kalaputski.ru kalaputski.ru

Советские вожди в кино

В начале 1990-х на экраны вышел фильм «Кооператив «Полит­бюро», или Будет долгим прощанье» — как успешные когда-то актёры после перестройки ездили по городам в образах Сталина, Хрущёва, Брежнева. Развлекали, веселили и погибли от рук рэкетиров. Как ни странно, но и в реальности далеко не всем актёрам, сыгравшим когда-то вождей, жилось после этого счастливо…
Изображение

Ильич и предатель

По воспоминаниям современников, Владимир Ильич Ленин очень не любил, когда кто-то изображал его на сцене или снимал в кино, был довольно мнителен на этот счёт, поэтому самые известные фильмы с Лениным увидели свет только после его смерти.
Изображение
Кадр из фильма «Верность матери», 1966 год
Когда Сергей Эйзенштейн снимал фильм «Октябрь», возникла проблема — Надежда Крупская категорически отказывалась утверждать на роль своего покойного супруга профессиональных актёров.
Она желала, чтобы Ильича исполнил настоящий пролетарий, а не какой-то «интеллигентишка». В конце концов, в Новороссийске нашёлся механик буксира Василий Никандров. Он был настолько похож на Ленина, что во время съёмок обходился практически без грима.
После выхода на экраны «Октября» Никандрова не раз приглашали и в театр, и в кино на одну и ту же роль — Ильича.
Изображение
Василий Никандров в роли Владимира Ленина в фильме «Октябрь». 1927 год.
Больше всех ролей Ленина в нашем кинематографе сыграл актёр Малого театра Юрий Каюров. Как рассказывал сам Каюров, за происходящим на площадке внимательно следили «консультанты».
Во время съёмок картины «Ленин в Париже» кто-то из них потребовал убрать совершенно невинную сцену, в которой Ленин сидел на скамейке рядом с Инессой Арманд. Цензоры попросили режиссёра снять Инессу Арманд вместе с рабочим Трофимовым и как бы намекнуть, что у неё был роман именно с ним, а вовсе не с Лениным.
Кирилл Лавров создал один из самых ярких образов Ленина, как на сцене, так и на экране. Зрители помнят его по картине «Доверие» режиссера Виктора Трегубовича, ну а своем родном БДТ у него было несколько спектаклей, в том числе и знаменитая постановка Георгия Товстоногова «Перечитывая заново».
Изображение
Кирилл Лавров в роли Ленина в спектакле БДТ «Перечитывая заново»
Играть Ленина всегда было сложно артистам, не только по идейным соображениям. В советское время почти все актеры попадали под обаяние и влияние того образа, который придумал в фильмах Михаила Ромма, выдающийся артист Борис Щукин. С этим приходилось считаться и Кириллу Лаврову:
«Конечно, вы правы, что тот образ, который в свое время создал замечательный артист Борис Щукин, он стал таким основополагающим для большинства актеров, которые, в общем, играли не Ленина, а играли Щукина. Вот он был настолько убедителен и обаятелен. Какой был на самом деле Владимир Ильич, никто же из нас не знает и не видел. У меня были две работы, связанные с этой ролью в театре, где репетиционный процесс гораздо серьезнее, глубже, чем в кинематографе.
Ленин — одна из ярчайших личностей XX века. В своей актерской интерпретации я не пытался идеализировать этого человека, а старался содрать с него позолоту», — рассказывал он журналистам.
Актёру Михаилу Ульянову тоже не раз доставалась роль Ленина и на сцене, и в кино. Но однажды руководство Театра Вахтангова получило выговор от министра культуры Екатерины Фурцевой за то, что отдало Ульянову роль вождя.
Изображение
Спектакль «Человек с ружьём», в котором Ленин должен был быть сыгран идеологически правильно и безукоризненно, планировалось отправить на гастроли за рубеж. Перед премьерой в театр заглянула Фурцева. Узнав, кто назначен на главную роль, она громко кричала, грозя кулаком: «Какое право он имеет играть Ленина, после того как сыграл предателя в «Тишине»?!» Но руководству Вахтанговского театра всё же удалось отстоять Михаила Ульянова.

Мятый Cталин

Иосиф Сталин впервые появился на экранах в страшном 1937-м в картине «Ленин в Октябре». Говорят, что Сталину фильм не понравился, потому что он там был второстепенным персонажем и находился у Ленина «на побегушках».
А в 1938-м на экраны вышла лента «Великое зарево», где Сталин уже выступал на первом плане. Вождя народов сыграл Михаил Геловани. Сталин был доволен. Актёр так хорошо вошёл в образ, что с тех пор его постоянно приглашали на эту роль. Говорят, Сталин сам давал указания взять Геловани. Актёр получил четыре Сталинские премии, перед ним открывались любые двери. Но блага сыпались на него до определённого момента.
Изображение
Кадр из фильма «Вихри враждебные». 1956 год. Михаил Геловани (Сталин) и Владимир Емельянов (Дзержинский)
Сам Геловани был лишён чести видеть Сталина, поэтому он периодически просил режиссёра Михаила Чиаурели взять его с собой на «посиделки» к вождю.
Чиаурели же не раз разыгрывал Геловани: звонил актёру и сообщал, что Сталин готов с ним встретиться, но только в одном из лучших ресторанов Москвы. Геловани звонил в ресторан, заказывал столик, оплачивал закуску, но в назначенный час перед ним появлялся только Чиаурели с голодными друзьями.
Однажды, когда Чиаурели снова позвонил, Геловани заявил, что теперь он ждёт и Чиаурели, и Сталина у себя дома. После чего актёр немножко выпил и прямо в костюме вождя народов прилёг на диван. А через несколько минут в дверь позвонили, и человек в форме предложил препроводить его в автомобиль. Геловани, не успев переодеться, предстал перед очами Сталина в помятом мундире и немного навеселе. Говорят, что с этого момента карьера Геловани покатилась вниз.
Изображение
Кадр из фильма «Серые волки». В роли Хрущева — Ролан Быков. 1993 год
Никита Сергеевич Хрущёв, несмотря на свою харизматичность, не так популярен у наших киношников, как Ленин и Сталин. Самым заметным фильмом с участием «кукурузного короля» стала картина «Серые волки» — о том, как Брежнев «подсидел» Хрущёва, роль которого в ней исполнил Ролан Быков.
Консультировал сценаристов на этой картине сын Никиты Сергеевича Сергей. Говорят, что после выхода фильма он был очень рассержен на Быкова за то, что тот выставил его отца пьяницей.
Изображение
Виктор Сухоруков появлялся на экране и в кепке Ленина, и в очках Берии, и в мешковатом костюме Хрущёва.
«Мне все мои персонажи нравились, — говорит Виктор Сухоруков. — Да, в кино в разные эпохи их играли по-разному: кто-то бездарно, кто-то конъюнктурно, кто-то талантливо. Кто-то за образ вождя получал презенты вплоть до квартиры, а кто-то — по башке.
Да, режиссёры часто пытаются подстроиться под конъюнктуру или веяние времени. А я считаю так: если вы берётесь показывать великого человека (а все вожди всё равно великие, они исторические личности, иначе про них не снимали бы кино), то ёрничать, шутить над ними — это пошло, легкомысленно и очень сиюминутно».
Подписывайтесь на наши каналы в Telegram, VK или OK. Там ещё больше интересного.
0
286
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Наш сайт использует Cookie. Запретить обработку cookies можно в настройках Вашего браузера.