Один из народов, обитающих на Северном Кавказе, называется осетинами. У этого народа имеются богатые и уникальные традиции. На протяжении многих лет учёных интересует вопрос: «Являются ли осетины мусульманами или христианами?» Чтобы ответить на него, необходимо изучить историю религиозного развития данного народа.

Осетины: мусульмане или христиане? Исследуем религиозные традиции осетинского народа

Осетины

Осетины в древности

На протяжении истории осетинская нация имела различные названия. Так, сами себя они называли «ирон адам», а свою родину — «Иристон». Грузины именовали их «овси», а их землю — «Овсети».

С начала первого тысячелетия нашей эры осетины обитали на Северном Кавказе в Аланском царстве. В дальнейшем осетины столкнулись с натиском монголов и армий Тамерлана, что значительно изменило их образ жизни. Под влиянием Грузии осетины начали адаптироваться к новым условиям, что затронуло и их религиозные убеждения. Приспосабливаться к новым условиям жизни стало довольно трудно, и им пришлось селиться в суровых горных районах.

Наблюдатели со стороны охотно сочувствовали осетинам, так как их страна была изолированной и недоступной для внешнего мира из-за ледяных и снежных гор, а также крутых склонов и стремительных рек. Из-за природных условий Осетия обладает скромной плодородностью: здесь практически невозможно вырастить что-то, кроме злаков — овса, пшеницы и ячменя.

Религия осетин, с давних времён считавшаяся христианством, в настоящее время лишь называет себя так благодаря соблюдению Великого поста, почитанию икон, а также вере священникам и церквям. Никаких других связей с христианством у них нет. Ранее осетины почитали различных богов природы и искали аналогии между христианскими святцами и мусульманскими, часто принося жертвы как христианским святым, так и таким, как Николай Угодник, Георгий Победоносец, архангел Михаил и другим.

Введение христианства в Осетию

Как же осетины стали христианами? Эта религия пришла к ним из Грузии в XI-XIII веках, согласно официальным сведениям, однако мало кто знает, что знакомство народа с ней произошло гораздо раньше. Христианство постепенно вошло в их жизнь.

Осетины: мусульмане или христиане? Исследуем религиозные традиции осетинского народа

Осетин

Уже в IV веке южные осетины приняли христианство от западной Грузии. Однако, из-за ослабления веры после утраты Лазикой, связанной с персами, религиозные учения не распространились дальше. Снова христианство проявило себя во время похода Юстиана в Осетию и Кабарду в VI веке. В это время при усердии Юстиниана как миссионера началось строительство церквей, и стали приезжать епископы из Греции.

Этот период стал важным для приучения осетин к основам христианского культа и обрядам. Однако уже в VII веке начались набеги арабских завоевателей, что вновь замедлило развитие христианства.

На протяжении многих веков религиозная жизнь в Осетии оставалась нестабильной. Существовали как осетины-христиане, так и те, кто исповедовал ислам. Обе традиции стали для них близкими и родными.

Изучение веры осетин

На протяжении многих лет осетины исповедовали как христианство, так и ислам. Несмотря на различия в конфессиях, ритуалы проводились совместно и были тесно связаны со старинными верованиями. В настоящее время в Северной Осетии существуют общины 16 различных конфессий. Учёные постоянно исследуют религиозные практики населения и обращают внимание на то, как вера влияет на жизнь народа.

Систематическое изучение религиозных убеждений осетин началось после присоединения Осетии к России. Первоначально к этому процессу подключились представители российской православной церкви, которые наблюдали за тем, как осетины, имеющие нестабильные верования, ведут свою жизнь и каким традициям отдают предпочтение.

Первые исследования были проведены в период миссионерской активности на территории этой горной страны.

Особенности веры осетин

На протяжении веков традиционная религиозная система формировала взгляд народа, который значительно отличается от монотеистических верований.

Вера осетин открыта и готова принять новые идеи и мнения других религий. Особенность осетинской религии заключается в толерантном отношении этого народа как к христианам, так и к мусульманам. Таковы они — осетины. Для них не имеет значения, окружают ли их мусульмане или христиане.

Независимо от вероисповедания родных и друзей, эти люди проявляют к ним одинаковое отношение, поскольку в разное время в жизни народа сосуществовали и христианство, и ислам.

Выражение христианства в Осетии

Осетины: мусульмане или христиане? Исследуем религиозные традиции осетинского народа

Осетин

Изначальные корни ислама в Алании не были исследованы так же глубоко, как христианства. Учёные имеют разные мнения по этому вопросу. История осетин утверждает, что ислам начал распространяться на этих территориях в VII веке, в то время как другие источники указывают, что он стал «родным» для осетин лишь в XVIII веке. В любом случае, известно, что значительные изменения произошли после того, как Осетия была присоединена к России. Религиозные практики быстро изменились и адаптировались к новым условиям. Православная церковь старалась восстановить христианство среди осетин, хотя миссионерам было сложно достичь успеха.

Осетины воспринимали крещение как необходимый шаг для вхождения в российское общество и не проявляли интереса к христианским учениям, а также не следовали церковным ритуалам. Прошло несколько десятилетий для того, чтобы осетины начали осознавать веру Христа и интегрироваться в церковную жизнь. Существенную помощь в этом оказало создание христианских образовательных учреждений, в которых происходил процесс народного обучения.

После вхождения Осетии в состав России христианство и ислам стали развиваться параллельно. В некоторых районах страны распространялся ислам, особенно в западных и восточных регионах, где люди приняли его как единственную религию.

Воздействие России на религию осетин

Во время первой Гражданской войны Православная Российская Церковь была объявлена оплотом контрреволюции. В дальнейшем последовали репрессии, нацеленные на духовенство, которые продолжались несколько десятилетий, в результате чего были разрушены церкви и храмы.

Владикавказская епархия уже в первые два десятилетия советской власти была полностью уничтожена. Осетины, как христиане, так и мусульмане, не имели единой религиозной идентичности. В период с 1932 по 1937 годы прошла вторая волна репрессий, затронувшая как христианство, так и ислам. В это время в Осетии происходили массовые разрушения и закрытие храмов. Например, в Владикавказе из 30 соборов осталось всего два, которые функционируют и сегодня.

В 30-е годы практически все мечети, расположенные на территории Северной Осетии, были разрушены. Лучшие священнослужители разных национальностей подверглись преследованиям.

В советское время религиозным организациям было трудно выжить, однако православная вера оставалась традиционной и распространенной для коренных осетин. Лишь к 90-м годам в Осетии началось возрождение ислама, общины начали регистрироваться, а мечети восстанавливаться.

На сегодняшний день все еще ощущаются последствия предыдущих нападок и преследований. Священнослужители не обладают специальной профессиональной подготовкой, и практически отсутствует необходимая литература для богослужений. Это отрицательно влияет на деятельность мусульманских общин. Были предприняты попытки привлечения молодых людей, обучавшихся в Египте и Саудовской Аравии, но это привело к негативным результатам, поскольку с ними на Кавказе начали распространяться незнакомые и нехарактерные для народа доктрины салафизма.

Современная Осетия

В нынешнем мире из-за изменений в религиозных взглядах начинают формироваться новые их варианты, которые сильно отличаются от традиционных. Культура осетин также претерпевает трансформации. Под предлогом возрождения национальной осетинской религии предпринимаются попытки создать новые направления, которые могут стать альтернативой исламу и христианству.

Эти направления обозначаются как неязыческие. В республике Осетия уже зарегистрированы три такие общины, которые стремятся организовать республиканскую структуру.

На сегодняшний день Осетия представляет собой небольшое государство с площадью почти 4000 квадратных километров и ограниченным числом жителей. После войны с Грузией в августе осетины обрели относительную безопасность. Грузины покинули территорию, но вместе с этим местное население стало более уязвимым.

Контроль за границами между Южной Осетией и Грузией осуществляется с жесткой дисциплиной российскими властями. Россия создала Пограничное управление по Южной Осетии. После конфликта с Грузией процесс восстановления страны идет очень медленно, а столицу Цхинвал начали реконструировать только недавно.

Пятидесятники и общины Осетии

Осетины: мусульмане или христиане? Исследуем религиозные традиции осетинского народа

Осетинка

Ситуация с религией в этом регионе довольно уникальна. Единственной уцелевшей синагогой после периода атеизма в советское время осталась Цхинвальская, которая ныне функционирует как еврейский культурный центр. В настоящее время еврейская община активно покидает Осетию и возвращается в Израиль, что привело к тому, что синагога начала служить пятьдесятникам из Осетии.

В действительности функционирует только задняя часть здания, так как передняя использовалась для богослужений иудеями. В Осетии также существуют еще шесть общин пятидесятников.

Множество представителей осетинской интеллигенции приняли это учение, и богослужения проходят как на русском, так и на местном языках. Несмотря на то что пятидесятники не имеют официальной регистрации, они активно развиваются и занимаются своей деятельностью.

Это направление заняло крепкие позиции в структуре объединенной церкви христиан с евангельской верой.

Современные осетины

Множество осетин до сих пор придерживается традиционных верований. В разных населённых пунктах республики имеются свои святыни и молитвенные дома. На данный момент Осетия переживает процесс восстановления и реконструкции.

Из-за сложной социально-политической ситуации многие люди покинули страну, а оставшиеся вынуждены существовать на скромные зарплаты. Людям приходится трудно в сфере строительства и покупке необходимых продуктов, так как таможенные службы России продолжают функционировать по прежней схеме, аналогичной той, что была до конфликта с Грузией.

Культура осетин не развивается так быстро, как хотелось бы; у них до сих пор нет возможности получить качественное образование и достигнуть успеха в жизни. Это происходит, несмотря на наличие в Осетии богатых запасов цветных металлов, качественной древесины и восстановление текстильной промышленности. Чтобы государство могло развиваться и стать более современным, потребуется немало усилий и новое руководство.

Актуальное состояние религии осетин

Осетины: мусульмане или христиане? Исследуем религиозные традиции осетинского народа

Осетины

История осетинского народа весьма сложна, и также непросто разобраться с их религиозной идентичностью. Кто именно осетины — мусульмане или христиане? На этот вопрос трудно ответить. Северная Осетия оставалась недоступной для изучений, и информации о ней немного.

По данным специалистов, примерно 20 % населения на севере являются последователями ислама. Основная волна религиозности наблюдается после распада СССР, когда многие молодые люди в Северной Осетии начали принимать ислам, в основном в его ваххабитской форме.

Некоторые полагают, что духовенство старается контролировать религиозные практики мусульман, и что их деятельность находится под негласным контролем ФСБ.

Национальность и религия

Южная Осетия привлекала множество народов — осетин, грузин, русских, армян и евреев. Из-за конфликта 90-х годов коренные жители во множестве покинули свою страну и переселились в Россию.

В основном это касается Северной Осетии — Алании. Грузины, в свою очередь, также массово возвращались на родину. Несмотря на все испытания, православная вера продолжает оставаться доминирующей среди осетин.

Взаимосвязь культуры и религии

Культура осетин продолжает развиваться, но народ стремится сохранить древние традиции и передать их молодому поколению. Для жителей Осетии не имеет значения, какую религию исповедуют их близкие и соседи.

Главное — это уважение и взаимопонимание друг к другу, а Бог — один для всех.

Таким образом, несущественно, являются ли осетины мусульманами или христианами. В республике доступны музеи, театры, библиотеки и учебные заведения для духовного и интеллектуального развития.

Государство активно работает над развитием экономики и других сфер.