Мы продолжаем цикл материалов про суперкары Ferrari и с превеликим удовольствием спешим рассказать о главных 12-цилиндровых моделях с салонами на двоих и их некоторых вариациях. В истории марки подобных множество, поэтому мы специально сузили круг для удобства восприятия информации — речь пойдет об эволюции (а иногда и революции), начиная с девяностых годов. А в следующий раз углубимся в дела давно минувших дней. Кстати, роскошным моделям с посадочной формулой 2+2 будет посвящен отдельный рассказ — не переключайтесь!
### Ferrari 550 Maranello В 1973 году завершилось производство купе и кабриолетов Ferrari Daytona (их официальные названия — 365 GTB/4 и 365 GTS/4). Прямого наследника с V12 они не получили, а желавшим автомобиль подобного формата пришлось ждать больше двух десятилетий, пока не появилась великолепная 550 Maranello. Ее конструкция поистине изысканная. Двигатель — F133 A объемом 5,5 литров с «сухим» картером (485 л.с. при 7000 об/мин). Шестиступенчатая «механика» отнесена к задней оси (такая схема называется transaxle) для оптимальной развесовки. Передняя и задняя подвеска на двойных поперечных рычагах. Разгон до 100 км/ч занимает 4,4 секунды, максимальная скорость — 320 км/ч.
Немногие нынче помнят, что в 1998 году слегка модифицированный суперкар отправился на 12-километровый овальный испытательный полигон в американском штате Огайо и установил серию рекордов средней скорости. В течение часа он выжимал 296 км/ч, на дистанции в сотню километров — 304 км/ч и 306 км/ч на отрезке в 100 миль. По такому поводу выпустили 33 экземпляра WSR Edition (World Speed Record) со спортпакетом, обтянутым замшей рулем, углепластиковыми креслами и прочими атрибутами спецверсии.
Уникальная 550 Barchetta Pininfarina дебютировала на Парижском мотор-шоу 2000 года в честь 70-летия ателье «Пининфарина», давнего партнера Ferrari. Это творение для истинных эстетов, готовых смириться с отсутствием полноценного складного верха. Технически оно повторяет купе, а кузов напротив имеет ряд отличий — в частности, изменен угол наклона лобового стекла и переделана задняя часть, благодаря чему багажник более вместительный. Построено 448 экземпляров.
Осенью 2009 года «Феррари» совместно с карроцерией Zagato представила эксклюзивный родстер 550 GTZ Barchetta в стиле Ferrari 250 GT Berlinetta 1956-го. Таких всего три штуки! Не правда ли, неплохой способ увековечить 90-летние сотрудничество двух гигантов индустрии автоэксклюзива?
### Ferrari 575M Maranello Рестайлинговый суперкар (M в названии означает modificata, «модифицированная») практически неотличим от 550 Maranello. В числе немногочисленных нюансов другая передняя оптика и бампер. Нет, художники не обленились, а поступили логично — зачем менять удачный облик? Тем временем в конструкции полно важных новшеств. Мотор 5,7-литровый F133 E (515 л.с.), в списке опций появился шестиступенчатый «робот» F1 от Graziano — впервые на Ferrari с V12. Плюс адаптивная подвеска и тормоза увеличенного размера. Ну а тем, кто большому туризму предпочитал упражнения на треке предлагался пакет GTC с карбон-керамической тормозной системой Brembo, перенастроенной подвеской, спортивной выпускной системой и 19-дюймовыми колесными дисками.
На смену бескомпромиссной Barchetta Pininfarina пришла пижонская Superamerica со сдвижной на 180 градусов стеклянной крышей. V12 форсирован до 540 л.с. и позволяет утюжить автобаны со скоростью 320 км/ч. На момент появления Superamerica считалась быстрейшим кабриком в мире. И заодно одним из самых редких — тираж всего 559 единиц. Из них 43 — с механической коробкой передач.
### Ferrari 599 GTB Fiorano Гран-турер нового поколения не случайно нарекли в честь родного для «Феррари» автодрома. Это сгусток энергии и эстетики — оцените совершенные пропорции и классные детали вроде отдельно стоящих, образующих «тоннели» задние стойки! Благодаря последним нет необходимости портить внешность спойлером: при 299 км/ч на автомобиль воздействуют 160 кг прижимной силы. Впервые на GT из Маранелло применили алюминиевую силовую структуру вместо трубчатого стального шасси.
Шестилитровый 620-сильный F140 C V12 состоит в тесных родственных связях с агрегатом суперкара Ferrari Enzo. Кроме того, он входил в элитный клуб двигателей, выдающих свыше 100 л.с. с каждого литра рабочего объема без всяких турбокомпрессоров. И превращал 599 GTB Fiorano в мощнейший дорожный Ferrari за всю историю марки.
Пока пуристы наслаждались шестиступенчатой механической КП, прогрессивной части энтузиастов предложили шестиступенчатый «робот» F1 SuperFast. С ним смена передач происходит за 100 миллисекунд и за 85 миллисекунд при наличии пакета HGTE (Handling Gran Turismo Evoluzione), в который входят перенастроенные адаптивные амортизаторы, пружины и задний стабилизатор поперечной устойчивости, а также выпускной тракт с насыщенным звучанием.
У 599 GTB Fiorano были разные версии, но самая убойная среди дорожных — GTO. Суть допущенная на улицы разновидность трекового 599XX. Энерговооруженность поинтереснее, чем у GTB. Пронзительно вопящий V12 форсирован до 670 л.с. при 8250 об/мин, масса снижена на 83 кг. Спринт до 100 км/ч укладывается в 3,35 секунды, максимальная скорость 335 км/ч. Тираж GTO символичный — 599 машин.
### Ferrari F12berlinetta Наследница Fiorano выглядит дерзко и яростно — за великолепный дизайн скажем спасибо фирменной студии под началом бессменного Флавио Манцони и ателье Pininfarina. Шасси, как и у предшественника, алюминиевое. Оно состоит 12 разных сплавов, жестче на кручение на 20% и легче на 70 кг. Распределение массы между передней и задней осью — 48% и 52% – близко к идеальному. Обитатель подкапотного пространства тоже идеальный — 6,3-литровый F140 FC мощностью 740 л.с. при 8250 об/мин. Так на минуточку, победитель конкурса International Engine of the Year 2013 в категории Best Performance Engine! В паре с ним работает отнесенный к задней оси преселективный семиступенчатый «робот» с двумя сцеплениями.
F12berlinetta, сильнейшей Ferrari своей эпохи достаточно 3,1 секунды для рывка до сотни, ее максимальная скорость — 340 км/ч. Сумасшедший потенциал держат в узде следующие системы — адаптивная подвеска, электронноуправляемый дифференциал, карбон-керамические тормоза и ассистенты активной безопасности.
Особого внимания и почтения заслуживает F12tdf в честь состязания Tour de France, в которой автомобили бренда доминировали в 50-е и 60-е годы. Она может ездить по обычным дорогам, однако на гоночной трассе чувствует себя особенно хорошо.
Ключевые отличии F12tdf от донорского суперкара? Загибаем пальцы. Мотор заполучил впускной коллектор с изменяемой геометрией и форсирован до 780 л.с. при 8500 об/мин. Семиступенчатый преселективный «робот» действует быстрее при переключениях вверх и вниз (на 30% и 40% соответственно). Изменены кузовные панели. По мере превращения автомобиль сбросил 110 кг. Ну а самое интересное и неожиданное – полноуправляемое шасси Passo Corto Virtuale. Правда, задняя ось поворачивается только в ту же сторону, что и передние колеса (на высоких скоростях) и не работает в противофазе с ними. До 100 км/ч — 2,9 секунды, до 200 км/ч — 7,9 секунды. Трек Fiorano купе пожирает за 1 минуту 21 секунду, на 1,4 секунды быстрее стандартного Ferrari. Само собой, подобный продукт не может быть массовым — компания расщедрилась на 799 штук.
### Ferrari 812 Superfast Итальянцы совсем обнаглели, назвав свой автомобиль «сверхбыстрым»? Нисколько, он достоин столь громкого и нескромного имени! Дизайн авторства Ferrari Styling Centre — шедевр! Начинка ему под стать. Superfast «заряжен» мощнейшим 6,5-литровым атмосферником F140 GA (800 л.с. при 8500 об/мин) и семиступенчатым преселективным «роботом» с двумя сцеплениями. По платформе суперкар напоминает F12tdf — у него тоже полноуправляемое шасси, причем в усовершенствованном виде (Passo Corto Virtuale 2.0), ассистент боковых скольжений SSC 5.0 (Side Slip Control) и элементы активной аэродинамики. А еще Superfast первым среди серийных Ferrari укомплектован электроусилителем руля вместо гидроусилителя.
812 Superfast на 110 кг тяжелее, чем F12tdf. Но по динамике паритет — 2,9 секунды до сотни и «максималка» 340 км/ч.
Ferrari 812 GTS – первый серийный (не малотиражный) переднемоторный 12-цилиндровый спайдер Ferrari за полвека. Жесткий складной верх разворачивается или складывается за 14 секунд на скоростях до 45 км/ч. Заднее стекло размещено вертикально, и его положение не зависит от темпа движения.
GTS тяжелее купе и не уступает ему по максимальной скорости, однако динамика «поспокойнее». Если подобное вообще уместно в адрес машины, набирающей 100 км/ч за 3,0 секунды и 200 км/ч за 8,3 секунды.
Можно ли усовершенствовать идеал? В Маранелло отвечают утвердительно — посмотрите на 812 Competizione и таргу 812 Competizione A (Aperta)! Речь не об одном дизайне — инженеры постарались улучшить все, что можно. Например, у двигателя «шесть и пять» новые поршни, более легкие титановые шатуны и доработанная система непосредственного впрыска топлива. Предельные обороты — 9500 об/мин против 8900 об/мин у 812 Superfast. Мощность — 830 л.с. По ускорению до 100 км/ч Competizione и Superfast примерно равны, но при подлете к 200 км/ч спецверсия вырывается вперед — 7,5 секунды против 7,9.
Ferrari 812 Competizione A не только потрясающе красива. Она еще и весьма редкая — построено лишь 599 экземпляров, в то время как купе вышла партией в 999 штук.
### Ferrari 12Cilindri Не дизайн, а фантастика — центр стиля Ferrari проделал великолепную работу! Но что это?… В Маранелло случился творческий кризис и там не смогли придумать красивое, звучное название? Вовсе нет! Во времена, когда производители вычеркивают из своих линеек большие атмосферники, а о 12 цилиндрах и не помышляют, подобное имя — привилегия и откровенная насмешка над трендами. Более того, новейшему гран-туризмо неведома электрификация.
Традиция передавать следующей модели топовую итерацию двигателя от предка продолжилась. 12Cilindri примерил фактически F140 от 812 Competizione с некоторыми отличиями. Отдача осталась на прежнем уровне, а 80% от 678 Нм тяги доступны уже при 2500 об/мин. На задней оси располагается восьмиступенчатая преселективная КП с двумя сцеплениями от Ferrari SF90 Stradale. Передачи она щелкает на 30% быстрее прежнего «робота».
Темперамент 12Cilindri плюс-минус такой же, как у 812 Superfast. Разгон до 100 км/ч – 2,9 секунды, до 200 км/ч — 7,9 секунды. Максимальная скорость превышает 340 км/ч. Родстер 12Cilindri Spider чуть медленнее: 2,95 и 8,2 секунды до сотни и двухсот соответственно.
Подписывайтесь на наши каналы в Telegram, VK или OK. Там ещё больше интересного.