Всем известно восстание римских рабов под предводительством Спартака. Оно стало символом борьбы угнетенных за свою свободу. Но гораздо менее известно о войне рабов, которая произошла до выступления знаменитого фракийца. Это первая сицилийская война рабов, участники которой стали предшественниками великого восстания гладиаторов.
Во II столетии до н.э. Сицилия являлась житницей Рима. В этой провинции царили особые порядки. Большую часть побережья острова населяли обеспеченные греки, которые жили в своих виллах в окружении рабов. На внутренних территориях жили сикулы, порабощенные эллинами еще в VII-VI в. до н.э. Крупных римских гарнизонов в этой провинции не было. Важным моментом было то, что этнический состав рабов на острове был достаточно однороден. Большинство из них были выходцами из стран Восточного Средиземноморья – Сирии и Киликии. В западной части острова было больше рабов-пастухов, а сельскохозяйственные рабы трудились на плодородных землях восточной части Сицилии.
Положение рабов было очень тяжелым. Господа жестоко обращались с ними, не снабжали их продовольствием и одеждой. Особо тяжело приходилось рабам богатого грека Дамофила из Энны. Среди них сложился заговор, который возглавил сириец Евн. Он был прорицателем, жрецом богини Астарты, завоевал доверие рабов своим умом и рассудительностью. Росту его авторитета способствовало умение сирийца совершать различные фокусы, в частности, он мог извергать изо рта огонь.
Связав друг друга совместными клятвами, рабы решились на восстание. Ночью они ворвались в Энну и захватили город. Ненавистный Дамофил и его жена Мегаллида были приведены в городской театр. Суд над ними был организован в стиле античной трагедии, что не удивительно для людей эллинистической культуры. Бывшие рабы были судьями, обвиняемому было предоставлено слово для защиты. В своей речи он доказывал, что был не худшим из господ. Дамофил напомнил своим бывшим рабам, что разрешал им заниматься грабежом, и только один раз запрягал их в свою колесницу. В какой-то момент зрителям показалось, что судьи склоняются к оправданию, тогда брошенный из зрительского зала дротик пронзил «актера» насквозь. Мегаллиду отдали ее служанкам, которые задушили ее за сценой. Дочь Демофила, известная добрым отношением к рабам, была помилована и отпущена на свободу.
В восточной части острова сложилось государство рабов. Царем стал Евн, под именем Антиоха. Он носил тиару и другие царские знаки отличия. Стала чеканиться монета с его именем. Исконные жители Сицилии сикулы поддержали восставших. Бывшие рабы не трогали мелких землевладельцев, сохраняя производственные возможности острова. Второй крупный очаг сопротивления возник на западе, где бывший киликиец Клеон собрал отряд в 5 тысяч человек и подчинил себе Агригент с прилежащей областью.
Вопреки ожиданиям рабовладельцев, вожди восставших не стали враждовать. Клеон подчинился Евну и стал его военачальником. Число повстанцев достигало 100 тысяч. Они заняли почти все крупные города центральной и восточной частей острова — Энну, Агригент, Тавромений, Катану, Мессену. В 134 г. до н.э. Клеон и Антиох разбивают 8-тысячный отряд римского претора. Все это встревожили римский сенат.
На остров были срочно переброшены дополнительные силы. В 133 г. до н.э. консул Луций Кальпурний Пизон Фругий взял Мессену, перебив до 8-ми тысяч восставших. Во главе своего войска он безуспешно осаждал столицу рабов Энну. Осада города затянулась до 132 г. до н.э., когда консул Публий Рупилий наконец взял его. Незадолго до падения столицы Клеон погиб в вылазке. Евн попал в руки победителей и умер в тюрьме. В то же время остров был очищен от небольших отрядов, прятавшихся в горах. Так закончилась одна из великих войн рабов.