Девять бед Епистинии Степановой
Кубанская крестьянка Епистиния Федоровна Степанова потеряла девятерых сыновей, которые погибли в войнах. В 1918 году, во время Гражданской войны, старшего сына Александра расстреляли белые, поскольку семья помогала красным. В 1939 году на Халхин-Голе погиб Федор Степанов.
Великая Отечественная война унесла жизни всех братьев Степановых. Только Николай вернулся домой с осколком в ноге, но в 1963 году он скончался от последствий ранения.
Дорога из хутора поднималась в гору, и мать видела, как ее сыновья уходят из дома один за другим. Она ждала их писем.
«Скоро мы вернемся домой. Обещаю, что буду сражаться за родную Кубань и советский народ до последнего вздоха. Мы закончим сражение и тогда приедем, если повезет», — писал с фронта младший сын, Сашка, которого дома звали Мизинчиком.
Но счастье обошло Мизинчику стороной. Он воевал храбро и получил орден Красной Звезды за личное мужество. Однако осенью 1943 года, будучи командиром отделения, ему пришлось защищать Украину от гитлеровцев. На подступах к Киеву его рота отразила шесть атак врага.
Седьмую атаку он отбивал уже в одиночку. Позже подсчитали, что он уничтожил 15 врагов. Когда у него закончились боеприпасы, он подорвал себя на последней гранате вместе с оставшимися врагами. Александру было всего 20 лет. Посмертно ему присвоили звание Героя Советского Союза.
Но стало ли легче матери от этого?
За несколько месяцев до гибели Александра, в июле 1943 года, на Курской дуге был убит Илья Степанов. Он был танкистом и уже был тяжело ранен в начале войны в Прибалтике.
После серьезного ранения Илья долго лечился в госпитале, а затем уже дома у матери. Но вскоре его отправили под Сталинград. После второго ранения он снова попал в госпиталь, а затем вернулся на фронт. Третье ранение стало для него роковым.
Также в страшном для матери 1943 году зимой фашисты расстреляли партизана Василия Степанова, который воевал в Крыму и попал в плен, но сбежал и присоединился к партизанам. Однако его поймали на задании и бросили в тюрьму, где он не смог сбежать во второй раз.
Иван Степанов тоже был партизаном, но пропал в 1942 году. Он бежал из плена, скрывался у колхозников и потом ушел в отряд. Его расстреляли в Белоруссии.
Совершенно ничего не было известно о брате Павле, который пропал без вести в 1941 году.
Епистиния Федоровна не надевала траурный черный платок, она ждала.
Но в феврале 1945 года скончался Филипп Степанов. 35-летний бригадир полеводов, который выращивал такие урожаи, что ими гордились даже в Москве на Всесоюзной выставке. Он не дожил до Победы всего несколько месяцев и умер в немецком штрафном лагере.
«Береги детей. Когда они вырастут, пусть жалеют тебя и бабушку», — писал он жене с фронта, но своих детей он больше никогда не увидел.
Епистиния Федоровна прожила до 93 лет в семье своей единственной дочери, воспитывая внуков и правнуков. История её семьи была широко известна. Она первой среди советских женщин получила орден матери-героини. Маршалы отправляли ей телеграммы, ей посвящали стихи, книги и картины.
Кинодокументалисты Карпов и Русанов запечатлели её материнский подвиг в фильме «Слово об одной русской матери».
Памятник, установленный ей в Тимашевске, был создан на основе этого фильма. Скульптора поразил кадр, где солдатская мать сидит на скамейке и ждет тех, кто никогда не вернется.