Погребение заживо, повешение, четвертование, распятие… Какие только пытки не изобретали люди, чтобы наказать преступников и неугодных. Римляне в этой области проявили особую находчивость — их пытки всегда отличались некой театральностью.
Им хотелось не просто проучить человека, но и продемонстрировать остальным, что будет, если кто-то посмеет ослушаться. И не просто показать, а сделать так, чтобы потенциальные преступники прочувствовали весь спектр эмоций, которые пережил преступник в последние минуты казни. Плюс ко всему — добавить этому действу особого смысла.
Так появилось наказание под названием Poena cullei или «казнь в мешке».
Poena cullei — вид смертной казни, в ходе которой преступника живьем зашивали в мешок с различными животными (змеями, собаками, обезьянами или петухами), а затем бросали в воду. Таким образом казнили за убийство родственника, в частности, отца. Но есть сведения, что этому наказанию также подвергались святотатцы — люди, которые оскорбляли бога или проявляли неуважение к христианской вере. Позднее poena cullei стала распространяться и на детоубийц.
В казни был заложен некий сакрально-символический подтекст — нарушителя закона, подвергшегося poena cullei, уподобляли животным, которые находились вместе с ним в мешке. Собака означала, что преступник не относился с должным уважением ко своим родителям, так как в первые дни своей жизни собака слепа. Кроме того, для римлян это было презренное животное, воплощение бешенства и жестокости. Обезьяна символизировала преступника, отсутствие у него права называться «человеком». Петух символизировал само преступление. У римлян петух был воплощением свирепости и насилия по отношению к родителям. А змея символизировала горе родителей казнимого.
Важно отметить, что римская семья была основной ячейкой общества. Она объединяла не только кровных детей и родителей, но и усыновленных детей, и даже слуг. Главой патриархальной семьи был Pater familias. Он имел абсолютную безоговорочную власть над всеми ее членами и мог распоряжаться их жизнями, как захочет.
Убийство Pater familias расценивалось как жесточайшее, зверское преступление. Lex duodecim tabularum («Законы двенадцати таблиц») определяли его как добровольное убийство родителей детьми.
Со временем этот раздел закона был расширен, и в список потенциально ответственных людей, помимо детей, добавились и другие родственники. Еще через время пополнился и список потенциальных жертв: кроме кровных родителей в него попали приёмные мать и отец, бабушки и дедушки, братья и сестры, дяди, супруги, двоюродные братья, зятья и невестки, приёмные дети и даже работодатели.
За убийство любого человека из этого перечня преступник подвергался poena cullei. Если преступление выходило за рамки этих категорий, убийцу судили в соответствии с законом Lex Cornelia de sicariis et veneficiis и карали изгнанием.
С преступлениями разобрались. Теперь давайте выясним, как возникло само наказание. Есть предположение, что его истоки идут со времен правления Луция Тарквиния Великого — последнего, седьмого царя Древнего Рима. Консулу и военачальнику Марку Атилию Регулу было приказано охранять священные «Книги Сивилл», которые содержали произнесенные сивиллами пророчества. Но тот ослушался и раскрыл содержание книг, за что был брошен в море с зашитом мешке.
По словам историка Дионисия Галикарнасского, ранее Марк Атилий Регул также обвинялся в отцеубийстве.
Похожему наказанию примерно в 100 году до н.э. подвергся Марк Публиций Маллеол за убийство матери. Его также поместили в мешок и бросили «в поток воды». Но ни в одном из источников не упоминается о том, что в мешке вместе с ним были животные. Вероятнее всего, это «дополнение» появилось во время первой имперской эпохи.
Примечательно, что Цицерон несколько раз упоминал poena cullei в трудах и сочинениях. Например, в своей речи в защиту Секста Росция, обвиняемого в убийстве отца, он раскритиковал систему наказаний и даже добился оправдания клиента.
Под влиянием рецепции римского права в Средние века казнь poena cullei начали проводить в ряде других стран, хотя и в измененном виде. Например, во Франции в мешок зашивали петуха, собаку и змею, об обезьянах нет ни единого упоминания. В Германии применялась казнь, основанная на poena cullei: преступника вешали вверх ногами на виселице, а сбоку от него подвешивали одну либо двух собак.
Кроме того, здесь долго просуществовал и более приближенный к «оригиналу» вариант казни. Из отличий: в мешке отсутствовал петух, обезьяну заменили кошкой, а змею изображали на листе бумаги. разной были и ткани, из которых изготавливали мешки. Если в оригинальном варианте poena cullei использовалась кожа, то в Германии его шили из льна. Таким образом, человек умирал не от удушья, а от утопления, что, теоретически, уменьшало его страдания.
В Древнем Египте проводили особые ритуалы казни, их частично описывал историк 19 века Теодор Моммзен. Сначала преступника избивали плетью или virgae sanguinae (прутьями, окрашенными в красный цвет), затем на его голову надевали сумку из волчьей шкуры, чтобы перед смертью преступник не мог видеть небо. После этого на его ноги надевали деревянные башмаки, помещали человека в мешок из бычьей шкуры со множеством животных, ставили мешок на телегу, запряженную черными волами, и гнали ее к морю, куда затем сбрасывали мешок и тех, кто в нем находился.
Последний случай применения poena cullei был зафиксирован в 1734 году в Саксонии. Есть мнение, что «казнь в мешке» позднее снова провели в саксонском городе Циттау, примерно в 1749 году. Когда-то здесь уже использовали подобные наказания: жертв помещали в черный мешок вместе со змеями и держали их под водой не менее шести часов. Хор в это время пел псалмы.
Официально poena cullei отменили в рескрипте от 17 июня 1761 года. Больше об этом наказании никто не вспоминал.
Стоит отметить, что poena cullei хоть — казнь хоть и суровая, но далеко не самая жестокая в истории человечества. Куда страшнее был Бык Фаларида (также медный или сицилийский бык) — орудие казни, созданное греками по заказу тирана Фалариса.