Как появилась культовая в СССР жвачка «Дональд» и почему внезапно исчезла
Для тех кто рос в 80-х годах, детство неизменно ассоциируется с жевательными резинками. В СССР можно было купить несколько разновидностей этого лакомства, но самой большой популярностью пользовалась жвачка «Дональд». Кроме отличных вкусовых качеств этот продукт предлагал заманчивый бонус — вкладыш с коротким комиксом про диснеевскую утку. Честно говоря, для многих это была наиболее ценная часть жвачки, стоимость которой у коммерсантов (обычно цыган) составляла 1 рубль.
Если вас мучает ностальгия и вы попытаетесь найти жевательную резинку «Дональд», то готовьтесь к разочарованию — ее больше не делают, причем очень давно. История взлета и падения голландской компании Maple Leaf, выпускавшей этот любимый советскими детьми продукт, довольно интересная.
Все началось после окончания Второй мировой войны, когда по Европе слонялись тысячи американских и канадских солдат, всюду сеющих «доброе и вечное» в виде типично американских продуктов. Вместе с сигаретами «Мальборо» и «Кока-колой» заокеанские союзники привезли с собой незнакомые большинству европейцев жевательные резинки.
Интерес к жвачке в Западной Европе был очевиден и житель Нидерландов Роберт Маркус решил начать производить этот продукт, пока никто не перехватил инициативу. Времена были послевоенные, непростые, поэтому свое мини-производство Маркус организовал на кухне их общей с братом квартиры.
После нескольких недель упорных и очень ароматных экспериментов, братья добились положительного результата и летом 1948 года первая партия пригодного к употреблению «отечественного» продукта была предложена голландцам. Компанию Маркуса получила название Maple Leaf, в честь кленового листа — символа далекой Канады.
В 1956 году дела Роберта Маркуса уже шли настолько хорошо, что он открыл в Амстердаме свой небольшой завод по производству жевательной резинки. Это еще был не легендарный «Дональд», а просто жвачка Maple Leaf. Любимый детьми СССР Donald ML родился только в 1966 году вместе с резинкой Fix und Foxi, почти неизвестной нашему потребителю.
Великолепный «Дональд» появился благодаря тому, что Маркус сумел договориться со студией Уолта Диснея об использовании имени и изображения мультипликационного утенка на обертках жвачки. Сейчас это кажется невозможным — подобное разрешение стоило бы гораздо дороже всего бизнеса Маркуса, но в 60-х годах Дисней был еще не таким медийным и поэтому более сговорчивым.
Компания Maple Leaf успешно функционировала самостоятельно до 1970 года, но потом из-за необходимости в инвестициях «продалась» пищевому гиганту General Foods. Следующим владельцем компании, а значит и «Дональда», стал американский концерн All Sweets, купивший нидерландскую фирму в 1979 году.
К этому времени американцы научили жевать не только Европу, но и Азию. Китайский рынок был невероятно перспективным и производство «Дональдов» переехало в далекий Шанхай. В 1986 году производителя купили снова — владельцем торговой марки стала компания Leaf inc. Забегая наперед скажем, что это было начало конца торговой марки Maple Leaf, прекратившей свое существование через несколько лет.
Именно во второй половине 80-х жвачка «Дональд» появилась в СССР. Но если вы покупали ее в 90-х, то это значит, к вам попадала продукция «из старых запасов». В 1990 году Leaf inc. решила свернуть выпуск любимого у детей продукта и перешла на выпуск жвачек в виде шариков.
Срок годности последних партий «Дональда» закончился в 1993 году и товар перестали продавать официально. Возможно, высшие силы покарали «убийц» культовой жвачки, так как в конце 90-х завод в Амстердаме во время пожара сгорел дотла. После этого «Дональд» едва не был возрожден компанией CMS, которая купила лицензию на выпуск жевательных резинок, но у этих ребят что-то там не заладилось и торговую марку в 2003 году снова продали.
В настоящее время ренессанс «Дональда» менее вероятен, чем высадка голландских космонавтов на Юпитер. Студия Диснея уже точно не допустит, чтобы кто-то наживался на одном из самых узнаваемых ее персонажей. А кроме этого, не дадут наладить производство многочисленные бывшие владельцы бренда, в собственности которых находятся рецептуры, запатентованные вкусы и запахи, дизайн этикеток и милых детскому сердцу вкладышей.
- Комментарии