Как известно, автомобиль — источник повышенной опасности. Первой жертвой автомобильной аварии считают ирландскую женщину-ученого Мэри Уорд. В 1869 году она решила прокатиться со своими племянниками на самодельном паровом автомобиле. На крутом повороте женщина выпала из повозки прямо под колеса и мгновенно погибла. Так был открыт огромный счет жертв ДТП.
Люди гибнут в автокатастрофах ежедневно, и производители стараются снизить этот счет. Каждая модель техники, прежде чем выйти на рынок, проходит краш-тест. В наши дни людей в этих подстроенных авариях заменяют специальные манекены, но так было не всегда.
Когда автомобили только появились, никто особо не задумывался над их безопасностью. Происшествия с техникой были редкостью, а их жертвы считались погибшими на производстве. В этом нет ничего удивительного, так как из-за малого количества такой техники от нее страдали сами изобретатели. К концу 19 века у человека был выше шанс погибнуть при крушении дилижанса или выпасть из седла, чем разбиться в автомобильной аварии.
Но после 1890 года все изменилось. Машин становилось все больше, и все чаще в прессе появлялись некрологи с упоминанием аварий. На рубеже столетий, когда несколько компаний выпускали авто серийно, о безопасности начали серьезно задумываться. А к началу 30-х годов появилась статистика: 15,6 погибших человека на 100 миллионов миль, то есть на пробег всех выпущенных на тот момент в мире автомобилей.
Как раз в 1930-е годы производители автомобилей и начали задумываться о повышении безопасности своей продукции. Машины того времени были максимально опасны для водителя и пассажиров во время столкновения или переворачивания. У них была металлическая приборная панель, жесткая рулевая колонка и множество выступающих твердых элементов в салоне: ручек, переключателей, рычагов и прочего.
Чтобы исследовать, как ведет себя машина при аварии, компания General Motors провела в 1934 году первые краш-тесты. В авто американской марки еще не сажали манекены — тачки просто разбивали о бетонную стену. После эксперимента конструкторы внимательно изучали то, что осталось и делали выводы о безопасности. При этом подход к вопросу был ошибочным. Считалось, что чем крепче автомобиль, тем в нем безопаснее. В некоторых случаях, для некритических ударов, привлекали добровольцев, которых как следует экипировали. Но этот метод не прижился.
Ошибку осознали именно после того, как в краш-тестах использовали первые манекены. Стало ясно, что кузов автомобиля должен не выдерживать удар, а гасить его. Это достигается с использованием сминающихся зон. Дополнительно в GM открыли для себя то, что руль, рычаги и педали должны быть устроены так, чтобы не травмировать людей при ударе.
Первые манекены были пластиковыми. Они давали очень смутную картину повреждений при столкновении, так как сильно отличались от человеческих тех. Поэтому в конце 30-х в краш-тестах начали использовать трупы. Казалось, что тела умерших идеально подходят для изучения. Они даже могли получать переломы, вывихи и травмы внутренних органов! До конца 40-х годов все всех устраивало, а трупы молча переносили самые неслыханные истязания.
Но в начале 50-х автомобильная индустрия сделала очередной рывок. Автомобилей начали производить больше, конкуренция возросла, а значит, поднялись и требования к безопасности. Тогда стало ясно, что мертвое тело — не лучший инвентарь для краш-тестов. Во-первых, в испытаниях использовали тела людей, умерших естественной смертью и завещавших свои тела науке. В большинстве случаев это были старики.
Но для точного изучения нужно было знать, что будет при столкновении с детьми, подростками и людьми разной комплекции. Во-вторых, тела были «одноразовыми» и их катастрофически не хватало. Очень немногие в то время были готовы к тому, что после смерти их будут разбивать о бетонные блоки и встречные грузовики. Поэтому в конце 50-х годов в качестве манекенов начали использовать живых свиней.
Животным давали наркоз, усаживали их в кресла и устраивали аварии. Внутреннее строение этих животных очень похоже на человеческое, поэтому травмы были очень похожими. Этот опыт позволил сделать серьезный рывок вперед в деле защиты водителей и пассажиров при ДТП.
Именно в эпоху «участия» свиней в краш-тестах были разработаны складывающиеся рулевые колонки, травмобезопасные передние панели, внутренние зеркала заднего вида, не вызывающие травм при аварии. Производители были всем довольны, автомобилисты тоже. Но были и те, кому не нравилась идея участия животных в смертельных испытаниях.
Если использование трупов вызывало протесты среди религиозных организаций, то в случае со свиньями возмущаться начали активисты ASPCA — Общества по защите животных. Эти сознательные граждане попортили немало нервов производителям автомобилей. Вскоре эра свиней в краш-тестах миновала. Причем произошло это вовсе не из-за акций зоозащитников. В очередной раз выяснилось, что испытаниям не хватает информативности. Свиньи перестали удовлетворять запросы инженеров.
На заре 70-х в США сразу несколько фирм начали разрабатывать специальные манекены для краш-тестов. Это были изделия, точно повторяющие особенности человеческой анатомии и имеющие вес как у человека. Первый продукт, появившийся на рынке испытательного оборудования, назывался Hybrid. Как это часто бывает, первый блин оказался комом и манекен посчитали бесполезным.
Поэтому сразу вслед за первой моделью появилась вторая — Hybrid II. На дворе стоял 1972 год и на то время это было настоящее чудо человеческой мысли. Манекен обладал гибким позвоночником, имел подвижные суставы, в том числе такие сложные, как плечевые. Это поколение манекенов было встречено благосклонно и их допустили к краш-тестам.
Несмотря на это, некоторые компании по старинке использовали тела людей и свиней. Также инженеры выезжали на места аварий и изучали погибших и травмированных на месте происшествий, делая из этого выводы. Короче, в сфере краш-тестов царила полная анархия. В 1973 году всему этому положили конец.
Национальная ассоциация безопасности дорожного движения США (NHTSA) приняла общие для всех правила краш-тестов, в которых одобрила манекен Hybrid II. Лишь после этого концерны оставили в покое мертвых и перестали издеваться на свиньями. Хотя были и исключения. Точно известно, что последняя свинья разбилась за рулем Chevrolet в 1993 году. А за пределами США, например, в Китае, краш-тесты с участием животных проводят до сих пор.
До 1976 года в краш-тестах изучались лишь аварийные травмы взрослых. Но вскоре появился Hybrid III. Это был уже не манекен, а семья манекенов. Сначала выпустили три типа фигур: ростом 175 см и весом 77 кг, ростом 188 см и весом 100 кг, а также ростом 152 см и весом 50 кг. Позже в семье манекенов произошло пополнение. Изготовили 21-килограммовый манекен, который был аналогичен ребенку примерно 7 лет, и 15-килограммовый, изображающий 3-летнего ребенка.
В конце 90-х начали выпускать даже манекены домашних животных и специальные, для изучения детских автокресел. Современные манекены — это очень сложные предметы. Они не только имитируют человеческий организм вплоть до строения скелета, но и густо нашпигованы всевозможными датчиками.
Изготавливают их на заказ, при этом цена за штуку стартует от 100 тыс. долларов (6,1 млн рублей). Есть и дороже, например, один из самых ценных манекенов обошелся одной из компаний в 400 тыс. долларов (24,6 млн рублей). Так как суммы за этих безмолвных ребят просят внушительные, их принято не выбрасывать после краш-теста, а ремонтировать. Для этого проводят замену отдельных поврежденных узлов, которые покупают отдельно.