Среди сотен водоемов Подмосковья только Медвежьи озера – Большое и Малое – обросли легендами.
Рядом есть и более крупные озера, например Сенеж. Но про него не говорят, что там кто-то необычный водится. А вот в Медвежьих озерах, по слухам, живет «древний ящер наподобие плезиозавра». Впервые, еще 20 лет назад, мне об этом рассказал местный экстрасенс Владимир Анисимов. В то время как раз состоялась специальная экспедиция на Медвежье озеро, которую предприняли сотрудники Института палеонтологии. Мнение ученых было однозначным: крупный ящер прожить незамеченным в озере не сможет, и ему попросту не хватит кормовой базы.
Но почему мы зациклились на плезиозаврах? Разве не интересны другие необычные животные? Поразмыслив так, мы с Владимиром Николаевичем решили «просканировать» озеро, применив паранормальные способности Анисимова. Сказано–сделано. Приехали на озеро, Анисимов произвел над гладью вод пассы руками и сообщил, что чувствует в глубине какое-то необычное движение, но что это – косяк рыбы или что-то другое, сказать не смог.
Много времени и сил отдал изучению Медвежьих озер и другой энтузиаст, инженер-землеустроитель, опытный геодезист со стажем Валентин Мухин. Он провел у озера несколько ночей. По его рассказу, он слышал в темноте мощные всплески какого-то крупного существа. Но был ли это плеск плавников щуки, усиленный эхом в ночной тиши, или это ондатры плескались – Мухин не выяснил.
Валентин Иванович тоже утверждал, что старики ему рассказывали про обитающее в озере большеголовое животное, по описаниям напоминающее огромного тритона или исполинскую саламандру. Сами по себе эти животные вовсе не фантастические. Но сейчас они не достигают больших размеров.
Ах, водяной!
А между тем автор этих строк своими глазами видел в Астраханской области рыбу белугу четырехметровой длины. Ловили там и более крупных особей, весом больше тонны! Но с каждым годом таких становится все меньше. Рыбам не дают дорасти до максимального размера, вылавливают.
Привычный сом тоже теоретически способен дорасти до двух с половиной метров. Чем не чудовище? Вот уж Водяной так Водяной!
Некоторые местные жители считают, что Медвежьи озера возникли не так уж давно, то ли двести, то ли триста лет тому назад. Это, по их мнению, означает, что «неоткуда взяться в озере плезиозавру»! На самом деле неверная датировка появления озер бытует из-за того, что когда-то существовало еще одно озеро, третье. Оно располагалось ближе к Москве. Его не стало при помещике Буханове.
В конце XVIII века к нему на постой до суда и следствия пригнали пугачевских разбойников. Барин решил занять их полезным трудом и велел выкопать водоотводный канал, по которому постепенно слили воды озера. Спрашивается, зачем барину это было нужно? Быть может, он или его крестьяне опасались того, «кто сидел в пруду»?
Кто уносил крестьянскую скотину?
На самом деле Медвежьи озера очень древние. Им не 200 лет, а, может быть, 200 тысяч. Они – остатки существовавшего здесь когда-то гигантского водоема, появившегося по окончании ледникового периода. Сейчас большое озеро вытянуто с севера на юг на площади более 60 га. У него пологие, заболоченные берега, вокруг лес, богатый грибами и ягодами.
Упоминание об этих местах попало в летописи еще 600 лет назад. Территория вокруг Медвежьих озер принадлежала Великому князю московскому. Краеведы выяснили, что еще в XIV веке монах Афанасий, один из старцев московского Симонова монастыря, основанного в 1370 году, невдалеке от двух озер устроил пустынь Спаса Преображения. А через двенадцать лет по соглашению с князем Симонов монастырь передал Дмитрию Донскому свое село в обмен на угодья, примыкающие к монастырю.
У крестьян постоянно происходили тяжбы с монастырем – в основном из-за скота, который часто пропадал. Кто крал: соседи или кто-то другой, обитавший в болотистых водоемах? Сейчас об этом можно только догадываться.
Деревня Медвежьи Озера разрасталась. В Ревизских сказках 1748 г. она приписана к дворцовому селу Измайлову, и отмечено, что ранее принадлежала светлейшему князю Александру Даниловичу Меньшикову, знаменитому сподвижнику Петра I. Но у светлейшего были дела поважнее, чем поиск «водяного». А после опалы и ссылки в Березов – и подавно.
Совершенно точно, здесь бывал поэт Борис Пастернак. Сохранилось его письмо родителям в Европу о поездке в эти края из Райков, где они с бабушкой отдыхали летом 1907 г.
Во времена юности поэта чудище еще могло обитать в озере. Но вряд ли оно дожило бы наших дней. Сегодня в озеро стекают с полей химикаты, военный аэродром сбрасывает авиакеросин.
Среди зарослей водорослей гуляют только лещи да карпы, озеро по большей части мелкое, около двух-трех метров, и хорошо прогревается солнцем.