В оружейной коллекции Московского Исторического музея находится один уникальный клинок. С виду он ничем не отличается от других образцов французского парадного оружия конца XVIII — начала XIX вв. Сабля исполнена в стиле французского ампира. Длина клинка — 83,7 см, ширина – 3,2 см. Он изготовлен из сварного железа (искусственный дамаск). Рукоять – открытого типа, перламутровая, обвитая латунной крученой проволокой. Ее навершие выполнено в виде львиной головы. Крестовина имела загнутые в разные стороны плечи. Эфес изготовлен из позолоченной бронзы. О том, что это оружие неоднократно применяли в бою, говорит ряд признаков. Заднее плечо перекрестия сабли утеряно, оно было сбито сильным ударом. На лезвии клинка имеются зазубрины от рубки. Казалось бы, это одна из парадных сабель, каких множество в коллекции музея. В чем же ее уникальность? Ответ на этот вопрос дает гравированная надпись на обеих сторонах клинка. Она гласит: «N. Bonaparte premier consul de la Republique Francuise», что значит: «Н. Бонапарт первый консул Республики Франция». Это оружие действительно принадлежало великому корсиканцу.
Однако возникают другие вопросы. Как эта сабля попала в Россию? и почему клинок выглядит так, будто им действительно пользовались по назначению?
История данного экспоната Московского Исторического музея действительно удивительна. Все началось в 1799 году, когда Наполеон вернулся из своего Египетского похода. Правительство наградило первого консула роскошным именным оружием. С ним Бонапарт прошёл Маренго, Аустерлиц и Бородино. С ним он встретил свое поражение в 1814 году. После отречения от престола бывший император должен был отправиться в ссылку на остров Эльба. В дороге его сопровождали эмиссары стран-победительниц.
Представителем от России был первый адъютант Александра I — граф П. А. Шувалов. Дорога к побережью лежала через области с роялистски настроенным населением – Бретань и Вандею. Сторонники Бурбонов несколько раз забрасывали карету Наполеона камнями и даже пытались растерзать его. Только мужественное поведение П. А. Шувалова спасло бывшему императору жизнь. Когда кортеж, наконец, добрался до Средиземного моря, вместе с Наполеоном Шувалов взошёл на борт английского фрегата «Неукротимый». Император велел принести одну из своих памятных сабель и с благодарностью вручил её своему спасителю, русскому графу. Так сабля оказалась в России. В семье Шуваловых она пробыла чуть больше ста лет.
В 1918 году она вместе с другими ценностями была реквизирована красногвардейцами. В те смутные годы не особенно ценили исторические реликвии. Сабля стала личным оружием красного кавалериста. Именно в боях нашей гражданской войны она потеряла часть перекрестия и приобрела зарубки на клинке. В 1926 году комиссар одного из кавалерийских полков передал клинок в музей РККА. Такова необычная история этого парадного оружия.