kalaputski.ru kalaputski.ru

Краткая история советского гоночного автомобиля «Победа» | фото

На фото ты видишь не какой-нибудь современный хот-род. Это «Победа-Спорт», забытая легенда кольцевых гонок.

9 июня 1946 года во время заездов на скорость близ города Горький 485-сильный 16-цилиндровый болид Auto-Union, вывезенный из Германии, потерял устойчивость и влетел в толпу зрителей. Зрелище обошлось большой кровью, оргвыводами и запретом на использование всякой иностранной техники в соревнованиях любого уровня.

Краткая история советского гоночного автомобиля «Победа» | фото



Эта мера сначала поспособствовала высокой внутрисоюзной конкуренции, но затем привела к долгой и бесславной изоляции всего советского автоспорта. На первую же фазу — фазу подъема — пришлась семилетка отдельного зачета, почета и пьедесталов для гонщиков на автомобилях «Победа».


Как еще одна форма готовности к труду и обороне, послевоенный автоспорт в СССР набирал обороты с шоссейных гонок на дальние дистанции. Военизированная парадигма марш-бросков на 300, 500 и даже 1000 км подкреплялась понятием «экипаж» как ячейки спортобщества, танковыми шлемами на головах сорвиголов и расчетом на водителя и механика, как в бронемашине, а не на пилота и штурмана, как в авиации или ралли. Настоящей кузницей побед в спорте и «Побед» в цеху была команда «Торпедо» Горьковского автозавода.


Краткая история советского гоночного автомобиля «Победа» | фото


Экспериментальным путем в команде пришли к выводу, что снижение массы автомобиля снимает массу проблем при разгоне, а дальше все решает аэродинамика (не зря же именно торпедовцы разбирали и собирали по винтику тот трофейный Auto-Union). С 1950 по 1956 год на ГАЗе были построены всего четыре «чистокровные» заводские «Победы» с двухместными спортивными кузовами, получившие в прессе и обиходе название «Победа-Спорт».

Краткая история советского гоночного автомобиля «Победа» | фото



Конкуренцию им, причем довольно острую, составляли «метисы» — кустарные спорткары от бесчисленных и безымянных таксопарков, автобаз и ведомственных автоклубов. Почти ежегодно менялись правила гонок, менялись кубатура двигателей и форма кузовов, ставились и упразднялись компрессоры наддува, дюралевые обтекатели, опробовалось множество смелых и экзотических решений.

Но в основе этих болидов всегда оставалось архаичное и вместе с тем очень прочное шасси серийной машины. Именно оно позволяло автомобилю нестись по разбитой дороге со скоростью до 170 км/ч на всем отечественном — бензине, маслах и расслаивающихся от перегрева шинах.
Краткая история советского гоночного автомобиля «Победа» | фото

Ко второй половине 1950-х спортивная «Победа» подошла к пику формы. Это был предельно легкий бездверный родстер с двухлитровым мотором, докрученным до «фантастических» 85 л.с. Трехступенчатая коробка без синхронизаторов, удвоенный радиатор, дублированная система зажигания, огромный бензобак и тонкий плексигласовый щиток на месте лобового стекла — скромный советский «гран-туризмо». Тогда всесоюзные старты собирали уже десятки оригинальных машин.

Краткая история советского гоночного автомобиля «Победа» | фото


В 1956 году скудерия «Торпедо» взяла два первых места на чемпионате страны по кольцевым гонкам и навсегда ушла из «больших призов». Последняя из четырех заводских «Побед» — машина гонщика Мосолова — была недавно полностью воссоздана и на сегодня является единственным доступным отображением той бесстрашной эпохи в советском спорте.

Краткая история советского гоночного автомобиля «Победа» | фото
Это Auto-Union Type D, разбившийся под Горьким. Управлявший им гонщик Соколов чудом остался жив


Краткая история советского гоночного автомобиля «Победа» | фото
В 1939 году Type D развил 330 км/ч — вдвое больше тогдашнего рекорда скорости в СССР. Сегодня болиды Auto-Union оцениваются в десять и более миллионов долларов



Подписывайтесь на наши каналы в Telegram, VK или OK. Там ещё больше интересного.
+4
115
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Наш сайт использует Cookie. Запретить обработку cookies можно в настройках Вашего браузера.