Психологические ловушки. TAGLIO LINEA
—… Мне семьдесят. Я стал хуже видеть и хуже слышать — но лучше понимать!
© М.М.Жванецкий.
Приятель Андрей — взрослый мужчина — рассказал историю.
У родителей частный дом. Лето. Мать — из интеллигентной семьи, учительница — копается в огороде, посреди участка отец — обычный работяга на все руки -сидит за столом, на столе — бутылка водки, сиротливый огурец и стакан.
Мать:
— Ну чего ты опять?
Отец меланхолично:
— Дом построил (показывает на дом), дерево (показывает на сад) — посадил, сына (как раз в этот момент Андрей заходит в калитку) — вырастил. Запил от отсутствия цели.
— Я не понимаю – кто я? – говорит клиент на консультации с нешуточной паникой в голосе. — Я ничего не хочу и не знаю, как жить дальше?
Это цитата из прошлого поста «Индейцы среднего возраста». В этом — попробую обобщить опыт бесед и успешных «преодолений» периодов глубоких внутренних кризисов.
Любой организм в основе всех внутренних процессов имеет биохимическую природу с передачей сигналов по электрическим принципам. Мозг – наша великолепнейшая «счётно-решающая система» – действует аналогичным образом.
Соответственно, проводимость этих сигналов прямо зависит от как от биологических, так и от химических реакций внутри огромного количества межнейронных связей. Наш организм в течении жизни несколько раз меняет свой тонус в соответствии с решаемыми задачами. Во младенчестве он один, в подростковом возрасте он другой, в юношестве – третий.
Конечно же, в зрелости и, особенно, в старости наши внутренние биохимические (а с ними – и электрические) процессы по интенсивности значительно отличаются от молодости. Каждый переход от одного состояния организма к другому обязательно сопровождается и сменой концепций мышления. И каждый раз сознание, личность, расставаясь с прежним представлением о себе и окружающем мире, погружается в фундаментальные сомнения. Эти переживания могут спровоцировать возвращение забытых уже детских страхов, которые, в свою очередь, дополнительно усиливают тревожность.
И такое напряжение будет до тех пор, пока не возникнет новая концепция осмысления окружающей действительности.
Главные выводы.
Каждому из нас предстоит пережить – в соответствии с возрастом несколько важных фундаментальных изменений организма и сознания. Каждому.
В зависимости от особенностей личности такие трансформации могут переживаться с разной остротой.
Возрастные кризисы – часть нашего развития, более того – развитие возможно благодаря именно таким периодам – между прежним и новым этапами жизни.
Происходящие в нашем сознании перемены необходимо рассматривать как естественную часть возрастных изменений нашего тела, организма.
Чем сложнее и старше личность, чем сложнее организовано сознание и мышление – тем глубже может проходить кризис.
Кризис неизбежно сопровождается основательной ревизией ценностей – и духовных, и материальных.
Чем глубже кризис – тем ярче выход из него, как правило – на новые, более высокие уровни развития личности.
Из личного опыта.
Подобные личные кризисы выпало прожить и мне.
Каждый раз, при расставании с привычной и много лет любимой профессией — меня накрывал страх, ощущение конца жизни, покинутости.
Спустя какое-то время незаметно возникала новая деятельность — и так же на долгое время становилась привычной, любимой. До тех пор, пока и эта деятельность, вдруг, заканчивалась — а вместе с ней заканчивались деньги, многие друзья и все ценности, которые воспринимались как главные смыслы жизни.
А потом снова — постепенно возникала следующая профессия. И снова — надолго и с удовольствием.
Каждый раз, спустя время, обнаруживал — профессия не заканчивалась, из нее возникала новая, а в новой — присутствовала прежняя, обязательно — в новом виде, в которой я не мог распознать её, находясь в прежнем качестве.
Все прежние знания открывались с другой стороны: в какой-то момент оказывалось — у меня в руке микроскоп, а я пытаюсь забить им гвозди.
И каждая новая трансформация занимала всё большее время, и давалась — труднее, иногда доводя до состояния безысходности.
А потом наступал следующий уровень — более высокий и продолжительный.
И этот личный опыт помогает мне в нынешней профессии – психолога-консультанта. Если я на консультации снова слышу от собеседника:
— Я не понимаю – кто я?
— Я ничего не хочу и не знаю, как жить дальше? – именно опыт проживания своих кризисов подсказывает мне решения и нужные слова, которые помогают клиенту найти свои главные ответы на эти вопросы. Найти их быстрее и точнее – ведь теперь мои собеседники знают – это бывает у всех и они не одиноки, это всего лишь очередное изменение личности и наступление нового возраста, из кризиса обязательно есть выход – на качественно новую ступень личного и профессионального развития.
В момент, когда бытие станет для вас особенно тяжёлым — скорее всего, скоро должны наступить времена вашего нового качества:
— Самый темный час — перед рассветом, а медитация начинается в момент, когда вы хотите ее завершить.
Оборачиваясь с новой вершины — спустя несколько лет — вы скажете:
— По-другому и быть не могло.
Как и я сейчас.
- Комментарии