Алмазная скала – остров с богатой историей
К югу от Мартиники, острова в восточной части Карибского моря, расположен небольшой базальтовый остров под названием Алмазная скала. Говорят, что в определённые часы дня остров с внушительной вершиной в 175 метров выглядит как огранённый кусок одноимённого драгоценного камня. Несмотря на то, что это всего лишь скалистое образование, у Алмазной скалы довольно богатая история.

Традиционно военно-морские базы многих стран Содружества, включая Королевский флот, называются в честь кораблей и, соответственно, имеют соответствующую приставку (HMS в Королевском флоте, HMCS в Королевском флоте Канады, HMAS в Королевском флоте Австралии, INS в ВМС Индии и так далее).

Использование корабельных префиксов для обозначения военно-морских объектов уходит корнями в эпоху парусов, когда флоты использовали корпуса старых деревянных кораблей, пришвартованных в портах, в качестве плавучих казарм или учебных классов для обучения матросов и офицеров. Эти корпуса сохранили своё обозначение HMS, а позже, когда эти учебные заведения переместились на берег в более постоянные базы, название переместилось вместе с ними.
По другой версии, все моряки по закону должны числиться в штате корабля. Поэтому, называя военно-морские базы кораблями Королевского флота, в служебных записях можно было указать, что персонал служит на корабле, даже если он не находится в море.

Следуя этой традиции, коммодор сэр Сэмюэл Худ официально ввёл в строй на острове шлюп «HMS Diamond Rock» под командованием лейтенанта Джеймса Уилкса Мориса. Другие корабли Королевского флота должны были, проходя мимо острова, проявлять должное уважение: личный состав на верхней палубе становился в строй и смотрел в сторону скалы, а с мостика отдавали честь. HMS Diamond Rock сделал популярным термин «каменный фрегат», который является ещё одним названием берегового учреждения.

Гарнизон HMS Diamond Rock состоял из обычных офицеров британского военного корабля, включая хирурга и младшего лейтенанта для командования небольшим судном снабжения. Морис организовал госпиталь, а продовольствие, порох и боеприпасы доставлялись на скалу на лодках, где их покупали у местных островитян с Мартиники.
Главной слабостью острова был недостаток пищи и воды, которые приходилось добывать на судах, промышлявших среди близлежащих островов. Моряки также держали коз, кур и цыплят, чтобы пополнять свои скудные запасы продовольствия.

В течение 17 месяцев HMS Diamond Rock полностью контролировал канал между ним и главным островом, ведя огонь по французским кораблям, которые пытались подойти слишком близко к скале и перехватывали грузы, предназначенные для французского гарнизона. Из-за своей возвышенности орудия на Алмазной скале имели большую дальность стрельбы, и это заставляло французские корабли обходить её стороной. Благодаря орудиям Даймонд-Рок, а также течениям и сильному ветру подойти к гавани Порт-Ройала для вражеских кораблей было практически невозможно.

Французы решили захватить Даймонд-Рок, создав блокаду и прекратив снабжение острова, тем самым вынудив британцев сдаться. План, хотя и простой, сработал. После нескольких дней перестрелки с французами на острове стали заканчиваться боеприпасы и вода, и лейтенанту Джеймсу Уилксу Морису не оставалось ничего другого, как сдаться французским войскам.

С величайшим прискорбием вынужден сообщить вам о гибели корабля «Даймонд Рок» под моим командованием, который был вынужден сдаться 2-го числа, после трёхдневной атаки эскадры, состоявшей из двух линейных кораблей, одного фрегата, одного брига, шхуны, одиннадцати канонерских лодок и, по ближайшим подсчётам, 1500 солдат. Недостаток боеприпасов и воды был единственной причиной прискорбной потери… [наши потери составили] всего два убитых и один раненый.

Морис предстал перед военным трибуналом за потерю корабля — в данном случае острова, — как того требовала военно-морская процедура того времени, но был с честью оправдан за потерю.
Скала оставалась в руках Франции до захвата Мартиники англичанами в 1809 году. По окончании Наполеоновских войн остров был возвращён Франции вместе с Мартиникой. С тех пор он остаётся французским владением, недоступным, негостеприимным и необитаемым.
- Комментарии