Человеческие жертвоприношения в Древнем Риме — кого и зачем приносили в жертву

В учебниках истории, романах и фильмах древние римляне предстают своеобразным, но вполне цивилизованным народом. Поэтому упоминания о человеческих жертвоприношениях в Древнем Риме часто вызывают скепсис. Но такие кровавые обряды на самом деле практиковались, причем на протяжении всей истории этого государства.

Человеческие жертвоприношения в Древнем Риме — кого и зачем приносили в жертву

От Ромула и Рема

Сам Рим, согласно легенде, был построен на месте ритуального убийства. Основатели города, Ромул и Рем, постоянно ссорились, обсуждая, где будет располагаться новый город, каким он станет и кто станет его правителем. Чтобы разрешить спор, они обратились к богам: тот, кто увидит больше коршунов, должен был стать победителем.

Человеческие жертвоприношения в Древнем Риме — кого и зачем приносили в жертву

Ромул увидел 12 птиц, а его брат — только 6. Казалось, конфликт разрешен, и Ромул начал рыть ров и закладывать фундамент городских стен. «Так пусть погибнет каждый, кто перескочит через мои стены!» — сказал он. Рем не послушал и перепрыгнул через начатую кладку. Брат сдержал свое слово и убил его. Возможно, эта легенда связана с ритуалом «строительной жертвы», который встречается у многих народов.

арь Нума Помпилий, преемник Ромула, сразу после восшествия на престол запретил человеческие жертвоприношения. Говорят, он даже поспорил об этом с самим Юпитером и проявил такое упрямство, что выиграл спор. Вместо людей начали приносить в жертву лук, рыбу и обрезанные волосы. Официально считается, что римляне отказались от человеческих жертв. А на самом деле, они продолжали убивать ради своих богов, порой прибегая к хитростям.

Человеческие жертвоприношения в Древнем Риме — кого и зачем приносили в жертву

Раз в год в Риме отмечали Сатурналии.В эти дни рабы становились господами, а их хозяева им прислуживали. Должники возвращали свои долги, а те, кто не мог этого сделать, рисковали стать жертвами показательной казни. Их могли заколоть на алтаре бога Сатурна, представляя это как акт справедливости. Позже таких должников просто отдавали в рабство кредиторам.

Одно время горожане выбирали «Царя Сатурналий». Этот мужчина на время праздников становился правителем города. Он купался в роскоши и носил одежды правителя. Но в конце праздника его убивали. Позже от этого кровавого ритуала отказались, и «царя» оставляли в живых.

Заместительные жертвы и самопожертвование

Римляне часто использовали заместительные жертвы. Юпитеру, например, приносили восковые фигурки людей, окрашенные охрой. Но самыми мрачными были ритуалы в честь богини-покровительницы предков и домашнего очага Мании. Несмотря на свой «домашний» статус, она была весьма кровожадна. Раз в год за каждого взрослого члена семьи богине полагалось отдать голову ребенка. Правда, головы делали из шерсти.

Человеческие жертвоприношения в Древнем Риме — кого и зачем приносили в жертву

Богиня Мания

В 6 веке до нашей эры император-узурпатор Тарквиний Гордый приказал приносить в жертву Мании живых детей. Но это продлилось недолго — римляне свергли и убили его. Кровожадность Тарквиния объясняли его происхождением: он был этруском, а этот народ считался жестоким.

Известен и ритуал сбрасывания в Тибр чучел, изображающих связанных людей. Это происходило 14 и 15 мая. Соломенные фигуры символизировали стариков. Овидий писал: «Юнцы стариков низвергали с мостов, чтобы на выборах звучали только свои голоса». Он также упоминал, что обряд отменил Геркулес, сочтя его нелепым и оскорбительным. Возможно, у этого ритуала были реальные корни — утопление стариков, но история умалчивает об этом.

Иногда римляне приносили в жертву себя. Так поступил консул Публий Деций Мус, а затем его сын и внук. Возглавив войско против латинов, требовавших равных прав, он накануне битвы увидел сон. Боги обещали победу, если он пожертвует собой.

Человеческие жертвоприношения в Древнем Риме — кого и зачем приносили в жертву

Во время боя Публий Деций Мус на коне ринулся в толпу врагов и был заколот копьями. Его солдаты не дрогнули при виде гибели командира — напротив, они вдохновились и бросились в атаку, разгромив противника. Ведь все знали о пророчестве, и именно оно придало им сил. Позднее так же поступил его сын в битве с этрусками, а затем и внук, воюя с эпирским царем Пирром.

«Священная весна» и закапывание весталок

В ранней истории Рима существовал обряд «священной весны». Когда городу угрожала опасность, некоторые граждане клялись принести в жертву своих детей, если все обойдется. Сначала они выполняли эти обеты, но позже стали искать способы их обойти.

Человеческие жертвоприношения в Древнем Риме — кого и зачем приносили в жертву

Во время войны с Карфагеном, когда Ганнибал угрожал взять Рим, жители поклялись провести «священную весну». Правда, на этот раз они решили не убивать своих детей, а изгнать их по достижении совершеннолетия. Но все же пришлось принести реальные жертвы. Когда Ганнибал стоял у стен города, на Бычьем рынке заживо закопали двух пленных галлов и двух греческих рабов. Тит Ливий писал об этом, подчеркивая исключительность подобного случая для Рима:

«Галла и его соплеменницу, грека и гречанку закопали живыми на Бычьем форуме, в месте, огороженном камнями; здесь и прежде уже свершались человеческие жертвоприношения, совершенно чуждые римским священнодействиям».

Человеческие жертвоприношения в Древнем Риме — кого и зачем приносили в жертву

Бычий форум в Риме

Живьем было принято закапывать и весталок — жриц, давших обет целомудрия и не сдержавших его. Но происходило это по мнению горожан совершенно гуманно. Плутарх описывал церемонию так:

«Потерявшую девство зарывают живьем в землю подле так называемых Коллинских ворот. Там, в пределах города, есть холм, сильно вытянутый в длину… В склоне холма устраивают подземное помещение небольших размеров с входом сверху; в нем ставят ложе с постелью, горящий светильник и скудный запас необходимых для поддержания жизни продуктов — хлеб, воду в кувшине, молоко, масло: римляне как бы желают снять с себя обвинение в том, что уморили голодом причастницу величайших таинств».

Вход в эту землянку засыпали, и весталка долго и мучительно умирала от удушья, голода или жажды.

Гладиаторские бои

В 97 году до нашей эры Сенат Рима категорически запретил человеческие жертвоприношения. Но римляне нашли способ обходить этот запрет, и люди продолжали умирать. На латыни слово «смертная казнь» (supplicium) также означало «жертвоприношение», поэтому любую казнь можно было считать жертвой богам.

Человеческие жертвоприношения в Древнем Риме — кого и зачем приносили в жертву

Преступников часто казнили на арене, отдавая на растерзание диким зверям, сжигая на крестах или убивая во время театрализованных представлений. Гладиаторские бои тоже были жертвоприношениями, и самыми массовыми в истории Рима. Хотя цель боев была скорее политической — удерживать плебс в повиновении и повышать популярность спонсоров, — их формально посвящали богам.

Гладиаторские поединки римляне заимствовали у этрусков, у которых они были частью погребальной церемонии. Но и в обычные дни жители Рима не прочь были понаблюдать за кровавой схваткой. Сохранилась фреска, где мужчина с дубинкой и мешком на голове сражается с псом. Его руки связаны веревкой, конец которой держит бородатый зритель.

Человеческие жертвоприношения в Древнем Риме — кого и зачем приносили в жертву

Римляне переняли многое у этрусков, включая гладиаторские бои. Изначально они проходили как поминальные сражения и посвящались усопшим. Первый такой бой состоялся в 254 году до нашей эры на Бычьем форуме. Сыновья Децима Юния Брута Перы организовали сражение трех пар гладиаторов в память об отце. Следующий бой был проведен в честь Марка Эмилия Лепида на Форуме, и в нем участвовали уже 44 бойца.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram, VK или OK. Там ещё больше интересного.
+2
Нет комментариев. Ваш будет первым!