Этот образ слегка отличается от привычных картинок с накаченными бойцами.
Гладиаторы, сражения не на жизнь, а на смерть, кровь на песке… Всё это уже прочно отложилось в массовом сознании. Как и эталонный образ типичного бойца на арене — настоящего терминатора с буграми мышц. За это спасибо Голливуду: он наплодил фильмов о Древнем Риме и в каждый первый из них впихнул накаченных гладиаторов.
В общем, всё это оказалось сказкой. В реальности гладиаторы выглядели скорее как типичные посетители пельменной.
В этом убедились сотрудники Венского медицинского университета. Они исследовали скелеты из древнего захоронения бойцов возле турецкого города Эфес и провели изотопный анализ костей. Выяснилось, что в перерывах между боями, те ели как на убой.
Кстати, на это указывал ещё древнеримский врач Гален. Он писал, что гладиаторы налегали на блюда из ячменя и бобовых. А Плиний Старший и вовсе называл повелителей арены “пожирателями ячменя”. В их диету входило и довольно много пшеничного хлеба. Такой рацион давал не только нужную бойцам энергию для битв и тренировок, но и наращивал неплохой жировой запас на боках. Поэтому обычно гладиатор выглядел как-то так:
Часть учёных даже считает, что слой жира давал обеспечивал естественную защиту тела. И снижал вероятность травм связок и суставов. Короче, одни плюсы.
Хотя упитанность не мешала им устраивать настоящие битвы на арене. С этим у воинов был полный порядок — спасибо жёстокой муштре в гладиаторской школе.
А вот то, что каждый поединок приводил к чьей-либо смерти — тоже миф. На арене присутствовал судья “summa rudis”, он почти всегда останавливал вовремя бой и не допускал, чтобы одного из бойцов убили или покалечили. Гладиаторы были очень дорогим и штучным товаром, таким просто так никто раскидываться не стал бы. Их бои больше напоминали представление: они наносили друг другу небольшие раны и порезы, потом их торжественно разводили в разные стороны. А после боя передавали в руки лучших врачей того времени.
Конечно, были и кровавые сражения, и смерть гладиаторов на арене. Но в редких случаях. Многие завершали карьеру без всяких смертоубийств и заканчивали свой век инструкторами в гладиаторских школах, прислугой там же, или вовсе получали свободу и открывали лавочку или пекарню на заработанные в боях деньги.