Странные истории рассказывают о страшном корабле, бороздящем морские просторы Чили, – призраке, в экипаже которого служат проклятые, а командует им тёмный маг. Корабль-призрак «Калеуч» на протяжении многих поколений пленял умы как моряков, так и так и сухопутных обывателей.
Его происхождение окутано тайной. Это судно-призрак стало предметом бесчисленных рассказов и легенд, каждая из которых предлагает свой уникальный взгляд на его историю. Откуда взялись эти истории, почему «Калеуч» вселяет страх в сердца чилийских моряков? И могут ли эти истории быть правдой?
«Калеуч» — это корабль-призрак, берущий свое начало в мифологии жителей острова Чилоэ на юге Чили. Его название происходит от портманто – слияния двух других – слова мапуче Kalewtun, что означает «превращение или изменение», и che, означающего «люди». У корабля много имён: это и «Заколдованный корабль», и «Баркойче», и «Корабль колдунов».
Существует множество различных версий легенд, которые описывают корабль и объясняют его происхождение.
Говорят, что корабль движется по каналам Чилоэ с удивительной скоростью. Хотя его не всегда можно увидеть, говорят, что люди обычно инстинктивно чувствуют его приближение. Его можно увидеть в туманные дни, прорезающим туман, словно нож мягкое масло.
Очевидцы говорят, что корабль напоминает старый испанский галеон. Его описывают как сияющий белый корабль с тремя мачтами и пятью парусами. Легенды гласят, что он сияет огнями.
Говорят, что с корабля доносятся звуки музыки и веселья, как будто на его борту всегда проходит праздник или торжество. Те, кого привлекают звуки, часто утверждают, что корабль исчезает, когда к нему приближаются смертные люди, или становится неосязаемым, и обычные корабли проходят прямо сквозь него.
Назначение корабля и тех, кто на нём работает, зависит от версии легенды. Самая старая версия связывает корабль со старой мифологией чилотов – жителей архипелага и их пантеоном богов.
По этой версии, корабль — это живое существо, созданное Эль Миллалобо, вторым по значимости морским богом Чилоэ, для своих детей. Миллалобо и его дети были известны как королевская семья моря. Одна дочь Сирена Чилота была разновидностью русалки, а другая дочь — Пинкойя, разновидностью водного духа. Сына звали Пинкой.
Пинкойя и Пинкой искали в воде моряков, погибших в море. Затем они привозили их на судно, где мужчин возвращали к жизни. Оказавшись на корабле, неживые моряки управляли им, наслаждаясь любимой работой и бесконечной вечеринкой.
Это история о корабле-призраке, поэтому существуют и более мрачные версии. В них кораблём управляет Брухо Чилоте – злой колдун. В этой версии корабль путешествует по океанам, заманивая наивных моряков.
«Калеуч» похищает моряков и людей с суши, а затем заставляет их вечно служить на корабле. У неудачливых жертв одна нога срастается с позвоночником, чтобы они не могли сбежать, и они превращаются в жутких существ под названием инвунче.
Местные жители боялись быть замеченными и захваченными. Говорили, что единственный способ спастись — спрятаться за определёнными деревьями, такими как чилийская винная ягода.
Последняя и самая современная версия истории гласит, что корабль использовался колдунами Чилоэ в качестве магического транспорта. Они каждые три месяца отправляются на нём в путешествие, чтобы подпитать свои силы. По этой версии, корабль по-прежнему принадлежит Милалобо, и, как утверждается, только команда может подняться на борт. Что объясняет, почему корабль имеет тенденцию исчезать или становиться неосязаемым, когда к нему приближаются смертные.
Со временем люди стали верить, что некоторые местные торговцы заключают сделки с этими колдунами в обмен на богатство и успех. Когда человек из Чилоэ быстро обретал богатство или славу, часто говорили, что он заключил фаустовскую сделку с капитаном корабля-призрака.
Что представляют собой эти договоры, до сих пор неясно. Одни утверждают, что купцы должны разрешить шумной команде устраивать развратные вечеринки в своих домах, когда корабль причаливает, другие — что должны позволить команде использовать их дома для мрачных тёмных ритуалов.
В 1960 году на регион обрушилось Вальдивийское или «Великое чилийское землетрясение», которое привело к пожарам, оползням, цунами и наводнениям. Несмотря на масштабы землетрясения, некоторые дома остались нетронутыми стихией, что породило множество суеверных слухов о том, что владельцы этих домов заключили договор с экипажем.
Примерно в то же время распространился слух, что многие богатые купцы в округе бросали якоря у своих домов в качестве своеобразной визитной карточки. Они заключили сделку, и их следовало сторониться.
Существует несколько гипотез о происхождении этих легенд. Самая популярная связана с тем, что архипелаг Чилоэ довольно удалённый, и люди, живущие на этих островах, долгое время находились в изоляции. Они были независимым, самодостаточным народом, который практически во всём полагался на море.
Море было важной частью их жизни, и они использовали его для объяснения своих встреч с внешним миром. Считается, что когда в 1600 году в этот регион впервые прибыли корабли из Нидерландов, местные жители объяснили появление этих странных судов, связав их с местной мифологией.
Другие утверждают, что мифы являются адаптацией/ассимиляцией внешних легенд в мифологию Чилоэ. Так, «Калеуч» поразительно похож на рассказы о «Летучем голландце».
Более приземлённое объяснение заключается в том, что местные контрабандисты ухватились за эти легенды и популяризировали их как способ объяснить свою незаконную деятельность.
Если это так, то «Калеуч» определённо заслуживает приза за изобретательность.
Независимо от того, реальный ли это корабль-призрак или просто плод коллективного воображения, «Калеуч» остаётся неизменным символом таинственности и силы моря. Независимо от его происхождения, он был и остаётся в памяти как одна из самых интригующих и захватывающих легенд всех времён.