Во время январских каникул 2018 года членами армавирского местного отделения Русского географического общества была произведена очередная исследовательская экспедиция. Мы перенеслись на 2 тысячи 800 километров от предгорья Северного Кавказа к подножию Уральских гор.
Вблизи города атомной промышленности Свердловска-44, в 70 километрах от Екатеринбурга мы исследовали одно из многих прекрасных мест Среднего Урала — святилище древних племён вагулов, расположенного на берегах озера Шайтан.
Средний Урал предстал нашему исследовательскому взору в величественной красоте бело-яркой зимы: пушистое, сверкающее убранство осин и берёз, мягкая безветренная погода и приятная, бодрящая минусом температура, что так не свойственно Краснодарскому краю.
Озеро Шайтан расположено в 15 километрах на запад от города, который в 1949 году начал своё существование открытием комбината атомной промышленности. Сегодня численность населения в этом закрытом населённом пункте насчитывает 90 тысяч жителей.
Город строился рядом с поселением староверов Верх-Нейвинским, по тем временам весьма большим. Рядом находились ещё множество небольших сёл — в две, три улицы. Сегодня таковых уже нет на карте. Да и сам посёлок Верх-Нейвинский остался с одной, двумя улочками покосившихся старо-деревянных изб.
На столетних чёрных бревенчатых избах вокруг маленьких окон струится рисунок, вырезанный мастерами далёких дней истории. Орнаментальные узоры где-то сложные, где-то попроще. Но отличительной особенностью, которую я особо отметила для себя, был рисунок слуховых окошек на фронтонах всех без исключения оставшихся в неизменной форме изб — две вершины горы и восходящее над ними солнце.
На мой взгляд жителя Северного Кавказа, это образ нашего двуглавого Эльбруса. Такую точку прецессии восхода солнца между двумя пиками я наблюдала по утрам во время экспедиционного похода в долину Джылы-суу со стороны селения Хурзук в Карачаево-Черкесии.
О каких именно местах Среднего Урала повествует это напоминание в качестве рисунка на фронтонах крыш, пока остаётся загадкой. Вот что рассказал местный сторожил, охотник Владимир Иванов:
Когда я приехал ещё мальцом в только что строившийся город, мы жили как раз в этом посёлке. Я дружил с местными ребятами, детьми староверов. Характеры у них были особенные, не такие как у городских ребят, не всем удавалось с ними подружиться. С самого детства мальцы были прирождёнными охотниками: в 10-ти летнем возрасте ловко умели поставить силки на птиц, петли на зайцев, знали все виды ловушек и читали любые следы зверья.
Были выносливыми и более взрослыми в вопросах взаимодействия природы и человека. С детства ребята знали кодекс охотника и никогда не пренебрегали им. В отношении с развивающейся вокруг их мира цивилизации были холодны. Многие из них и во взрослом возрасте сторонились города, ведя своё странное бытиё обособленно и строго.
Далее наши дороги жизни разошлись, что стало с ними я не знаю, но очень благодарен тем ребятам за истинную красоту того сказочного пространства, которое они приоткрыли для меня в далёких пятидесятых годах.
Итак, мы отправились к Шайтанскому озеру с целью посетить древнее капище вагулов. Святилищ вокруг озера три. К двум из них можно подобраться по воде летом или по льду зимой, но так как лёд был ещё слаб, мы пожаловали к святилищу, к которому можно было подобраться по узкой дамбе.
Путь пролегал через настоящую таёжную чащу. Дорогой по белой картине снегового одеяла читали следы зайца, лисы, куницы и мелких грызунов. Лес там населён всякой живностью в изобилии.
Предстали взору диковинные стройные осины, лиственница, берёзы, липы, кедры и строевые сосны. Разлапистые ёлки в сверкающем снеговом убранстве казались самыми прекрасными существами тайги. Лес строевой, каждое дерево в 2-3 обхвата, чистый, звенящий. Само пространство почувствовалось как гостеприимное, зовущее к своим древним таинствам.
Озеро Шайтан было покрыто белой пустошью. В лёгкой снеговой дымке терялся противоположный берег, где наискось, через поле снегового моста – святилище. Но по свежему льду было боязно идти, поэтому мы пошли на восточный Шихан – святилище древних устроителей. Справка:
Все памятники, расположенные вокруг озера, можно разделить на два типа: береговые низинные и скальные. Скальные памятники выстроены на высоких мысах. Другие — сложены из гранитных блоков или же покоятся на гранитных шиханах (останцах) высотой 7-11 метров. На восточном и северном берегах находится по одному памятнику, на западном — ещё три.
Зимой к озеру можно выйти по самому кратчайшему пути — по реке Кедровка, а далее по болоту, что со стороны дороги Нейва-Рудянка, — Серовский тракт. Наибольший интерес представляют три исследованных и опубликованных скальных памятника: Шайтанский шихан, Южный и Средний шиханы. Их изучение дало значительные по величине и содержанию описание комплексов находок, в том числе неолитическое погребение и остатки человеческих останков, а так же там археологами была собрана богатая коллекция утвари, украшений и оружия.
Древние вагулы, населявшие эти земли, были не только умелыми охотниками и добытчиками, но и имели глубокую духовную основу: практиковали шаманизм, камлание, совершали ритуалы. Об этом свидетельствуют находки археологов богатой коллекции шаманских оберегов и идолов. Топография памятников и характер находок дают возможность интерпретировать памятники в качестве скальных святилищ. Работы на озере ведутся с 1996 года.
Многолетние исследования показали, что все шесть памятников, как низинных, так и скальных, функционировали в качестве культовых. После завершения изучения основных памятников была проведена широкая разведка вокруг озера, в пределах полосы шириной до 1,5 километров. В результате было обнаружено ещё несколько скальных святилищ.
И вот предстало взору то самое потаённое место. В пространстве безмятежности и доверительности иное ощущение, это заметили все члены маленькой экспедиции. Пространство словно шатёр, покрыло нас чуть более тёплым воздухом, безветряной тишиной и каким-то особым настроением.
Каждый член команды погрузился в своё мироощущение и каждый пошёл по своему пути. Наблюдения показали, что в таких местах время растворяется, человек духовно сливается с пространством в единое целое.
При первом взгляде на каменные нагромождения казалось, что это дело рук человеческих. Огромные камни-блоки, облизанные ветрами и дождями, выглядели окатанными, никаких резких углов. Пространство начинало тебя вести от камня к камню, и ты вступал в глубокое общение с тайнами древних святилищ. Под этими камнями хотелось посидеть, и думалось рядом с ними о чистоте помыслов.
К этим каменным стражам нельзя было не прикоснуться живой, тёплой энергией. Вызвала интерес узкая и длинная щель между камнями, напоминающая портал. Вероятно, так же идёт духовное обновление — от тёмного к светлому, как у берёзы в проёме портала.
На вершинае святилища находится священная каменная чаша. Дождевая вода, скапливающаяся в ее углублении, вбирает лучи восходящего солнца. По приданиям, умывшись такой водой, человек открывает свои духовные очи.
С восточной стороны шихана находится святилище огня. Удобно расположенный валун образует козырёк около 2,5 метров, огороженное с трёх сторон место само просится под очаг. Стены валуна изрядно закопчены постоянным использованием места по назначению.
Самые удивительные впечатления произвёл летающий сейд-камень, аккуратно выставленный по некой непонятной нам схеме. Под ним бережно подложены маленькие камни – пятки. Под этим камнем приходили образы далёкой, такой непонятной жизни, когда восходы дарили энергию, луна серебрила мудростью, а деревья были большими. Там, в таёжной глуши, мы нашли сказку, по ощущениям, каждый свою.
Фото: Д. Карпунина
Материал предоставлен Сергеем Фроловым, членом Русского географического общества города Армавира