Почему советское образование считалось лучшим в мире
Советская система образования часто воспринимается как одна из самых эффективных и прогрессивных в мире. Несмотря на множество критических замечаний и недостатков, она оставила значительное наследие и даже была предметом зависти для многих стран.
В этой статье «Капитаны будущего» рассмотрят ключевые аспекты, которые способствовали признанию советского образования как одного из лучших в мире.
К 1936 году было обучено около 40 млн человек и процент грамотности в стране вырос до 90%, это перестало быть острой социальной проблемой.
В ходе ликбеза власть также сделала большой упор на работу с детьми-беспризорниками, которые после Первой Мировой и Гражданской войн остались без семьи и места жительства. В 1921 году в СССР их насчитывалось до 7 миллионов. Их следовало не только обучить грамоте и профессии, но и приучить к труду. Именно во время борьбы с беспризорностью проявился талант крупнейшего советского педагога Антона Семеновича Макаренко, автора «Педагогической поэмы». К началу 1928 года по всему Советскому Союзу насчитывалось только около 300 тысяч беспризорных.
Всего за 30 лет советской власти удалось впервые в истории России достигнуть практически всеобщей грамотности, близкой к 100 %.
Первый декрет о единой трудовой школе в 1918 году привел все учебные заведения к единому образцу. Школа состояла из двух ступеней: от 8 до 13 лет и от 13 до 17 лет. Обучение стало бесплатным и совместным (в одном классе учились и мальчики, и девочки). В школах убрали богословие, ввели изучение марксизма.
К 1934 году образовательная система вновь подверглась изменениям. Теперь было три ступени: начальное образование 1-4 классы, неполное среднее 5-7 классы, среднее 7-10 классы. Вернули отметки, традиционные предметы, домашнее задание и классных руководителей. Введение единой формы стерло любое неравенство и социальное различие среди школьников.
К середине прошлого столетия власть осознала, что многие молодые ребята, которые были вынуждены работать на предприятиях, не успевают посещать школу. Тогда появилась «Вечерняя школа». Занятия в такой школе посещали свыше двух миллионов человек, длились они с 19-20 часов до 23-00 ночи.
Для того, чтобы вырастить достойных граждан из нового поколения, в 1922 году было решено создать единую систему пионерских отрядов со своим законом, торжественным обещанием и своим политическим уклоном. Основными критериями организации стали: подготовка и сплочение пролетарской молодежи в борьбе за идеалы коммунизма, главенство общественного перед личным, готовность к самопожертвованию.
«Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут», «Октябрёнок – будущий пионер» — такие лозунги знал каждый ученик начальной школы. Но пионером мог стать не каждый октябренок, все кандидатуры рассматривались индивидуально на сборе пионерского отряда или дружины. Если ответ был положительный, школьник давал клятву и получал галстук — символ чести. Задачи пионеров были следующие: соблюдать дисциплину, быть примером в учебе и повседневной жизни, помогать старшим, защищать младших, заниматься общественно-полезным трудом. Вступление в комсомол было еще сложнее: для этого нужно было получить рекомендации двух старших товарищей, выучить наизусть устав комсомола, значимых личностей, создававших организацию, ключевые даты её деятельности, съездов. И ответить на довольно каверзный вопрос — «почему ты хочешь в комсомол?». Не вступать в комсомол было нежелательно — это имело свои негативные последствия при поступлении в учебные заведения и на приличную работу.
Таким образом, попав в эту систему в первом классе, ты хочешь или нет, но точно вырастешь достойным гражданином своей страны.
В 1945 году для отличившихся примерных учеников вводят золотые и серебряные медали. Серебро ученик мог получить за одну или две четверки в аттестате. Золотой медалист — абсолютный отличник — мог поступить в вуз без вступительных экзаменов.
В университете средняя стипендия достигала порядка 30% от зарплаты хорошего инженера — 130—150 руб на тот момент. Это очень мотивировало студентов учиться на отлично.
Если советский человек заканчивал ВУЗ, то студента ждало распределение — это гарантировало рабочее место по полученной профессии.
Советское образование действительно обладало рядом уникальных характеристик, которые сделали его одним из лучших в мире. Доступность, стандартизация и идеологическое воспитание — все это способствовало формированию высококвалифицированных кадров и достижению значительных успехов в различных областях.
В этой статье «Капитаны будущего» рассмотрят ключевые аспекты, которые способствовали признанию советского образования как одного из лучших в мире.
Акцент на ликвидации безграмотности
26 декабря 1919 года выходит декрет о ликвидации безграмотности, в котором говорится о том, что все жители страны от 8 до 50 лет должны пройти курс, чтобы освоить минимальные знания: научиться читать, писать и считать.К 1936 году было обучено около 40 млн человек и процент грамотности в стране вырос до 90%, это перестало быть острой социальной проблемой.
В ходе ликбеза власть также сделала большой упор на работу с детьми-беспризорниками, которые после Первой Мировой и Гражданской войн остались без семьи и места жительства. В 1921 году в СССР их насчитывалось до 7 миллионов. Их следовало не только обучить грамоте и профессии, но и приучить к труду. Именно во время борьбы с беспризорностью проявился талант крупнейшего советского педагога Антона Семеновича Макаренко, автора «Педагогической поэмы». К началу 1928 года по всему Советскому Союзу насчитывалось только около 300 тысяч беспризорных.
Всего за 30 лет советской власти удалось впервые в истории России достигнуть практически всеобщей грамотности, близкой к 100 %.
Педагогические эксперименты
За время существования СССР несколько раз производилась образовательная реформа. Именно такой гибкий подход: быстрая проверка гипотез и смена их, в случае неэффективности, сделало советское образование одним из лучших в мире.Первый декрет о единой трудовой школе в 1918 году привел все учебные заведения к единому образцу. Школа состояла из двух ступеней: от 8 до 13 лет и от 13 до 17 лет. Обучение стало бесплатным и совместным (в одном классе учились и мальчики, и девочки). В школах убрали богословие, ввели изучение марксизма.
К 1934 году образовательная система вновь подверглась изменениям. Теперь было три ступени: начальное образование 1-4 классы, неполное среднее 5-7 классы, среднее 7-10 классы. Вернули отметки, традиционные предметы, домашнее задание и классных руководителей. Введение единой формы стерло любое неравенство и социальное различие среди школьников.
К середине прошлого столетия власть осознала, что многие молодые ребята, которые были вынуждены работать на предприятиях, не успевают посещать школу. Тогда появилась «Вечерняя школа». Занятия в такой школе посещали свыше двух миллионов человек, длились они с 19-20 часов до 23-00 ночи.
Идеологическое воспитание и патриотизм
Советская система образования не только передавала знания, но и активно формировала мировоззрение учащихся. Воспитание патриотизма, трудовой этики и коллективизма были важными аспектами образовательного процесса. Это создавало сильное чувство принадлежности к стране и ее идеалам, что способствовало сплоченности общества и эффективности обучения.Для того, чтобы вырастить достойных граждан из нового поколения, в 1922 году было решено создать единую систему пионерских отрядов со своим законом, торжественным обещанием и своим политическим уклоном. Основными критериями организации стали: подготовка и сплочение пролетарской молодежи в борьбе за идеалы коммунизма, главенство общественного перед личным, готовность к самопожертвованию.
«Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут», «Октябрёнок – будущий пионер» — такие лозунги знал каждый ученик начальной школы. Но пионером мог стать не каждый октябренок, все кандидатуры рассматривались индивидуально на сборе пионерского отряда или дружины. Если ответ был положительный, школьник давал клятву и получал галстук — символ чести. Задачи пионеров были следующие: соблюдать дисциплину, быть примером в учебе и повседневной жизни, помогать старшим, защищать младших, заниматься общественно-полезным трудом. Вступление в комсомол было еще сложнее: для этого нужно было получить рекомендации двух старших товарищей, выучить наизусть устав комсомола, значимых личностей, создававших организацию, ключевые даты её деятельности, съездов. И ответить на довольно каверзный вопрос — «почему ты хочешь в комсомол?». Не вступать в комсомол было нежелательно — это имело свои негативные последствия при поступлении в учебные заведения и на приличную работу.
Таким образом, попав в эту систему в первом классе, ты хочешь или нет, но точно вырастешь достойным гражданином своей страны.
Поощрение учащихся
Советская власть на протяжении всего цикла получения образования очень поощряла к труду и получению отличных отметок.В 1945 году для отличившихся примерных учеников вводят золотые и серебряные медали. Серебро ученик мог получить за одну или две четверки в аттестате. Золотой медалист — абсолютный отличник — мог поступить в вуз без вступительных экзаменов.
В университете средняя стипендия достигала порядка 30% от зарплаты хорошего инженера — 130—150 руб на тот момент. Это очень мотивировало студентов учиться на отлично.
Если советский человек заканчивал ВУЗ, то студента ждало распределение — это гарантировало рабочее место по полученной профессии.
Советское образование действительно обладало рядом уникальных характеристик, которые сделали его одним из лучших в мире. Доступность, стандартизация и идеологическое воспитание — все это способствовало формированию высококвалифицированных кадров и достижению значительных успехов в различных областях.
+5
50
- Комментарии
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы добавлять комментарии