I Анна Иоанновна унаследовала специфическое чувство юмора своего дяди. Ее свадьба шутов в Ледяном доме стала одним из самых ярких примеров бессмысленной жестокости в российской истории.
- Комментарии