Как называть жительниц острова Лесбос
Вы знаете как по-русски называются жительницы греческого острова Лесбос? Нет, не лесбиянка, а лесбосийка. А мужчина? Могло бы быть смешно, но нет — лесбосиец. А вот по-английски и так и эдак будет звучать забавно — «lesbian». Но это не важно — и те и эти чувствую себя совсем неплохо, ведь остров является крупным туристическим и общественным центром, привлекающим, в первую очередь, представительниц прекрасного пола.
В античности остров Лесбос имел специфическую репутацию. У древних греков, не отличавшихся особо строгими нравами, он считался прибежищем разврата. Историки утверждают, что еще две тысячи лет назад остров являлся своеобразным центром секс-туризма, куда как магнитом тянуло мореходов, бороздящих Эгейское море.
Древние историки отдавали должное красоте жительниц острова, которые были высокими, статными и приветливыми. О мужчинах острова известно то, что он дал античному миру нескольких известных поэтов и писателей — Алкея, полумифического Ариона и автора романа «Дафнис и Хлоя» Лонга.
Но сегодня мало кто читает античных авторов, а вот слово «лесбиянка» знает каждый. Эдит Холл — известный во всем мире эллинист, утверждает, что это слово в древности также было в ходу, но означало женщину, имеющую беспорядочные связи с мужчинами.
Слова «sapphic» и «lesbian», как ни странно, получили свое современное значение совсем недавно. Впервые слово «лесбиянка» было использовано как обозначение сексуальной ориентации в 1970-х годах в Оксфордском словаре. До этого никакого сексуального подтекста оно не имело и применялось лишь для указания того, что что-то имеет отношение к острову Лесбос.
После того, как в Оксфорде изобрели новое определение слову «lesbian», на остров стали приезжать женщины нетрадиционной ориентации со всего мира. Центром лесбийского движения была выбрана рыбацкая деревушка Эресос, на западном побережье.
До середины XX столетия для определения однополых отношений между женщинами применялся другой термин — «сапфическая любовь». Согласно некоторым не слишком достоверным античным источникам, около 620 года до н. э. в деревне Эресос или в расположенном по близости городе Митилини, родилась Сапфо — поэтесса, основной темой творчества которой были отношения между женщинами.
Три тысячелетия историки, искусствоведы и биографы ломают копья, устраивая дискуссии о жизни, творчестве и, главное, ориентации самой известной островитянки. Одни утверждают, что Сапфо влюбилась в молодого рыбака и из-за неразделенных чувств бросилась со скалы в море. Другие нашли доказательства, что поэтесса была замужем за зажиточным купцом и родила ему дочь Клеис.
Информации, подтверждающей то, что Сапфо любила женщин, оказалось совсем немного и большинство догадок об этом строилось на основе ее своеобразного творчества. Но в мировой литературе достаточно примеров того, что морские романы пишут люди, ни разу не выходившие в море, а приключенческие повести — самые отпетые домоседы. Поэтому не факт, что икона «розового» движения выбрана правильно.
Сегодня совсем не в интересах лесбосийцев пересматривать историю Сапфо, ведь именно благодаря тому, что эта женщина считается лесбиянкой, они получают хорошую прибыль. Имя поэтессы беспощадно эксплуатируется на острове всеми кому не лень и его можно найти как в названии женского фестиваля, так и на вывеске третьесортной забегаловки на окраине Митилини.
Самое масштабное мероприятие острова, привлекающее ежегодно тысячи гостей — это International Eressos Women’s Festival (Международный женский фестиваль в Эресосе), который проводится с 2000 года. Фестиваль продолжается две недели и его программу можно назвать очень насыщенной. Семинары, лекции, дискотеки, пляжные вечеринки и выставки сменяют одну за одной. Здесь могут реализовать себя даже желающие побрюзжать на политические темы — проходят здесь диспуты и такого плана.
С 2012 года на Лесбосе проходит Alpha Camp Lesvos — крупная диджей-вечеринка на берегу моря. А такое мероприятие как «Сад искусств Сапфо» — собирает в деревне Эресос художников, поэтов, музыкантов и просто колоритных персонажей из разных стран, поучаствовать в создании уникального арт-пространства под открытым небом. Здесь каждый может найти свою аудиторию.
Туристические операторы, анализируя имеющиеся у них данные, утверждают, что только лесбиянок в Эресос каждый год приезжает не менее 4 тысяч. Для деревни, в которой живет лишь 1500 человек — каждый фестиваль является настоящим праздником «длинного доллара». В Эресосе работает 3 бара для лесбиянок, а также множество других развлекательных заведений. Некоторые из них принадлежат лесбиянкам, которые не боятся вкладывать деньги в этот «раскрученный» регион.
Для женщин любой ориентации на Лесбосе созданы отличные условия. Множество агентств и частных предпринимателей предлагают пешие и морские экскурсии, круизы и всевозможные мастер-классы. Здесь можно освоить игру на барабанах, научиться нырять с аквалангом, готовить блюда греческой кухни, танцевать, лепить из глины. Перечислить все просто невозможно.
Здесь же проходят показы фильмов на ЛГБТ-тематику, вечеринки знакомств и просто дискотеки для женщин. Наблюдая это, кажется вполне справедливым, что в фильме 1997 года «Остров Лесбос», главная героиня после смерти попала не куда-нибудь, а именно на этот греческий остров.
Сегодня, когда в бизнесе вокруг ЛГБТ-тематики крутятся миллионы долларов, жители Эресоса и соседних поселков души не чают в туристах. Но так было далеко не всегда. Первые лесбянки, пытавшиеся что-то организовать в деревне, встретили решительный отпор как властей, так и местных жителей.
Мэр Эресоса был оскорблен одной из фривольных афиш, рекламировавшей первый женский фестиваль и на полном серьезе угрожал через суд добиться запрета на подобные акции как в его деревне, так и в других местах острова Лесбос. Последняя серьезная вспышка нетерпимости была замечена десять лет назад, когда три жителя острова подали в суд коллективный иск. Лесбийцы требовали, чтобы суд запретил использовать слово «лесбиянка» по отношению к гомосексуальным женщинам.
Один из этих активистов, Димитрис Ламбру, является редактором популярного на острове издания «Факел». Его гнев был направлен на самую большую в Греции ассоциацию геев и лесбиянок OLKE которой и адресован был иск. Журналист считал, что слово «лесбиянка» позорит женщин, живущих на острове и формирует к ним предвзятое отношение. Ламбру добивался, чтобы гомосексуальные женщины называли себя трибады и прекратили приезжать на остров Лесбос.
Но сейчас туристками нетрадиционной ориентации в Эресосе довольны — они охотно тратят деньги на сувениры и развлечения и, если верить словам барменов и официантов, пьют спиртное как заправские матросы. Вкус «розового доллара» лесбосийцам пришелся по душе.
Бизнес лесбосийцев оказался под угрозой в 2015 году, в разгар эмиграционного кризиса. Остров заполонили беженцы из Северной Африки и Ближнего Востока, стремящиеся любой ценой попасть на материковую часть Греции. Но опасения были напрасны — даже толпы галдящих беженцев не остановили ЛГБТ-туризм на остров.
Гражданка Норвегии Лилиан Дженсен, владелица одного из лесбийских баров в Эресосе, с грустью поведала журналистам, что в Европе появилось множество других мест, привлекающих лесбиянок. Вполне возможно, что спрос на Лесбос в скором времени понизится, но пока все в порядке и повода для паники нет.
- Комментарии