В 1912 году известный польский антиквар и библиофил Вильфред Войнич (большинству из нас его фамилия хорошо известна с детства – его жена Эстель Лилиан Войнич написала роман «Овод») приобрёл у иезуитов несколько десятков старинных фолиантов.
Среди прочих приобретённых изданий был один, который весьма заинтересовал Вильфреда. Этот таинственный текст в дальнейшем получил название «Манускрипт Войнича» и с ним связана масса загадок, которые многочисленные учёные и энтузиасты безрезультатно пытаются разгадать до сих пор.
Манускрипт не мог не привлечь внимания Войнича. Дело в том, что он написан на неизвестном языке, с использованием неизвестного алфавита.
Текст обильно снабжён иллюстрациями, которые, впрочем, не упрощают его разгадки. Внешне манускрипт похож на средневековый фармацевтический справочник. Однако, при ближайшем изучении, иллюстрации отнюдь не упрощают разгадку документа. Многочисленные диковинные растения, изображённые в рукописи, не поддаются опознанию – существующая ботаника их не знает.
Радиоуглеродный анализ пергамента рукописи, произведённый в наше время, показал, что он был произведён в начале XV века. Однако, первое упоминание о манускрипте датировано XVI веком. Таким образом, манускрипт был создан в диапазоне двухсот лет – с XV по XVI века. Первое документальное упоминание о манускрипте относится к концу XVI века – тогда документ хранился в библиотеке императора Священной Римской империи Рудольфа II.
Первые попытки расшифровать документ были предприняты ещё в средние XVII века. После того, как манускрипт попал в руки Войнича, работы над разгадкой тайны манускрипта начались с новой силой. Расшифровать документ пытались десятки криптоаналитиков — как любители так и профессионалы. В том числе, раскрыть тайну документа пытались специалисты, работающие в спецслужбах.
За это время было выдвинуто неимоверное количество теорий, относительно документа. К сожалению они так и остались теориями.
Многочисленные энтузиасты предпринимают попытки разгадать тайну документа до сих пор. Неоднократно делались заявления о том, что рукопись наконец то расшифрована. Однако, загадка остаётся неразгаданной и поныне.