Музей Военно-морского флота в Петербурге
В предыдущей статье этой серии мы рассказывали о
России не повезло — в начале своего пути она не имела удобного выхода в мировой океан. Его пришлось, как и всё в этом мире, выгрызать зубами у других желающих. В процессе страна обзавелась флотом, который обрастал традициями, победами, переживал взлёты и падения. А где богатый на историю флот — там и богатый музей. О нём и поговорим сегодня.
Рай для моделиста
Едва вы переступите порог, как появится ощущение: это же музей моделей! Причём моделей очень качественных, исполненных со всеми полагающимися подробностями. Некоторые из наиболее крупных образцов вполне могут поспорить по размерам с малолитражными автомобилями — что действительно впечатляет.
Уровень исполнения не сильно зависит от даты изготовления модели. Почему? Ну, во-первых, судомоделисты — отдельная «каста», их работы выглядели очень сильно и полсотни лет назад. Но есть и вторая причина, поважнее.
В эпоху парусных флотов ещё на стадии проектирования требовалось создавать модели будущих кораблей — в дополнение к чертежам. И это были вовсе не наскоро вырезанные из дерева игрушки, отдалённо напоминающие оригинал, — многие и сегодня поборолись бы за призовые места на современных выставках стендового моделизма.
Всё это было нужно для бо́льшей наглядности — при создании будущего корабля появлялась возможность повертеть весьма подробные модели, обойти их, сравнить соотношения размеров элементов, и так далее. Поэтому в военно-морских арсеналах мира собирались внушительные коллекции — «модель-камеры».
Причём по возрасту не только не уступает прототипу, но и превосходит его — пусть и ненамного.
Петербургский музей вырос как раз на базе такой модель-камеры, созданной ещё в петровские времена. Его открывали, закрывали, меняли помещения — но в итоге он всё равно с нами, и сейчас, пожалуй, чувствует себя лучше, чем когда бы то ни было.
Что же до самих моделей, то они охватывают период с петровских времён до наших дней. Выглядят красиво, сделаны круто, интересны будут всем — рассматривать детали можно долго на каждой, а в музее их сотни.
Если вы сами занимаетесь стендовым моделизмом, то особенно интересными для вас станут модели броненосцев XIX века — просто потому, что обычно они реже всего представлены на модельных выставках. А тут их тьма тьмущая — выглядеть будет необычно и довольно свежо.
Артефакты прошедших эпох
Менее десяти лет назад с музеем случился очередной переезд — из здания бывшей биржи в частично перестроенные, а частично отреставрированные Крюковские казармы. Места стало больше, но новомодной ныне интерактивности в музее не появилось — всё случилось незадолго до того, как она принялась массово шагать по большим музеям России. То есть ждать такого же царства работающих механизмов, мониторов и проекторов, как в Железнодорожном музее, не стоит.
Правда, в Военно-морском вполне есть на что посмотреть и без интерактивщины. Например, на артефакты, с которых во многом начиналась история русского регулярного флота, — вроде знаменитого ботика Петра. Или на собрание вооружения — от абордажных тесаков до мушкетов, винтовок и морских орудий. Не говоря уже о богатой коллекции живописи и элементах кораблей вроде носовых фигур. Или о подлинных флагах с вражеских кораблей, добытых в реальных боях.
Информацию об адресе, расписании и стоимости билетов лучше всего черпать на .
Не только музей
Военно-морской — не только главное здание с кучей военно-исторической «вкуснятины». Это и филиалы — каждый из которых интересен по‑своему.
Во-первых, это бронепалубный крейсер «Аврора» — самый знаменитый корабль Октябрьского переворота и участник Русско-японской и Первой мировой войн.
Во-вторых — участница Второй мировой войны, подлодка Д-2 «Народоволец». Билет стоит недорого, а залезть внутрь и ознакомиться с бытом подводников — как минимум любопытно.
Другие объекты находятся за пределами Петербурга. Это крепость в Кронштадте, музей «Дороги жизни» в Ленобласти, музей Балтийского флота в бывшей Восточной Пруссии и «Михаил Кутузов» в Новороссийске — крейсер времён холодной войны, один из последних крупных артиллерийских кораблей.
В этих филиалах автор статьи, к сожалению, не был — хотя если бы представилась возможность выбирать, то, пожалуй, начал бы с крейсера. Если кто-то из читателей уже посетил «непитерские» филиалы — напишите, пожалуйста, о впечатлениях в комментарии, мы будем вам благодарны.
Статья и фотографии:
России не повезло — в начале своего пути она не имела удобного выхода в мировой океан. Его пришлось, как и всё в этом мире, выгрызать зубами у других желающих. В процессе страна обзавелась флотом, который обрастал традициями, победами, переживал взлёты и падения. А где богатый на историю флот — там и богатый музей. О нём и поговорим сегодня.
Рай для моделиста
Едва вы переступите порог, как появится ощущение: это же музей моделей! Причём моделей очень качественных, исполненных со всеми полагающимися подробностями. Некоторые из наиболее крупных образцов вполне могут поспорить по размерам с малолитражными автомобилями — что действительно впечатляет.
Уровень исполнения не сильно зависит от даты изготовления модели. Почему? Ну, во-первых, судомоделисты — отдельная «каста», их работы выглядели очень сильно и полсотни лет назад. Но есть и вторая причина, поважнее.
В эпоху парусных флотов ещё на стадии проектирования требовалось создавать модели будущих кораблей — в дополнение к чертежам. И это были вовсе не наскоро вырезанные из дерева игрушки, отдалённо напоминающие оригинал, — многие и сегодня поборолись бы за призовые места на современных выставках стендового моделизма.
Всё это было нужно для бо́льшей наглядности — при создании будущего корабля появлялась возможность повертеть весьма подробные модели, обойти их, сравнить соотношения размеров элементов, и так далее. Поэтому в военно-морских арсеналах мира собирались внушительные коллекции — «модель-камеры».
Вот и получается, что большинство кораблей парусной эпохи давно утрачены, а модель — вот она.
Причём по возрасту не только не уступает прототипу, но и превосходит его — пусть и ненамного.
Петербургский музей вырос как раз на базе такой модель-камеры, созданной ещё в петровские времена. Его открывали, закрывали, меняли помещения — но в итоге он всё равно с нами, и сейчас, пожалуй, чувствует себя лучше, чем когда бы то ни было.
Что же до самих моделей, то они охватывают период с петровских времён до наших дней. Выглядят красиво, сделаны круто, интересны будут всем — рассматривать детали можно долго на каждой, а в музее их сотни.
Если вы сами занимаетесь стендовым моделизмом, то особенно интересными для вас станут модели броненосцев XIX века — просто потому, что обычно они реже всего представлены на модельных выставках. А тут их тьма тьмущая — выглядеть будет необычно и довольно свежо.
Артефакты прошедших эпох
Менее десяти лет назад с музеем случился очередной переезд — из здания бывшей биржи в частично перестроенные, а частично отреставрированные Крюковские казармы. Места стало больше, но новомодной ныне интерактивности в музее не появилось — всё случилось незадолго до того, как она принялась массово шагать по большим музеям России. То есть ждать такого же царства работающих механизмов, мониторов и проекторов, как в Железнодорожном музее, не стоит.
Правда, в Военно-морском вполне есть на что посмотреть и без интерактивщины. Например, на артефакты, с которых во многом начиналась история русского регулярного флота, — вроде знаменитого ботика Петра. Или на собрание вооружения — от абордажных тесаков до мушкетов, винтовок и морских орудий. Не говоря уже о богатой коллекции живописи и элементах кораблей вроде носовых фигур. Или о подлинных флагах с вражеских кораблей, добытых в реальных боях.
Места в музее много, экспонатов тоже, все они интересные — если ещё не были, обязательно внесите в список для посещения.
Информацию об адресе, расписании и стоимости билетов лучше всего черпать на .
Не только музей
Военно-морской — не только главное здание с кучей военно-исторической «вкуснятины». Это и филиалы — каждый из которых интересен по‑своему.
Во-первых, это бронепалубный крейсер «Аврора» — самый знаменитый корабль Октябрьского переворота и участник Русско-японской и Первой мировой войн.
Во-вторых — участница Второй мировой войны, подлодка Д-2 «Народоволец». Билет стоит недорого, а залезть внутрь и ознакомиться с бытом подводников — как минимум любопытно.
Другие объекты находятся за пределами Петербурга. Это крепость в Кронштадте, музей «Дороги жизни» в Ленобласти, музей Балтийского флота в бывшей Восточной Пруссии и «Михаил Кутузов» в Новороссийске — крейсер времён холодной войны, один из последних крупных артиллерийских кораблей.
В этих филиалах автор статьи, к сожалению, не был — хотя если бы представилась возможность выбирать, то, пожалуй, начал бы с крейсера. Если кто-то из читателей уже посетил «непитерские» филиалы — напишите, пожалуйста, о впечатлениях в комментарии, мы будем вам благодарны.
Статья и фотографии:
+1
329
- Комментарии
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Войдите или зарегистрируйтесь чтобы добавлять комментарии