kalaputski.ru kalaputski.ru

Как шутка о пирожках вызвала в Новочеркасске восстание с человеческими жертвами

События, произошедшие в 1962 году в городе Новочеркасске, были строго засекречены и впервые широкие массы узнали о них только в годы перестройки. Восстание, при подавлении которого погибли 26 человек, а десятки получили ранения, началось на Новочеркасском электровозостроительном заводе им. Буденного (НЭВЗ) и охватило почти весь город. Причин для бунта у горожан хватало, а вот катализатором стала одна лишь фраза, в шутку брошенная уважаемым человеком.

Как шутка о пирожках вызвала в Новочеркасске восстание с человеческими жертвами

Для Новочеркасского завода 1962 год был особенно важным, так как предприятие осваивало выпуск новых электровозов ВЛ80, призванных заменить устаревшие ВЛ60. В те годы СССР стремился быть впереди планеты всей и новая машина должна была стать самой мощной и экономной в мире.

Как шутка о пирожках вызвала в Новочеркасске восстание с человеческими жертвами

Всего в 1962 году НЭВЗ должен был выпустить 457 новых электровозов, в числе которых были два инновационных ВЛ80. К ответственной работе завод готовился заранее — в его цеха были завезены новые станки, вошедшие в первую крупную волну технического переоснащения.

Только вот с монтажом нового оборудования у заводчан не складывалось — сроки были безнадежно сорваны и в ближайшее время запуск станков не предвиделся. Руководителя предприятия сильно «крепили» из Москвы — стране были нужны электровозы, а новые ВЛ80, о выпуске которых уже радостно оповестили полмира, стали вопросом политическим.

Директор завода Борис Курочкин ежедневно докладывал в столицу о том, как обстоят дела с установкой новых станков. Грамотный управленец и отличный инженер, Курочкин был нередким гостем в цехах своего предприятия. В 1962, когда на карту было поставлено многое, а вопрос лично контролировал Никита Хрущев, директор проводил среди рабочих каждую свободную минуту.

Как шутка о пирожках вызвала в Новочеркасске восстание с человеческими жертвами

У директора завода была одна неприятная черта — он никогда не стеснялся выражений и, нередко, вел себя с подчиненными оскорбительно. Среди работников НЭВЗ в 60-е годы были разные люди. Среди них было немало квалифицированных специалистов и интеллигентных инженеров, но были и люди с криминальным прошлым.

Неважные условия труда, плохое решение бытовых вопросов и небольшие зарплаты способствовали текучке кадров. Самой острой проблемой для заводчан была жилищная — предприятие тогда не строило жилья и многим приходилось снимать комнату или даже койку у частников. При средней зарплате 100 рублей, за жилье ежемесячно приходилось отдавать 25-30 рублей.

Сюда стоит добавить, что в Новочеркасске, как и во всей стране, в 1962 году было неважно с продуктами. Нет, люди не голодали, но с полок магазинов периодически пропадали такие важные продукты, как хлеб, крупы и молоко. В общем, обстановка на заводе и в городе была в целом довольно напряженная и в этой ситуации директор Курочкин прибег к непопулярным методам.

Чтобы ускорить монтаж станков и как можно скорее выдать стране обещанную продукцию, он принял решение об интенсификации труда и изменение расценок. С января 1962 года заработная плата рабочих предприятия уменьшилась на треть — таким образом Курочкин хотел стимулировать заводчан работать продуктивнее.

Как шутка о пирожках вызвала в Новочеркасске восстание с человеческими жертвами

В этот совсем неподходящий момент в стране было объявлено о повышении цен на многие основные продукты питания, в том числе хлеб, мясо и яйца. Новость вызвала у рабочих ропот и в сталелитейном цехе собрался стихийный митинг.

Литейщики всегда считались привилегированными работниками и их ситуация возмутила больше всего. Курочкин снизил им оплату труда позже, чем другим, не в январе, а мае 1962 года и первая урезанная июньская зарплата точно совпала с повышением цен.

В тот момент, когда литейщики активно обсуждали сложившуюся ситуацию, в цех зашел Борис Курочкин и, увидев, что производство стоит, сразу повысил голос. В пылу спора директор отпустил злую шутку: «Нет денег на мясо и колбасу, ешьте пирожки с ливером». Именно она и переполнила чашу терпения рабочих, которые приняли решение бастовать.

Завод полностью остановился, а 5 тысяч его рабочих вышли на площадь перед заводоуправлением. Курочкина после реплики о пирожках уже никто не слушал, поэтому к протестующим вышел первый секретарь обкома партии Александр Басов.

Как шутка о пирожках вызвала в Новочеркасске восстание с человеческими жертвами

Партийный функционер с ходу взял неверный тон и из толпы в него полетели камни. Попутно досталось главному инженеру завода Елкину, которого начала избивать толпа. Позднее свидетели утверждали, что его собирались сжечь живьем. Милиции с трудом удалось отбить инженера, которому все же изрядно досталось.

Волнения разрастались и к заводчанам начали присоединяться горожане. В толпе появились оскорбительные плакаты, были перекрыты несколько улиц и железнодорожная магистраль. 2 июня людей стало еще больше и они наотрез отказывались расходиться.

В город были введены военные и танки, которыми власти пытались рассеять толпу. В суматохе кто-то отобрал у рядового Репкина автомат, из-за этого открыли огонь на поражение. Всего 2 июня были убиты 26 человек, а 87 получили огнестрельные ранения. 35 военнослужащих получили травмы разной степени тяжести, но среди них погибших не оказалось.

Как шутка о пирожках вызвала в Новочеркасске восстание с человеческими жертвами

После этих событий в Новочеркасске прошли показательные суды, которые вынесли приговоры 100 участникам беспорядков. Семь из них получили высшую меру наказания и были расстреляны, а остальные отправились в колонии отбывать солидные сроки.

Что касается директора завода Бориса Курочкина, со злой шутки которого началось Новочеркасское восстание, то его просто уволили. События 1–2 июня 1962 года привлекли внимание к проблемам заводчан и для них, наконец, начали строить жилье и завозить своевременно продукты.

Электровозы ВЛ80 вскоре стали основной продукцией НЭВЗ и, спустя совсем немного времени, были признаны наиболее распространенными на железных дорогах мира.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram, VK или OK. Там ещё больше интересного.
+8
224
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Наш сайт использует Cookie. Запретить обработку cookies можно в настройках Вашего браузера.