19 августа 1874 году по инициативе Великого Князя Константина Николаевича Романова, носившего тогда высший военно-морской чин — генерал-адмирал, император Александр ІІ подписал указ о введении новой формы, которым тельняшка (специальная «нательная» рубаха) была введена как часть обязательной формы одежды русского моряка.
«Морская душа», «тельник», «тельняшка» — как только не называют полосатую нательную рубашку моряка. Да и расцветок этой рубахи в наши дни не меньше, чем названий — от классической сине-белой полоски до оранжевой. В день рождения тельняшки мы вспоминаем, как она появилась и почему стала символом русских моряков и десантников.
Знаменитая русская тельняшка имеет европейские корни. Нательные полосатые рубахи появились во времена парусного флота: чередующиеся бело-синие полоски помогали видеть матроса на фоне парусов любого цвета. Да и в случае падения моряка в воду, расцветка тельника помогала его быстро обнаружить и спасти.
Часто матросы сами вязали себе тельняшки. По французскому стандарту, начиная с 1852 года, тельняшка должна была иметь 21 полосу — по числу крупных побед Наполеона. А вот голландцы и англичане носили тельник с 12 поперечными полосами — по количеству ребер у человека. Существовало поверье, что, надев подобную рубаху, моряки казались духам моря покойниками, от которых остались одни скелеты. Так что тельняшка была не только удобной рабочей формой, но и чем-то вроде оберега.
В России тельняшка появилась в 1874 году. 19 августа был подписан указ о том, что тельняшка является частью обязательной формы одежды русского моряка. Инициатива переодеть русский флот принадлежала великому князю Константину Романову.
Изначально русские тельняшки вязались из шерсти пополам с бумагой и весили около 340 граммов. Предки современного русского тельника выглядели так: «цвет рубахи белый с синими поперечными полосами, отстоящими одна от другой на один вершок (44,45 мм). Ширина синих полос — четверть вершка». И только в 1912 году ширина полос на тельняшке стала одинаковой — по 11,11 мм каждая.
Кстати, полосы на русской нательной рубашке были не только синими. Цвета могли варьироваться в зависимости от принадлежности к тому или иному флотскому формированию. У моряков Балтийской флотилии 1-й Санкт-Петербургской бригады Отдельного корпуса пограничной стражи полосы на тельняшке изначально были зелеными, а у моряков Амударьинской флотилии, также входившей в Отдельный корпус пограничной стражи, — красными. Но классической расцветкой все же считалась бело-синяя. Ведь именно такие полосы тельняшек соответствовали цветам Андреевского флага — официального русского военно-морского флота.
Первое время русские тельняшки шились за границей. Собственное производство было налажено лишь со временем — в Санкт-Петербурге на трикотажной фабрике Керстена, после революции переименованной в «Красное знамя».
Сегодня в российских силовых структурах используются различные расцветки тельняшек. В зависимости от рода войск полоски на тельнике бывают: темно-синие — ВМФ, голубые — ВДВ, васильковые — спецназ ФСБ, Президентский полк, светло-зеленые — пограничные войска, краповые — ВВ МВД, оранжевые — подразделения МЧС. Также морская тельняшка с полосами темно-синего цвета входит в комплект формы курсантов военных и гражданских морских и речных учебных заведений.
Что же касается черно-белого тельника, то эту расцветку часто приписывают подразделениям подводного флота и морской пехоты, хотя в соответствии с Указом № 532 им положена такая же тельняшка, как и всем военнослужащим Военно-морского флота России.
Интересна история появления тельняшки у бойцов ВДВ. Неофициально «морская душа» появилась в гардеробе десантника 1959 году. Тогда их стали вручать за прыжок с парашютом на воду. Но десантники в морской форме нравились не всем. Существует легенда, по которой на одном из совещаний Василий Маргелов сказал: «Я воевал в морской пехоте и знаю, что заслуживают десантники, а что — нет!». С тех пор полосатый тельник стал не только неотъемлемой частью формы бойцов ВДВ, но и символом их мужества и отваги.
Известно, что полоски матросской рубахи создают оптическую иллюзию большего количества людей, чем на самом деле. То есть знаменитая фраза «нас мало, но мы в тельняшках» имеет дополнительный смысл.
А по мнению главного идеолога питерских художников «Митьков» Дмитрия Шагина, тельняшка — это особый символ широты души: «Тельняшка, она, конечно, преображает человека — в тельняшке и спина прямее, и походка бодрее».